Русский язык 1 класс.
Тема: Гласные и согласные звуки.
Цель: учить различать согласные и гласные звуки, познакомить с артикуляцией при произношении звуков;
Задачи:
1. формировать навык общения в разных ситуациях;
2. развивать устную речь, внимание, фонематический слух;
3. воспитывать интерес к русскому языку, родному краю.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Чем мы занимались на предыдущих уроках?
(Важно добиваться от детей полных ответов.)
-Все предыдущие уроки девочка Варя учила вас говорить, правильно дышать. У кого из вас есть желание пропеть по звукоряду все те звуки, которые мы с вами пропели , используя книгу « Как хорошо уметь читать.»
-Проговорим все вместе стихотворение из этой книги, которые мы запомнили.
-Как называется все то, что мы с вами сейчас говорили?
-Для чего нужна человеку речь?
-Иногда речью человек пользуется, чтобы рассмешить своего собеседника. Это могут быть смешные анекдоты, случаи из жизни, стихотворные строки, высказывания детей. Послушайте, говорят дети:
1. Если нет меня совсем-
Значит я конфеты ем.
2. Что ты делаешь, Евгенья?
-Ем хрустальное печенье.
Если мама угостит,
Сам услышишь, как хрустит.
-А вы умеете рассказывать смешные истории?
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
А) Повторение упражнений «Свечи», «Щечки». Проговаривание скороговорок.
Б) Составление рассказа по иллюстрации «Деревня».
-Чем отличается город от деревни?
-Что мы видим на иллюстрации?
-Из чего построены дома в деревне?
-Чем заняты взрослые в этой деревне? Чем заняты дети?
-Кто сидит у реки?
-Какое время суток изображено?
Ответы детей выслушиваются 4-5 минут.
-Как называется все то, что мы сейчас говорили? (речь)
-Из всего сказанного выделите одно предложение. (Гуси идут гуськом.)
Анализ предложения. Составление схемы.
Деление слова «гуси» на слоги. Постановка ударения.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
Тот не пойдет к гусаку босиком.
-Откройте «Прописи». Что делает лягушка? Где сидит зайчик? Какая погода изображена на рисунке?
-Почему лягушка радуется? А почему зайчик грустит?
-Обведите по контуру рисунки. Раскрасьте.
-Разделите на слова предложение:
Лягушка качается на качелях.
-Изобразите схему предложения.
-Разделите слова предложения на слоги, используя интонации. (Ля-гуш-ка ка-ча-ет-ся на ка-че-лях.)
Письмо по образцам.
3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
-Слова делятся на слоги. А слоги состоят из звуков.
-Произнесите медленно слово «лук». (Ллууукк.)
-Вы сказали сразу несколько звуков. Ваша задача на уроке научиться выделять звуки в словах.
4.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
А) Звуки.
- Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка?(А-а-а)
- Какой звук издает волк? (У-у-у);
-Изобразите, как жужжат пчелы. (Ж-ж-ж);
-Как рычит собака? (Р-р-р);
-Как девочка удивляется? (О-о-о);
-А как фыркает ежик? (Ф-ф-ф).
- Все вы сейчас дружно произносили звуки.
Одновременно с произнесением изолированных звуков (у);(ф) и т.д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.
Вывод: одни звуки произносятся свободно, другие-с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.
Одни звуки поются (а-а-а), другие - нет (т-т-т).
Б) Гласные и согласные.
- Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками.
- Произнесите вслед за мной звуки: (а), (о), (у),(ы),(и).
- Давайте теперь эти звуки произнесем долго и попробуем их спеть.
- Что вы заметили? (Они долго тянутся.)
Вывод: гласные звуки поются и тянутся.
-Если при произнесении звуков встречаются преграды, то это согласные звуки.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
( а, о, у, ы, и, э.)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
(ф, д, т, л, м, р.) (физкультминутка)
- А теперь научимся произносить согласные звуки.
-Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.)
- На какие группы делятся звуки?
В) Работа в прописи.
-Что изображено на рисунке на странице 25 в «Прописи»? (Дома, забор, кусты, ежик, дерево.)
-Разделим слова на слоги.
Проводится звуко - буквенный анализ слова «дома».
Вывод: количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков.
-Обведите контуры рисунка. Раскрасьте.
Г) Звуко – буквенный анализ слов «ку-ры», «гу-си».
-Произнесите слово «ку-ры».
-Сколько слогов в слове «куры»?
-Какой первый слог?
-Какие звуки мы слышим в слоге «ку»?
-Звук (к) – гласный или согласный? Звук (у) – гласный или согласный?
Учитель выставляет белый и красный квадраты на наборном полотне, а дети – в разрезной азбуке.
Какой второй слог в слове «куры»?
-Какой первый звук в слоге «ры»? Какой второй звук в слоге «ры»?
Выставить на наборное полотно:
-Сколько всего звуков в слове «куры»?
Аналогично анализировать другие слова.
Д) Запись отгадок по схемам:
Под полом таится, У порога плачет,
Кошки боится. Коготки прячет,
(мышка) Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(кот)
Е) Работа в прописи.
- Кто изображен на рисунке? От чего зависит количество слогов в словах?
- Что делают попугай и удав?
Проводится звуко – буквенный анализ слова «зонт».
-Раскрасьте рисунок.
Письмо по образцу элементов букв.
- Кто не довел до верхней строки?
-Кто выполнил закругление выше нижней рабочей линии?
-У кого элементы вышли за строку?
-Все ли элементы имеют одинаковый наклон?
-На одинаковом ли расстоянии получились элементы друг от друга?
5. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
Слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
-В чем их различие.
-Отгадайте загадки и назовите четко первый слог в отгадке.
Вот бочонок с шапочкой, Осень тихая настанет,
С дерева упал. Дивным дерево то станет
Год прошел – и деревцем Листья-звезды яркие,
Маленьким он стал. Золотые, жаркие.
(желудь) (клен)
Летом знойным зацветет-
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен , сладок их нектар,
Кто это дерево узнал?
(липа)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло.
(ива)
-Какая общая тема объединяет все отгадки? (растения)
-Какое слово – отгадка лишнее? (желудь)
6.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ О СЛИЯНИИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ.
-Выполним анализ слова «и-ва».
-Сколько услышали слогов?
-Какой слог первый, а какой второй?
-Из каких звуков состоит слог «ва».
-В слоге «ва» два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз без всяких остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием: ра, ва, ня, ну, лы.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-Что такое слияние звуков?
-На какие две группы разбиваем все звуки?
-Как произносим гласные звуки? А согласные?
-Кто уверен, что за свою жизнь произнес уже все звуки?
-Верно, каждый из вас ежедневно произносит все звуки,
даже не подозревая о том, что вы их знаете очень много.
А в школе мы только обобщаем их, и, конечно же, получаем новые знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.