Конспект урока по обществознанию «Государство».
Оценка 4.9

Конспект урока по обществознанию «Государство».

Оценка 4.9
doc
14.04.2021
Конспект урока  по обществознанию «Государство».
Конспект урока _Государство_ (9класс).doc

Конспект урока «Государство».

Предмет: обществознание

Возраст учащихся: 9 класс

Тема урока: Государство

Цель  урока: дать представление о том, что такое государство: его характерные черты как политического института; основные теории происхождения и их сущность; функции государства.

Основные термины и  понятия: государство, признаки государства, патриархальная теория, теологическая теория, договорная теория, теория насилия, классовая теория, расовая теория, экономическая теория, ирригационная теория.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

-всеобщая история: история древнего мира- образование государств  в 5-6 тыс. до н.э.

-обществознание- политическая сфера.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

 

 

 

Этапы работы, действия учеников.

Содержание этапа

1.

Организационный момент, актуализация знаний к изучению новой темы(5 мин.)

Урок начинается с настроя детей на работу, причем с хорошим эмоциональным настроем, убеждением в том, что им все удастся.

Затем перед учащимися ставится задача самим определится с темой урока. Для этого им приводится два высказывания , в котором ключевое слово пропущено. Такое вступление позволяет увеличить степень мотивации к познанию

Цель педагога:

-создать положительный настрой на урок;

-повысить интерес к изучению данной темы;

-настроить на дальнейшее восприятие материала;

-продолжить формировать логическое мышление.

 

Здравствуйте, вижу у вас замечательное настроение, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Сегодня на уроке наш доброжелательный настрой нам поможет.

Какова же тема нашего сегодняшнего урока, с чем мы познакомимся?

Это (государство) является наиболее важным институтом политической системы. Но отношение к нему было и остается неоднозначным. Так, например, Аристотель считал его (государство) олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного» . стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший своё завершение в нем ( государстве),- замечал Аристотель,- совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».

Английский мыслитель Т.Гоббс, напротив, сравнивал его( государство) с Левиафаном-чудовищем, описанном в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила , и перед ним бежит ужас…».

О чём же идет речь?

 Сегодня на уроке мы исследуем природу и суть государства в политической системе.

Тема урока: «Государство».

План урока:

  1. Понятие и основные признаки государства.
  2. Теории происхождения государства.
  3. Функции государства.

2.

Изучение нового учебного материала(25 мин.)

-изучить признаки, функции государства, теории его происхождения;

-продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

-продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

-развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать;

-развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные задания;

-развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;

-способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;

-продолжить формирование научного мировоззрения.

Определение государства, его признака, функции, теории происхождения записываются учащимися в тетрадь.

Для решения заданий используется проблемно-поисковый метод, фронтальная беседа, дискуссия. Учащиеся работают в группах, делятся результатом с классом. Смена видов деятельности, активность детей в ходе урока при ответах, демократический стиль общения, атмосфера сотрудничества, использование презентации, все это позволяет удерживать внимание детей, их интерес к изучаемой теме.

Учитель задает проблемные задания, дети выдвигают гипотезы и методом поиска устанавливают ответ.

 

 На экране изображение первого слайда презентации урока.

Учитель: какие знания, умения, навыки вы предполагаете приобрести в процессе изучения данной темы? Является ли данная тема новой для вас? В ходе изучения каких учебных дисциплин вы соприкасались с предложенной темой урока? (Второй слайд).

      Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Учитель:   Итак: с понятием «Государство» вы знакомы из курса истории и обществознания. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Когда, где возникли первые государства? (На экране третий слайд презентации).

     Учащиеся, глядя на изображения, отвечают на поставленный вопрос.

Появление первых государств было связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством.

     Первые государства на земле появились 5-6 тысяч лет назад в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ).

Учитель: Что же такое государство? Посмотрите на экран (четвёртый слайд)

Государство:

              - это политическая организация публичной власти, которая:

                    - объединяет общество для решения общих дел;

                    - управляет обществом в интересах какой-то части или всего общества;

                    - регулирует отношения между людьми, обладая при этом правом и средствами (армия, полиция, суды и т.п.) для претворения своих решений в жизнь.

              - это территориальная организация публичной власти, основной  институт общества, осуществляющий управления в интересах  какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

 

     Каковы же признаки государства? (Пятый слайд отображает признаки государства).

Признаки государства

  1. Единая территория, на которой осуществляется власть государства.
  2. Суверенитет – единство, верховенство государственной власти внутри страны, её способность принимать самостоятельные решения, независимость в международных отношениях.
  1. Наличие органов власти и управления для решения общих дел.
  2. Поддержание порядка в стране с помощью законов.
  3. Специальные органы власти – армия, полиция, службы

безопасности.

  1. Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно

            значимых дел.

     7.    Гражданство, то есть обязательность членства в государстве.

 

     Учитель предлагает задания, перечисленные на шестом слайде: определить по приведённым ситуациям, о каких признаках государства идёт речь.

-          Население завоёванных Дарием I стран платило налоги.

-          Египет – это страна, которая располагалась в долине реки Нил от её первого порога до впадения в Средиземное море.           

-     Во все концы своего государства Дарий I посылал своих людей (их называли «глаза и уши царя»), которые следили за порядком.

     -      В 1792 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы.

-          Персидский царь Дарий I разделил свою страну на 20 провинций (сатрапий) во главе с сатрапами.

-     Придя к власти в 746 г. до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар создал постоянное хорошо организованное войско.

                 

После выполнения предложенных заданий на экране появляется перечисление теорий происхождения государства, их авторов (седьмой слайд):

 

Теории происхождения государства:

         Теологическая теория (Ф. Аквинский).

         Патриархальная теория (Платон, Аристотель).

         Договорная теория (Г. Гроций, Т. Гоббс).

         Классовая теория (К. Маркс, В. Ленин).

         Теория насилия (К. Каутский, Л. Гумплович).

         Расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше).

         Экономическая теория (Платон, А. Сен-Симон).

         Ирригационная теория (К. Виттфогель).

 

            Вопросы по проблеме (восьмой слайд):

 

О какой из перечисленных теорий идёт речь:

  1. Государство необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими, т.к. человеческие расы различаются в физическом, психологическом, умственном отношении.
  1. Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов.
  2. Государство возникает в процессе разделения труда.
  3. Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав.
  4. Государство создаётся в процессе завоевания и подчинения побеждённых.
  5. Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.
  6. Государство – результат необходимости ирригационных работ в древних обществах, т.к. требовалось умелая организация труда.

 

Учитель предлагает учащимся, глядя на девятый слайд (зрительный ряд с портретами), определить теорию, сторонником которой были исторические деятели, изображённые на нём, и назвать их авторов.

 

     Познакомившись с теориями происхождения и сущности государства, учащиеся рассматривают внутренние и внешние функции государства (десятый слайд), дополняя самостоятельно предложенные варианты.

 

Функции государства

  • Международное

 сотрудничество

  • Обеспечение

 обороны страны       

  • Обеспечение

 национальной

 безопасности

  • Отстаивание

государственных

       интересов в меж-

дународных делах

  • Участие в реше-

нии глобальных

проблем

 

 
      Внутренние                                                          Внешние

  • Защита конституционного строя              
  •  Обеспечение легитимации власти

(народовластия)

  •  Обеспечение правопорядка и за-

  конности

  •  Консолидация общества, социаль-

 ный арбитраж

  •  Социально-экономическая
  •  Экологическая

 

 

 

 

 

 

Какие ещё функции, на ваш взгляд, выполняет любое государство?

 

    

3.

Закрепление учебного материала (10 мин).

Цель педагога:

-обобщить знания полученные на уроке;

-уточнить, насколько усвоен материал;

-внести коррективы, после обсуждения результатов. Для этого используется метод самопроверки. Количество детей без ошибок справившихся с вопросами и заданиями, возможные вопросы учащихся, будет говорить о степени усвоения материала. Возможные проблемы решаются через индивидуальную работу с учеником или через разъяснения на следующем уроке при проверке домашнего задания.

     Учитель рекомендует ученикам проверить себя, используя вопросы одиннадцатого слайда и предлагает задать собственные.

 

Закрепление изученного (проверь себя)

  1. Что такое государство (понятие)? Основные признаки?
  2. Может ли человеческое общество существовать без государства?
  1. Что общего во взглядах Платона и Аристотеля на государство?
  2. Как в средние века отвечали на вопрос о происхождении государства?
  3. Что такое общественный договор в теориях Гроция и Гоббса?
  4. Расскажите о марксистском понимании причин возникновения и сущности государства?
  5. Какие основные функции выполняет государство?

 

     В заключение учащиеся получают задания по группам для окончательного усвоения материала (двенадцатый слайд).

 

Задания для работы в группах

Государство называют основным институтом политической системы, ядром политической власти. Опираясь на свои прежние знания, используя учебное пособие и дополнительный материал, ответьте на вопросы:

 

  1. Какие признаки выделяют государство среди других политических институтов?
  1. Какими исключительными преимуществами оно обладает?
  1. Почему столь популярно уподобление государства библейскому чудовищу Левиафану? В чём состоит смысл этой аналогии?

4.  Кто же прав? Аристотель? Гоббс?

Ученики сами формулируют выводы по изученной теме занятия.

 

 

4.

Задание на дом (5 мин.)

Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление.

Подведем итог занятия

-Оценки за урок

-Опросник на столе: выставить себе балы в графе «самооценка»:

-все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов)

-я сам всё понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)

-для полного понимания мне нужно повторить тему (2 балла)

- я ничего не понял (1 балл)

 

Домашнее задание:

- если ваш балл-2-3, выучить параграф 2, определить проблемный для вас материал;

-если ваш балл-4-5, выучить параграф 2 и выполнить задание 8, 10 под *.

 

Я благодарю вас за урок.

 


Конспект урока «Государство».

Конспект урока «Государство».

Цель педагога: -создать положительный настрой на урок; -повысить интерес к изучению данной темы; -настроить на дальнейшее восприятие материала; -продолжить формировать логическое мышление

Цель педагога: -создать положительный настрой на урок; -повысить интерес к изучению данной темы; -настроить на дальнейшее восприятие материала; -продолжить формировать логическое мышление

Определение государства, его признака, функции, теории происхождения записываются учащимися в тетрадь

Определение государства, его признака, функции, теории происхождения записываются учащимися в тетрадь

Учитель задает проблемные задания, дети выдвигают гипотезы и методом поиска устанавливают ответ

Учитель задает проблемные задания, дети выдвигают гипотезы и методом поиска устанавливают ответ

Цель педагога: -обобщить знания полученные на уроке; -уточнить, насколько усвоен материал; -внести коррективы, после обсуждения результатов

Цель педагога: -обобщить знания полученные на уроке; -уточнить, насколько усвоен материал; -внести коррективы, после обсуждения результатов

Задание на дом (5 мин.) Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление

Задание на дом (5 мин.) Закрепить изученный материал, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, развивать логическое мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021