УРОК 6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ГОСУДАРСТВО (§ 5)
Тема является важнейшей в формировании научных
представлений о демократическом обществе. Понимание
проблем гражданского общества позволяет более чётко
раскрыть характеристики правового государства, опреде-
лить особенности участия граждан в политической жизни,
тем самым создать условия для формирования политиче-
ской культуры.
Задачи урока
1. Раскрыть понятие «гражданское общество» во взаи-
мосвязи с понятием «государство».
2. Создать условия для понимания учащимися ценно-
сти демократии, способствовать становлению демократиче-
ской политической культуры.
47
3. Способствовать развитию у учащихся следующих
универсальных учебных действий: ориентация в социаль-
ных ролях и межличностных отношениях; планирование,
прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск и
выделение необходимой информации, её переработка и
структурирование, применение методов информационного
поиска с помощью компьютерных средств; организация и
планирование работы в группе.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, текст Кон-
ституции РФ (гл. 8, ст. 130—133), схема «Государство и
гражданское общество» (компьютерная версия или пред-
ставленная на доске).
План изучения нового материала
1. Что такое гражданское общество?
2. Местное самоуправление.
3. Общественная палата.
Варианты организации учебной деятельности
Урок начинается с проверки домашнего задания.
Начальный этап урока рекомендуется провести в форме
беседы на основе вопросов рубрики «Подумаем». Привле-
кая знания, полученные при изучении тем «Политические
режимы» и «Правовое государство», учащиеся высказыва-
ют своё мнение по вопросам: может ли существовать об-
щество без государства? Должно ли государство отвечать
за всё, что делается в обществе?
Комбинированный урок
1. Учитель с помощью материала учебника раскрыва-
ет понятие «гражданское общество». После знакомства с
рубрикой «Ситуация» учащиеся самостоятельно отвеча-
ют на вопрос: чем различаются предложенные ситуации?
Высказав свою точку зрения, школьники могут обратить-
ся к объяснению в учебнике, что позволит им уточнить
или дополнить свою позицию. После изучения раздела
учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 рубрики «Проверим
себя».
Новый материал можно объяснить и с помощью схемы
«Государство и гражданское общество», и методом работы
учащихся с текстом учебника. Затем школьникам предла-
гаются вопросы и задания.
48
Государство и гражданское общество
Формальные и
неформальные
общественные
объединения
(ассоциации
граждан)
Религи-
озные
объеди-
нения
Семья
Про-
фессио-
нальные
союзы
Правоза-
щитные
организа-
ции
Полити-
ческие
партии
Него-
судар-
ственные
СМИ
Местное
само-
управле-
ние
Государство
Вопросы и задания:
1) Используя схему, назовите составные части граж-
данского общества.
2) Найдите в разделе 1 § 5 учебника текст, который
объясняет возникновение общественных объединений (ас-
социаций).
3) Заполните пропуск в схеме:
Частная собственность свободного гражданина
Стремление реализовать …
Создание общественного объединения
(Ответ: частный интерес.)
4) Найдите взаимосвязь между правом граждан на сво-
боду ассоциаций и развитием гражданского общества.
5) В разделе «Что такое гражданское общество?» есть
упоминания о роли государства в формировании граждан-
49
ского общества. Найдите их. Какую часть схемы иллю-
стрируют эти упоминания?
(Ответ: учащиеся могут указать такие упоминания,
как законное ограничение права на свободу ассоциаций,
запрет на создание и деятельность объединений, имеющих
целью насильственное изменение конституционного строя,
нарушение целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, разжигание социальной, а так-
же расовой, национальной, религиозной розни.)
6) В схему «Государство и гражданское общество»
включён незаполненный блок. Предложите свои варианты
заполнения этой части схемы.
7) Найдите в разделе 1 или сформулируйте самосто-
ятельно главные цели гражданского общества и условия
его возникновения.
Вариант ответа представлен в таблице:
Цели и условия существования гражданского общества
Цели Условия существования
1. Взаимопомощь в
реализации частных
интересов.
2. Взаимоподдержка в
защите групповых интересов
граждан перед государством
при ущемлении прав
граждан или для создания
более благоприятных
условий реализации прав и
интересов
1. Развитие многообразных
форм частной собственности,
рыночной экономики и
свободы экономического
выбора.
2. Утверждение
демократических порядков,
прав и свобод человека и
гражданина.
3. Признание ценности
свободной и ответственной
личности
8) Объясните, почему гражданское общество не может
нормально функционировать в условиях авторитарных и
тоталитарных режимов.
Завершить этот этап урока можно беседой, используя
данные рубрики «Факты». Учащиеся отвечают на вопрос: о
чём свидетельствуют приведённые в учебнике факты? Они
указывают на то, что значительная часть ответов связана
50
с участием в выборах органов власти различных уровней.
Факты свидетельствуют о пассивности граждан в реали-
зации частных интересов, т. е. о недостаточном развитии
гражданского общества. Учитель может привлечь также
статистические данные опроса Фонда общественного мне-
ния, который проводился в 2008 г., — «Точки опоры: на
кого можно положиться в трудную минуту?»:
«Бывает, что у людей возникают сложные, тяжёлые
жизненные проблемы, которые трудно решить в одиноч-
ку. Скажите, пожалуйста, вы можете или не можете в
таких ситуациях рассчитывать на помощь родственни-
ков, друзей и знакомых, коллег, соседей, служб и уч-
реждений социального обеспечения, церкви, религиозной
общины, незнакомых людей, побывавших в подобной
ситуации, общественных организаций, инициативных
групп?»
Чаще всего россияне готовы полагаться на родственни-
ков (76 % опрошенных), большинство опрошенных (59 %)
надеются также на помощь друзей и знакомых, не наде-
ются 37 %. На помощь коллег могут положиться, по их
словам, 35 % респондентов, не могут 51 %. На помощь не-
знакомых людей, побывавших в подобной ситуации, рас-
считывают лишь 8 % опрошенных, не рассчитывают 71 %.
На помощь служб и учреждений социального обеспечения
готовы рассчитывать 14 % опрошенных, не готовы 69 %.
На помощь церкви, религиозной общины рассчитывают
12 %, не рассчитывают 72 %. На помощь общественных
организаций, инициативных групп надеются 5 %, не на-
деются 76 %. Таким образом, подавляющее большинство
россиян не верят, что в трудную минуту получат помощь
как от государства, так и от организаций, представляю-
щих гражданское общество.
При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть,
что современное гражданское общество в нашей стране
начало развиваться сравнительно недавно и находится в
процессе становления. Тем не менее оно существует и ока-
зывает влияние на жизнь граждан и на государство.
2. Для изучения второго вопроса организуется самосто-
ятельн ая работа с разделом «Местное самоуправление» в
учебнике или текстом Конституции РФ (гл. 8, ст. 130—133).
51
Вопросы и задания:
1) Прочитайте текст.
2) Объясните термины «муниципальная собственность»,
«органы местного самоуправления».
3) Определите: а) цели местного самоуправления в РФ;
б) методы местного самоуправления; в) права местного са-
моуправления.
4) В чём различие между государственным управлени-
ем и местным самоуправлением?
5) Используя задание 2 рубрики «В классе и дома»,
сравните полномочия земских учреждений, возникших в
XIX в., и органов местного самоуправления в Российской
Федерации. Сформулируйте вывод.
6) Если бы вас избрали в органы местного самоуправ-
ления, какие задачи вы бы решали в первую очередь?
3. Изучение вопроса проводится на основании источни-
ка, приведённого в рубрике «Документ». Учащиеся зна-
комятся с текстом и отвечают на вопрос: какое значение
имеет создание и деятельность Общественной палаты?
При возможности провести этот этап урока с исполь-
зованием ИКТ организуется работа с материалами офи-
циального сайта Общественной палаты. Учитель может
использовать также сведения, приведённые ниже, для из-
учения вопроса в форме школьной лекции.
Вопросы и задания для работы с материалами сайта:
1) Определите структуру Общественной палаты.
2) Кто является секретарём Общественной палаты?
3) На основании перечня рабочих групп определите,
выполняет ли Общественная палата свои функции.
4) В какой рабочей группе Общественной палаты вы
бы хотели работать и почему?
5) Какую рабочую группу вы предложили бы создать в
Общественной палате?
Дополнительный материал для учителя
Общественная палата Российской Федерации была сформирова-
на в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной пала-
те Российской Федерации» (2005). Согласно Закону, Общественная
палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие
граждан с органами государственной власти и местного самоуправ-
ления в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их
52
прав и свобод при формировании и реализации государственной по-
литики, а также в целях осуществления общественного контроля за
деятельностью органов власти.
Формирование Общественной палаты проходит в три этапа.
Первые 42 члена палаты назначаются указом Президента РФ. Они
в свою очередь выбирают 42 представителя от общероссийских
общественных организаций. Представители региональных и межре-
гиональных общественных объединений также выдвигают свои кан-
дидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утверждёнными
ранее двумя третями состава палаты.
Общественная палата должна помочь взаимодействию граждан с
органами государственной власти и местного самоуправления, с тем
чтобы учитывались потребности и интересы граждан, защищались их
права и свободы при формировании и реализации государственной
политики, чтобы не на словах, а на деле появился общественный
контроль за работой органов власти.
Приоритетными направлениями работы Общественной палаты яв-
ляются защита прав и свобод граждан, развитие гражданского обще-
ства в России, проведение общественной экспертизы федеральных
законопроектов, осуществление общественного контроля за деятель-
ностью органов государственной власти.
Общественную палату возглавляют избранный членами Совет Об-
щественной палаты и секретарь Общественной палаты.
В третьем составе Общественной палаты РФ (2010—2011) сфор-
мировано 12 комиссий, 33 рабочие группы и 5 межкомиссионных ра-
бочих групп: по подготовке Ежегодного доклада Общественной пала-
ты, по этике и регламенту, по организации экспертной деятельности
Общественной палаты, по вопросам модернизации промышленности,
по проблемам детства и молодёжной политики.
Основные направления работы Общественной палаты ведут
профильные комиссии, которые определяют стратегию изучения и
решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям.
В целях проведения общественной экспертизы законопроектов Об-
щественная палата и Государственная дума подписали Соглашение
об информационном сотрудничестве и взаимодействии. Многие ре-
комендации Общественной палаты были учтены при принятии зако-
нов и иных нормативных актов.
(По материалам официального сайта Общественной палаты)
При подведении итогов урока учитель может процити-
ровать высказывание Л. Н. Толстого (рубрика «Говорят
мудрые»): «Если сила плохих людей в том, что они вме-
сте, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать
то же самое».
53
Домашнее задание: § 5 учебника; вопрос 6 рубрики
«Проверим себя»; задания 1, 3, 4 рубрики «В классе и
дома».
Литература для учителя
Гражданское общество: истоки и современность. — М.,
2006.
Кин Д. Демократия и гражданское общество / Д. Кин. —
М., 2001.
Левашов В. К. Гражданское общество и демократиче-
ское государство в России // Социологические исследова-
ния. — 2006. — № 1.
www.oprf.ru — Официальный сайт Общественной па-
латы Российской Федерации.
http://bd.fom.ru — Фонд «Общественное мнение», дан-
ные социологических опросов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.