ОДНКНР
5 класс
Тема: «Бережное отношение к природе»
Цель урока: формирование уважительного отношения к природе.
Задачи урока:
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
На слайдах демонстрируются фотографии: поваленные деревья, сгоревший лес, куча мусора в лесу, зеленые луга. Цветы полевые, белка, заяц.
Задание: выберите фото, которое вызывает у вас радость. Почему? И выберите фото, которое вызывает гнев, возмущение. Почему?
Учитель: ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Мы будем говорить о бережном отношении человека к природе. Как вы думаете, проблема бережного отношения к природе появилась сейчас или еще в древности? Пословицы свидетельствуют, что уже много лет тому назад человек стал задумываться, как сохранять природу.
Задание: продолжи пословицу
1. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).
2. Умей охотиться, умей и о диче … (заботиться).
3. Враг природы тот, кто леса… (не бережет).
4. Береги природу любимую, как мать … (родимую).
III Работа по теме урока.
В современное время многие писатели в своих литературных произведениях пишут о взаимоотношении человека с природой. Мы будем соавторами с писателем Виктором Астафьевым. Читаем рассказ « Капалуха».
Мы приближались к уральским лугам, куда гнали скот на летнюю пастьбу. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый черничником. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка( охотники чаще называют ее капалухой).
- Гнездо! Гнездо! - кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, но гнезда не видел.
-Да вот же, вот! - показывали ребята на зеленую корягу.
Я глянул, и сердце мое забилось от испуга-чуть было не наступил на гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем, оно было теплое, почти горячее.
Задание: напишите продолжение рассказа, напишите, что будет с гнездом капалухи?
Продолжение ученики написали самое разное. Кто - то написал, что гнездо забрали домой и там вырастили птенцов; кто-то решил гнездо оставить на месте.
Обсуждаем предложенные версии. Чья же версия правильная? Почему? А теперь обратимся к рассказу В. Астафьева и прочитаем его вариант….-А ну, пошли догонять стадо! И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Чему учит рассказ В. Астафьева?
IVФизкультминутка
В лесу живут не только звери и птицы. Каких обитателей в лесу мы еще встретим? Для этого отгадаем загадки.
В лесу под ёлкой Шапка.
Хвоинок целая охапка.
А, приметливый, Народ.
Туда весь жаркий день снуёт. (Муравейник.)
Встреча с ней – одна беда,
Нос – как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь – зажужжит. (оса)
Задание: (выполняется в группах) Напишите указ, как вести должен себя человек в лесу. Указы зачитываются и вывешиваются на доске.
А как государство защищает природу? Что предпринимается с ее стороны? Это спрятано в этих квадратиках
з |
а |
п |
о |
в |
е |
д |
н |
и |
к |
В нашей стране сто заповедников, а на территории Хакасии пятнадцать. Показать фото заповедника «Хакасский». Есть «Красная Книга Хакасии».
Учитель показывает на слайдах животных, птиц, растений, занесенных в «Красную Книгу Хакасии».
Задание: порассуждайте устно над вопросом: Человек в лесу гость или хозяин? Почему?
В чем еще раз убедились на уроке? Что узнали нового? За выполнение какого задания себя хотите похвалить?
Домашнее задание (по выбору):
Подготовить сообщение (на выбор) на тему: «Заповедники России», «Почему нужно беречь природу».
- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.