Конспект урока по обществознанию для 8 класса по теме "Быть личностью"
Оценка 4.6

Конспект урока по обществознанию для 8 класса по теме "Быть личностью"

Оценка 4.6
pdf
23.03.2023
Конспект урока по обществознанию для 8 класса по теме "Быть личностью"
byt_lichnostju.pdf

Урок по обществознанию на тему «Быть личностью» 

 

Цель: рассмотреть понятие личности, этапы её становления. 

 

Предмет: обществознание.  Класс: 8. 

Учитель: Куликов В.К. 

 

I. Повторение пройденного материала. 

 

1. Вводная беседа.  

 

Дорогие восьмиклассники! 

У вас в руках ещё одна учебная книга по обществознанию. Она является продолжением тех учебников, по которым вы учились в предыдущие годы. Однако она отличается от них не только оформлением, но и своим содержанием. Вы стали старше и можете понять более сложные вопросы. И в жизни вам скоро предстоит принимать решения, которые могут повлиять на вашу судьбу: где продолжить образование после 9 класса? Какой профиль обучения избрать? Или пойти в профессиональное учебное заведение? По какой профессии? Может быть, если есть желание, пойти работать? А главное – какие последствия вам можно ожидать в результате каждого из вероятных решений? 

Чтобы не допустить ошибок, важно представлять себе сферу своей предполагаемой деятельности, условия и возможности, которые существуют в современном обществе, знать государственные и общественные организации, с которыми вам придётся взаимодействовать, наконец, чётко понимать свои права и обязанности. Иными словами, в 8 и 9 классах важно хорошо подготовиться к ответственному рубежу, когда значительно расширится диапазон общественных отношений, в которые вы вступаете. Поэтому учебники по обществознанию для 8 и 9 классов дадут вам не отрывочное, как раньше, а целостное представление об обществе, в котором вы живёте и в котором вам предстоит после окончания 9 класса принимать решения, во многом определяющие ваше будущее, и уже самостоятельно строить свою жизнь, учёбу и труд. 

О содержании курса 8 класса вы узнаете, просмотрев оглавление. А в 9 классе вам предстоит углубиться в сферу политики, а также обстоятельно познакомиться с законами, которые должен знать и соблюдать каждый, кому исполнилось 14 лет и кто уже получил паспорт гражданина Российской Федерации. 

Усвоить основное содержание курса вам помогут разнообразные рубрики, предполагающие вопросы и задания по изучаемой теме, а также дополнительный материал. Рубрика «Вспомни» побуждает воспроизвести в памяти знания, полученные ранее, и, может быть, потребует обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса. Рубрика «Подумай» направляет на вопросы, требующие размышления, а зачастую и обсуждения с одноклассниками. В рубрике «Факты» вы найдёте интересные цифры и иные сведения, которые запоминать не обязательно, но увидеть их связь с изучаемым материалом необходимо. Рубрика «Ситуация» поможет связать теоретические положения с реальной жизнью. В рубрике «Мнения» представлены различные точки зрения, что помогает увидеть изучаемую проблему с разных сторон. А рубрика «Документ» позволяет познакомиться с важными законами, суждениями учёных. Рубрика «Проверь себя» направляет на самоконтроль усвоения главных вопросов изученного параграфа. А под заголовком «В классе и дома» даются задания, требующие применения полученных знаний в новых ситуациях. Результаты их выполнения могут быть обсуждены в классе и оценены учителем. Представленные в конце каждого параграфа в рубрике «Говорят мудрые» афоризмы не предназначены для «оживления» темы, а призваны стать информацией к размышлению. 

После изучения темы (главы) в целом важно повторно обратиться к её главным идеям. Сделать это помогут вопросы и выводы к главе. 

Уточнить ваши знания можно, обратившись к словарю важнейших терминов, завершающему учебную книгу. 

Авторский коллектив надеется, что изучение данного курса в 8-9 классах поможет вам ориентироваться в окружающем мире, выбрать направление дальнейшей учёбы и справиться с более сложными проблемами обществознания, которые предстоит рассматривать на следующих ступенях образования. 

Желаем успехов в освоении курса! 

 

2. Сообщение темы и цели урока. 

 

II. Изложение программного материала. 

 

ВСПОМНИ 

 

Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность? 

 

ПОДУМАЙ 

 

Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненный целей? 

 

Человек, индивид, личность 

 

Как известно, в человеке сочетаются природное (биологическое) и социальное (общественное) начала. Будучи существом мыслящим, человек задумывается над вопросом «Кто я?». При этом каждый может согласиться с множеством определений. Среди них – имя (я – Мария, Глеб, Ольга Петровна…), род занятий (ученик, студентка, домашняя хозяйка, политический деятель, учёный, изобретатель…), черты характера (весёлый, задумчивый, предприимчивый, добрый, смешливая…) или увлечения (любитель музыки, заядлый болельщик, поклонник лирической поэзии, коллекционер…). Нередко человек определяет себя через принадлежность к одному из народов (я – русский…) или ко всему человечеству (я – землянин) и т. п. 

Если проанализировать предполагаемые ответы на вопрос «Кто я?», можно выделить различные важные отличительные признаки человека. Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей – индивид (от лат. individuum – отдельный человек). Индивид – это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью. 

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному (отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другим. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда – писатели, поэты, художники, актёры, музыканты. Для художника-творца важно индивидуальное начало. Только сравнивая себя с другими людьми, человек может выявить свою индивидуальность. Следовательно, индивидуальность – характеристика человека в обществе. 

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Слово «личность» не зря является однокоренным к словам «лицо», «лик», «облик». Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми. 

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др. 

 

Жизненные ценности и ориентиры 

 

Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть своё внутреннее и внешнее «я»: «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость», «Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым. 

Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану? Что случится со мной в будущем? Как и зачем мне жить? Действительно очень трудно оценить, если вы в разные мгновения своей жизни то чувствуете себя очень взрослыми и опытными (у Лермонтова: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот, верно, не видал людей и свет…»), а то вдруг хотите быть очень юными и даже маленькими. 

«Зачем я?» Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворённостью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. 

Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать её нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет ему стать творцом не только собственной судьбы, но и общественного развития. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека? 

Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливыми все люди? Что вы думаете по этому поводу? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека? 

Смысл жизни и счастье не начало и конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья (если в данный момент одиноко, то «счастье – это когда тебя понимают»; узнать после стихийного бедствия, обрушившегося на город, что близкие живы – счастье…). Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Если в молодости главный предмет размышлений – кем и каким быть, то для зрелого и пожилого возраста особую важность приобретает вопрос: правильно ли ты жил, всё ли сделал, что мог? Бывает, что на этот вопрос приходится отвечать с болью, стыдом и горечью за пустые и бессмысленные годы. (Мы знаем, что деятельность человека всегда подчинена какой-либо цели. Но разве вам не приходилось слышать о «бесцельно прожитых годах»?) 

Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору. Попробуйте составить для себя перечень того, что вы ждёте от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти интересное для себя и полезное для других дело, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного. 

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Один продолжит семейную традицию. Другой с детства возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что успешно занимается в театральном кружке. Четвёртому и думать не надо: в городе или посёлке есть один завод, на нём и предстоит трудиться. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: кем быть? 

 

Факты 

 

Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих – свыше 8000. Практически ежедневно появляются новые профессии. 

 

Для того чтобы ваш выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше вы о ней узнаёте, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии кое-чего добился. 

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек – техника», где главный ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человека – природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «человек – знак» - здесь ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек – человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек – художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения. 

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии проходяща, а профессиональный успех – удел тружеников. 

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции – всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов. 

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо, чтобы утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность. 

Становление личности. Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть, это, прежде всего, идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека. 

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты. 

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни. 

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений. 

Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений, обогащает общество, даёт возможности формированию личности, её неповторимого внутреннего мира. 

 

Документ 

 

Вот, что писал о мировоззрении русский философ С. Л. Франк (1877 – 1950): 

«Мировоззрение – это всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом… смысле существует, собственно, столько мировоззрений, сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев… Каждое мировоззрение содержит известное единство теории и идеала…» 

 

Как же проходит становление личности? 

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы. 

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности этой группы, становится, как все. Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio – приспособление). 

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её. 

Третья фаза – интеграция (от лат. integration – восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого – группы, общности, всего общества. 

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности – в понимании закономерностей становления личности – в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор. 

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности – социализацией. 

Среди агентов социализации принято выделять ближайшее окружение человека – семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье складывается определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям. 

 

Ситуация 

 

В конце XIX в. в Нижнем Новгороде в семье владельца маленькой красильной мастерской жил мальчик Алёша. Дед его, человек, в общем-то, не злой, воспитывал внуков по обычаям Домостроя (Домострой – старинный (XVI в.) русский свод житейских правил и наставлений, требующих беспрекословного повиновения главе семьи). По субботам детей пороли за провинности, а нередко и для острастки. Не раз бабушка спасала внука от несправедливой расправы и унижения. Став взрослым, писатель Максим Горький воспринимал страдания других как личное горе. 

 

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека – организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей – семья и ближайшее окружение. 

Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества. 

 

III. Итог урока. 

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 

 

1)    Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность? Приведите примеры. 

2)    Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируйте свой ответ. 

3)    Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? 

4)    Какие факторы влияют на выбор профессии? 

5)    Какие этапы проходит личность в процессе становления? 

 

В КЛАССЕ И ДОМА 

 

1)    О человеке говорят: «Он – яркая личность». Назовите, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки. 

2)    Ответьте письменно на вопрос «Кто ты?» столько раз, сколько сумеете за минуту. Проанализируйте, какие признаки вы выделяете, каким отдаёте предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас. 

3)    С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясните, что ценят больше всего ваши одноклассники в выбранной ими профессии. Обратите внимание, какие профессии наиболее популярны среди мальчиков, среди девочек. 

4)    Составьте в своей тетради схему «Агенты социализации», разместив их на схеме таким образом, чтобы было понятно, какие из них влияют непосредственно на формирование личности, какие – опосредованно. 

 

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ 

 

«Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию «Личность», но ещё вовсе не сам шедевр». 

 

В. Гаврилов, современный российский писатель 

 

Оценивание ответов учащихся. 

 

Домашнее задание: читать §1 «Быть личностью» (сс. 6-13). 

Урок по обществознанию на тему «Быть личностью»

Урок по обществознанию на тему «Быть личностью»

Рубрика «Вспомни» побуждает воспроизвести в памяти знания, полученные ранее, и, может быть, потребует обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса

Рубрика «Вспомни» побуждает воспроизвести в памяти знания, полученные ранее, и, может быть, потребует обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса

Человек, индивид, личность

Человек, индивид, личность

Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др

Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др

Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее

Но это не исключает возможности и необходимости понимания всей жизни как единого, текущего и изменяющегося процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее

Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек – техника», где главный ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человека – природа»…

Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек – техника», где главный ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человека – природа»…

Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни

Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни

Становление личности происходит только в обществе

Становление личности происходит только в обществе

Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность?

Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2023