ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по обучению грамоте
Для 1 класса
на тему:
«Звуки [к], [к’]. Буква К к. Каков мастер, такова и работа»
Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Башкирцева Екатерина Евгеньевна
Проверили:
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока |
«Звуки [к], [к’]. Буква Кк. Каков мастер, такова и работа» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности педагога |
Познакомить со звуками [к], [к’] и буквой К к, чтение слогов, слов и предложений с новой буквой. |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, проявлять познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: развитие фонематического слуха и устной речи, умение определять цели и задачи урока, делать выводы, анализировать выполняемые задания. Предметные: распознавать в словах новый звук [к], [к’] , обозначить новый звук буквой, проводить слого-звуковой анализ слова с новым звуком, читать слоги, слова и предложения с буквой К к.
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия |
Звук, буква |
Образовательные ресурсы |
К.С.Белорусец учебник Азбука 1 класс 2011г.; Интернет-ресурсы - https://infourok.ru/material.html?mid=16622 |
Оборудование |
Азбука, АРМ педагога, раздаточный материал , карточки со схемами , цветные карандаши |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
Промежуточный контроль |
1.Орг. момент |
Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок.
|
– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях. – Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики. – Умницы! (садятся девочки) – Молодцы! (садятся мальчики)
|
Слушают учителя |
Фронтальный.
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
2. Сообщение темы и цели |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других.
|
- Ребята послушайте и разгадайте загадку, чтобы назвать тему нашего урока. Кошка, миленькая кошка, Как думаете какую новую тему мы сегодня изучим? (Слушаю предположения детей) - Сегодня мы научимся распознавать в словах звуки [к], [к`] и обозначать их буквой, Читать слоги, слова и предложения с буквой к. “Ка”, на прямую палочку, справа села галочка, там поныне и сидит, буквой к на нас глядит. |
|
Фронтальный.
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
3. Повторение ранее изученного |
Развивает сравнительную способность.
|
А сейчас мы повторим классификацию всех букв на ленте памяти играя в игру «Буквы заблудились». На доске два домика: синий и красный, рядом буквы а, о, у, ы, с, и, н – В каком домике живёт каждая буква? -Ребята, проверьте как выполнила задание …(имя) если всё верно сядьте правильно. – Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные?
– Почему буквы Н, С живут в синем домике? Как произносятся согласные?
Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими) Ребята, какую букву и звуки вы узнали на прошлом уроке? Дайте полную характеристику буквы.
-А какие слова пишутся с заглавной буквой? (Имена, отчества, фамилии, названия городов, первое слово в предложении.) Приведите примеры, где будет заглавная буква С. Молодцы! Вот мои примеры: Имена: Света, Слава, Сёма, Соня. Отчества: Семёнович, Сергеевна. Фамилии: Суворов, Суслов, Сомова. Названия городов: Самара- город в Российской Федерации, центр Самарской области, один из крупнейших промышленных , культурных и научных центров России. Сочи- курортный город, расположенный на Черноморском побережье Краснодарского края. Саратов- крупный город и речной порт на юго-востоке России, расположенный на высоком правом берегу Волги. Начало предложения: Сегодня хороший день! А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент. Ребята смотрите кто к нам сегодня пожаловал! Кто же это? Он пришел к нам в гости из сказки Шарль Перро «Кот в сапогах», чтобы выучить с вами новый звук. Давайте покажем ему какие мы внимательные, встаньте из за парт так, чтобы вам было удобно присесть. Я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук с, то поднимаете руки вверх, а если твёрдый, то садитесь. Кто ошибся, садиться на своё место. Стул, свечка, беседка, люстра, месяц, сентябрь, снег, солнышко. Дети выполняют действия Хорошо, ребята! Самыми внимательными оказались Оля, Геля, Полина. Давайте похлопаем им и продолжим.
|
Один ученик выходит к доске и перетаскивает буквы в домики, остальные ребята сидят на местах и наблюдают
-Потому что они гласные. Гласные произносятся свободно и им ничего не мешает. -Потому что они согласные. При произношении согласных, воздух встречает препятствие в виде зубов -Согласные могут быть мягкими, твёрдыми, звонкими и глухими. -Буква С с, звуки [с] и [с*]
-Буква С с – согласная, бывает строчной и заглавной, имеет два звука [с] и [с*], звук глухой. -Имена, названия городов, начало предложения.
Приводят свои примеры.(Света, Сергеевна, Суворов, Суздаль, Снег шёл весь день.
Смотрят видеофрагмент
-Кот в сапогах
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный.
Фронтальная
|
Регулятивные УУД: отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
|
Правильный устный ответ |
4. Выделение нового звука
Слогозвуковой анализ
Упражнение слышанья звука
Артикуляция звука
|
Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова. Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление Воображение.
|
Ребята, кот в сапогах приготовил для нас сюрприз, он хочет познакомить нас с новыми звуками. Послушайте слова.(произношу слова чётко выделяя новые звуки.) Кит, Кот, Круг, Книга, Кино. На какие звуки начинаются эти слова? Как вы думаете, с какими звуками хочет нас познакомить кот в сапогах? Послушайте загадку, о каком слове идёт речь? Длинный тонкий стебелёк , Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный …(мак) «Памятка номер 1» 1) Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов. Давайте проверим хлопком 3.4. мак 2) Назовите каждый слог по порядку 3)Назовите ударный слог. 4)Назовите новый изучаемый звук. 5)Определите какой он: гласный или согласный.
6)определите у согласных: звонкий или глухой, твердый или мягкий. -Давайте закроем ладошками уши и проговорим звук, чтобы убедиться правильно ли мы определили, что он глухой. Молодцы! И так, в слове мак звук к согласный, твёрдый, глухой. Ребята, один-мак, а если много? (маки) 1) Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов. -Проверим хлопками 3.4. ма-ки 2) Назовите каждый слог по порядку 3)Назовите ударный слог. 4)Назовите новый изучаемый звук. 5)Определите какой он: гласный или согласный.
6)определите у согласных: звонкий или глухой, твердый или мягкий. Давайте проверим закрыв уши ладошками. 7) Дайте полную характеристику звуку. Хорошо! Давайте сделаем вывод. В слове маки, звук к* согласный, мягкий, глухой. Умницы, коту в сапогах очень понравилось, как вы поработали со словами. А сможете ли вы услышать звуки [к] [к'] на слух. Сейчас я буду называть вам слова, если звук стоит в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине, то вы вытягиваете руки вперёд, если в конце слова, то садитесь правильно. Давайте начнем. (Кошка, книга, буклет, окно, блок, урок, крот, укол, букварь. Все верно! Мы с вами узнали, что звук [к]-согласный, парный, глухой. Может быть, как твердым, так и мягким, а также буква находится в начале, середине или в конце слова. Давайте попробуем произнести правильно звук к При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:
|
-На звуки к и к*
Верно! Со звуками к и к*
Слушают загадку
Говорят ответ
-мак В слове мак один слог, так как одна гласная буква
-мак
-маак, ударный слог -мак
- звук к
-Звук к согласный, так как воздух при произношении встречает препятствие в виде зубов.
-Звук к – глухой И твёрдый
Закрывают уши и проговаривают звук.
- Ма-ки - 2 слога Так как две гласные буквы.
1-ый слог -ма 2-ой слог -ки
-Ударный слог в слове маки – мА
-Новый изучаемый звук -[к’] -Звук -[к’] согласный, так как воздух при произношении данного звука встречает препятствие в виде зубов.
-звук [к’] – глухой и мягкий
-звук [к’] – согласный, глухой, мягкий.
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный. Практический. |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста |
Правильный устный ответ |
5. Физминутка |
Поддерживает тонус организма помогает расслабиться и в будущем сосредоточиться на новом материале.
|
-Пора нам отдохнуть. Первый раз показываю я , второй раз повторяете движения за мной , третий раз повторяем движения со словами. Рыжий котик потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Лапы в стороны развёл, И как будто бы пошёл, Туловищем повертел, И за парту тихо сел. Теперь можем продолжить работу.
|
Дети выполняют физминутку |
Фронтальная |
Регулятивные: организация своей деятельность |
Правильное выполнение упражнений |
6. Знакомство с новой буквой
|
Знакомятся с алфавитным названием буквы.
|
Звук [к] на письме обозначается буквой К. В таком виде буква К встретится вам в учебниках и книжках. Она может быть, как заглавной, так и строчной. Кот в сапогах хочет, чтобы мы расположили эту букву на ленте памяти. Она стоит на нижнем ряду, значит звук всегда глухой. С кем стоит буква к на ленте памяти с гласными или согласными? Мы с вами умницы, познакомились со звуками и буквой. Давайте посмотрим, что же дальше случилось у кота в сапогах. Видеофрагмент |
-Буква к стоит с согласными
Смотрят видеофрагмент |
Фронтальная. Словестный. Наглядный.
|
Предметные: Изучение новых букв русского языка |
Правильный ответ |
7. Чтение слогов |
Читают жужжащим чтением. Читают в слух. Работа со слогами. |
Чтобы помочь коту в сапогах нам надо научиться читать слоги с буквой к. Кот в сапогах подготовил для нас слоги на странице учебника 49. Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением. Умницы, а теперь читаем вслух. 3.4. читаем слоги вместе. Вера, прочитай 2 слог Полина, прочитай 4 слог Геля, прочитай 1 слог Марина, прочитай 3 слог. -В каких случаях звук к мягкий? А в каких твёрдый? Делаем вывод, что смотря с какой гласной поставишь звук к, от этого будет зависть твёрдый он или мягкий. Хорошо прочитали слоги …(имена) |
С слоге –ки звук к мягкий, в слогах –ка, -ко, -ку звук к твёрдый.
|
Фронтально-индивидуальная работа. |
Формирование умения ориентироваться в учебнике и выполнять нужное задание. |
Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
|
|
|
|
|
8. Чтение слов с пометами |
Читают жужжащим чтением по столбикам. Читают в слух по столбикам. Работа со словами. |
Давайте посмотрим, что же дальше. Видеофрагмент. Давайте научимся читать слова с новой буквой и поможем коту в сапогах. Прочитайте жужжащим чтением (ко-ни, ки-но). Первое слово прочитает …(имя). Второе слово прочитает … Ребята, а чтобы узнать чем похожи, а чем различаются данные слова мы поиграем в игру составь слово. Имея данный набор букв, составьте 2 слова. …(имя) выйди к доске и составь слова, которые у тебя получились. Хорошо, спасибо. Присядь на своё место. Какие слова у вас получились? Кто знает значение данных слов? -Ребята, слово кино пришло к нам из немецкого языка, это сокращение от слова кинематограф. Слово кони обозначает, то это лошади, но мужского пола. Чем схожи эти слова?
А чем же они отличаются?
Подведём итог. Вот так, ребята оказывается может быть, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Хорошо! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала….и… |
Смотрят видеофрагмент
… читает слово
…читает слово
Составляют слова
Составляет слово из букв на доске
Слова кони и кино
Эти слова схожи тем, что они состоят из одних букв.
-данные слова отличаются значением.
|
Фронтально-индивидуальная работа. |
Формирования умения сравнивать. |
Устный опрос. Практическая работа. |
9. Чтение текста |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность. |
Давайте посмотрим, что было дальше Видеофрагмент. Эх, коту в сапогах снова нужно помочь. И поработать с текстом. Переходим к чтению текста. Прочитайте текст жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками. -Кто косит? - Антон косит. И Никита косит. Коси, коса! А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Начинает читать… Что делает Антон ?(Косит) А что делает Никита? (косит) Ребята, обратите внимание на первую строчку. Что интересного вы здесь заметили? Что это означает? Правильно, значит предложение вопросительное. Посмотрите на 2 и 3 строчки, что стоит на конце этих строчек? Посмотрите на 4 строчку, что же здесь интересного? Что это означает? Правильно, значит предложение восклицательное. Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем, но уже с выражением. Читаем по одному предложению. Хорошо! Ребята, о чём говориться в тексте? Кто главные герои в данном тексте? Теперь подумаем, как можно назвать рассказ. Я назвала рассказ помощники, а какие у вас варианты? (отвечаем по поднятой руке) Все варианты очень интересные! Вот мы с вами научились читать слоги, слова и предложения с данной буквой. Ребята вы большие молодцы ! Активнее всех работала ..(имя) |
Смотрят видеофрагмент.
-Антон косит
-Никита косит
В конце предложения стоит знак вопроса.
-это означает, что предложение вопросительное.
-На конце этих строчек стоят точки.
-На конце стоит восклицательный знак.
-это означает, что предложение восклицательное
- в тексте говориться о том, что ребята косят
-главные герои текста, Антон и Никита.
«Коси коса!» «Помощники»
|
Фронтальная. Словестный. Наглядный. |
Коммуникативные УУД: владеют диалоговой формой речи; |
Правильный устный ответ |
10. Развитие речи |
Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность. |
Прежде чем перейти к следующему заданию кота, послушайте стихотворение. Как бы мне хотелось Работа по иллюстрации и тексту на стр. 48. Ребят, посмотрите теперь на стр. 48. Нужно рассмотреть иллюстрацию, понять к какому произведению Шарль Перро она подходит. Давайте посмотрим видеофрагмент. (видео) Ребят, вы поняли какая сказка изображена? Конечно, это «Кот в сапогах», а написал ее… Шарль Перро. французский поэт, с 1671 года, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Сборник содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) В этот сборник вошли такие сказки как: «кот в сапогах», «золушка», «мальчик-с-пальчик», «красная шапочка», «Рике-хохолок», «синяя борода», «спящая красавица», «подарки феи». Вы можете взять сказки Шарль Перро в библиотеке, дома или у знакомых и прочитать их вместе с родителями. Посмотрите на доску, здесь представлена схема. Что это за схема? А как вы поняли, что это схема к предложению? А из чего состоит предложение?
Сколько слов должно быть в предложении по этой схеме? Составьте предложение по схеме к данной иллюстрации, так, чтобы слова были связанны по смыслу. Хорошо! Теперь составьте предложения из 3 слов, так, чтобы слова были связаны по смыслу А кто сможет составить из 4 слов?
Вы большие молодцы! Мы повторили с вами что такое предложение, его обозначения и составляли предложения по схеме к иллюстрации. У вас очень интересные предложения, лучшие получились у …(имя) и …(имя). |
Слушают стихотворение
Смотрят видеофрагмент
- «Кот в сапогах»
Слушают историю
-это схема предложения -Показано начало предложения и в конце стоит знак препинания.
Предложение состоит из слов связанных по смыслу
- По схеме два слова
-Кот кланяется -Карета проезжала
-Карета проехала мимо -Мужчины косят траву
-Мужчины слушают просьбу кота -Кот просит косарей подыграть
|
Слушают учителя, выполняют задания. |
Фронтальная |
Формирование навыка чтения. |
11.Итог |
|
-Ребята, скажите, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? - Да, и теперь мы можем говорить слова и предложения с данной буквой. Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
-Мы познакомились со звуками к и к* и буквой К к
|
Фронтальная Словестный
|
Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.