Конспект урока «Государство».
Предмет: обществознание
Возраст учащихся: 9 класс
Тема урока: Государство
Цель урока: дать представление о том, что такое государство: его характерные черты как политического института; основные теории происхождения и их сущность; функции государства.
Основные термины и понятия: государство, признаки государства, патриархальная теория, теологическая теория, договорная теория, теория насилия, классовая теория, расовая теория, экономическая теория, ирригационная теория.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
-всеобщая история: история древнего мира- образование государств в 5-6 тыс. до н.э.
-обществознание- политическая сфера.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
|
Этапы работы, действия учеников. |
Содержание этапа |
||
1. |
Организационный момент, актуализация знаний к изучению новой темы(5 мин.) Урок начинается с настроя детей на работу, причем с хорошим эмоциональным настроем, убеждением в том, что им все удастся. Затем перед учащимися ставится задача самим определится с темой урока. Для этого им приводится два высказывания , в котором ключевое слово пропущено. Такое вступление позволяет увеличить степень мотивации к познанию Цель педагога: -создать положительный настрой на урок; -повысить интерес к изучению данной темы; -настроить на дальнейшее восприятие материала; -продолжить формировать логическое мышление.
|
Здравствуйте, вижу у вас замечательное настроение, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Сегодня на уроке наш доброжелательный настрой нам поможет. Какова же тема нашего сегодняшнего урока, с чем мы познакомимся? Это (государство) является наиболее важным институтом политической системы. Но отношение к нему было и остается неоднозначным. Так, например, Аристотель считал его (государство) олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного» . стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший своё завершение в нем ( государстве),- замечал Аристотель,- совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире». Английский мыслитель Т.Гоббс, напротив, сравнивал его( государство) с Левиафаном-чудовищем, описанном в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила , и перед ним бежит ужас…». О чём же идет речь? Сегодня на уроке мы исследуем природу и суть государства в политической системе. Тема урока: «Государство». План урока:
|
||
2. |
Изучение нового учебного материала(25 мин.) -изучить признаки, функции государства, теории его происхождения; -продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий; -продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением; -развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать; -развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные задания; -развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации; -способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций; -продолжить формирование научного мировоззрения. Определение государства, его признака, функции, теории происхождения записываются учащимися в тетрадь. Для решения заданий используется проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, дискуссия. Учащиеся работают в группах, делятся результатом с классом. Смена видов деятельности, активность детей в ходе урока при ответах, демократический стиль общения, атмосфера сотрудничества, использование презентации, все это позволяет удерживать внимание детей, их интерес к изучаемой теме. Учитель задает проблемные задания, дети выдвигают гипотезы и методом поиска устанавливают ответ.
|
На экране изображение первого слайда презентации урока. Учитель: какие знания, умения, навыки вы предполагаете приобрести в процессе изучения данной темы? Является ли данная тема новой для вас? В ходе изучения каких учебных дисциплин вы соприкасались с предложенной темой урока? (Второй слайд). Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Учитель: Итак: с понятием «Государство» вы знакомы из курса истории и обществознания. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Когда, где возникли первые государства? (На экране третий слайд презентации). Учащиеся, глядя на изображения, отвечают на поставленный вопрос. Появление первых государств было связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Первые государства на земле появились 5-6 тысяч лет назад в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ). Учитель: Что же такое государство? Посмотрите на экран (четвёртый слайд) Государство: - это политическая организация публичной власти, которая: - объединяет общество для решения общих дел; - управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества; - регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.п.) для претворения своих решений в жизнь. - это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управления в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.
Каковы же признаки государства? (Пятый слайд отображает признаки государства). Признаки государства
безопасности.
значимых дел. 7. Гражданство, то есть обязательность членства в государстве.
Учитель предлагает задания, перечисленные на шестом слайде: определить по приведённым ситуациям, о каких признаках государства идёт речь. - Население завоёванных Дарием I стран платило налоги. - Египет – это страна, которая располагалась в долине реки Нил от её первого порога до впадения в Средиземное море. - Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком. - В 1792 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. - Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами. - Придя к власти в 746 г. до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар создал постоянное хорошо организованное войско.
После выполнения предложенных заданий на экране появляется перечисление теорий происхождения государства, их авторов (седьмой слайд):
Теории происхождения государства: • Теологическая теория (Ф. Аквинский). • Патриархальная теория (Платон, Аристотель). • Договорная теория (Г. Гроций, Т. Гоббс). • Классовая теория (К. Маркс, В. Ленин). • Теория насилия (К. Каутский, Л. Гумплович). • Расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше). • Экономическая теория (Платон, А. Сен-Симон). • Ирригационная теория (К. Виттфогель).
Вопросы по проблеме (восьмой слайд):
О какой из перечисленных теорий идёт речь:
Учитель предлагает учащимся, глядя на девятый слайд (зрительный ряд с портретами), определить теорию, сторонником которой были исторические деятели, изображённые на нём, и назвать их авторов.
Познакомившись с теориями происхождения и сущности государства, учащиеся рассматривают внутренние и внешние функции государства (десятый слайд), дополняя самостоятельно предложенные варианты.
Функции государства
(народовластия)
конности
ный арбитраж
Какие ещё функции, на ваш взгляд, выполняет любое государство?
|
||
3. |
Закрепление учебного материала (10 мин). Цель педагога: -обобщить знания полученные на уроке; -уточнить, насколько усвоен материал; -внести коррективы, после обсуждения результатов. Для этого используется метод самопроверки. Количество детей без ошибок справившихся с вопросами и заданиями, возможные вопросы учащихся, будет говорить о степени усвоения материала. Возможные проблемы решаются через индивидуальную работу с учеником или через разъяснения на следующем уроке при проверке домашнего задания. |
Учитель рекомендует ученикам проверить себя, используя вопросы одиннадцатого слайда и предлагает задать собственные.
Закрепление изученного (проверь себя)
В заключение учащиеся получают задания по группам для окончательного усвоения материала (двенадцатый слайд).
Задания для работы в группах Государство называют основным институтом политической системы, ядром политической власти. Опираясь на свои прежние знания, используя учебное пособие и дополнительный материал, ответьте на вопросы:
4. Кто же прав? Аристотель? Гоббс? Ученики сами формулируют выводы по изученной теме занятия.
|
||
4. |
Задание на дом (5 мин.) Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление. |
Подведем итог занятия -Оценки за урок -Опросник на столе: выставить себе балы в графе «самооценка»: -все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов) -я сам всё понял, но объяснить другому не берусь (4 балла) -для полного понимания мне нужно повторить тему (2 балла) - я ничего не понял (1 балл)
Домашнее задание: - если ваш балл-2-3, выучить параграф 2, определить проблемный для вас материал; -если ваш балл-4-5, выучить параграф 2 и выполнить задание 8, 10 под *.
Я благодарю вас за урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.