Конспект урока по окружающему миру " Горные породы"

  • docx
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир 4 класс.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»

 

                                                                                                                          Выполнила: студентка группы ПНК-4Б

Корниенко Татьяна

 

 

Конспект урока по окружающему миру на тему «Горные породы» практическая работа.

 

Место проведения: школа №12, 4 «Б» класс                                                                                             Учитель: Белова Л.В. 

Дата: 10. 12. 19                                                                                                                                         

Методист: Мизина С.В.

                                                                                                          ___________________

 

 

Дзержинск – 2019

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Определение состава и свойства гранита и известняка.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать представление о составе и свойстве горных пород (гранит, известняк).

-Сформировать умение определять состав и свойства горных пород (гранит и известняк).

Развивающие:

- Создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: кусочки гранита и известняка, стакан с водой, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Умеют определять состав и свойства горных пород.

-Имеют представления о составе и свойстве гранита и известняка.

Метапредметные:

-Показывают умение работать  в благоприятных условиях поиска ответов на поставленные вопросы.

 Личностные:

- Показывают интерес к окружающему миру в процессе практической работы.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Создание проблемной ситуации.

5. Открытие новых знаний

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний.

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Этапы фрагмента урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

 

Личностные

1.Орг. момент.

Настроить детей на дальнейшую работу

Прием: эмоциональный настрой, речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и урок окружающего мира  у вас сегодня проведу я.

 

Здороваются

 

 

 

Фронтальная

Самоконтроль

 

РУУД: 1. Уметь быстро и четко организовать свое рабочее место.

 

2.Мотивация учебной деятельности.

Сконцентрировать внимание учащихся

Речь учителя

 

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
А поможет все узнать наша
любознательность.

Слушают учителя

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

 

 

3.Актуализайия знаний и умений.

Обеспечить воспроизведение опорных знаний.

Беседа, речь учителя

 

-Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, будьте внимательными. Посмотрите на слайд.

1)Кем был Ломоносов М.В.?

-основоположник русской науки

-писатель

-режиссер

2)Во сколько лет Ломоносов отправился пешком в Москву?

-15

-19

-20

3)В какой стране Ломоносов продолжил свое обучение?

-Германия

-Франция

-Англия

4)Сколько лет назад Ломоносов основал первое высшее  учебное заведение?

-150

-250

-300

5)С какой просьбой ломоносов обратился к жителям России?

-присылать ему разные камни

- писать ему письма

-как можно больше учиться

-Молодцы, вы справились с заданием.

 

 

 

 

 

-основоположник русской науки.

 

 

-19

 

 

 

 

-Германия

 

 

 

 

-250

 

 

 

 

 

-присылать ему различные камни.

 

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

ПУУД: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

 

 

4.Создание проблемной ситуации.

 

Беседа, речь учителя

 

-Ребята, что относится к природным богатствам?

 

 

 

 

 

-Верно. Как вы думаете, что такое полезные ископаемые?

 

 

 

 

-Давайте вспомним, в каких состояниях, может  находиться вещество в природе?

 

 

-Правильно, как вы думаете, что такое горные породы?

 

 

 

-Горные породы – это природные соединения одного или нескольких минералов.

-В каких состояниях, находятся горные породы?

-Все они твердые, а как вы думаете, одинаковые у них свойства?

 

-воздух, почва, полезные ископаемые, растения, животные.

 

-это горные породы и минералы, используемые человеком.

 

 

-Твердом, жидком, газообразном.

 

-Это породы, которые добывают в горах.

 

 

 

 

-Твердые.

 

-Нет.

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

ПУУД: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

 

 

5.Открытие новых знаний.

Обеспечить восприятие и осмысление знаний.

Беседа, рассказ. Речь учителя

 

-Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять очень интересную практическую работу под названием «Горные породы». Мы буем сравнивать кусочки гранита и известняка. Но прежде чем мы будем с вами это делать, давайте познакомимся с этими породами.

-И первая порода, с которой мы познакомимся, это гранит.

-Гранит это очень прочный натуральный камень. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют смеси таких,  камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным.

Это один из самых прочных материалов его используют в строительстве. Так же является плотным веществом.

Применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн, украшения лестниц облицовки каминов и фонтанов..

-Ребята, что вам запомнилось из рассказа?

 

-Хорошо, и следующая порода это известняк.

-Ребята, что вы знаете про известняк?

 

Известняк выдает собой горную породу, осадочную. Как правило, известняк используется для создания цемента. Он является основным компонентом этой примеси. При создании соды, бумаги и соли, этот компонент также принимает участие. Чаще всего он молочного или белого цвета. Является пористым. Так же это однородное вещество.

-Где в жизни мы с вами встречаемся с известняком?

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Гранит используют в строительстве.

 

 

-Известняк- это мел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мел, в создании бумаги.

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

ПУУД: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

 

 

6.Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

Воспроизведение полученных знаний.

 

 

-Хорошо. Давайте приступим к выполнению практической работы. Открываем рабочие тетради на странице 19, сейчас мы с вами будем заполнять таблице. Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежат баночки с примером гранита и известняка.

-Посмотрите на породы, давайте определим , в каком состоянии находится порода?

-Верно. Записываем в таблицу. – А это однородные вещества или смесь веществ?

 

 

 

 

 

-Молодцы. Фиксируем результаты наблюдения.

-Какого цвета наши породы? Правильно. Записываем.

-Плотное или пористое?

 

 

 

-Верно, записываем.

-А сейчас давайте определи прочность. Попробуем разломать  их.

-Пробуем. Результаты в таблицу.

-Как вы думаете, оставят ли царапины на доске гранит и известняк?

-Сейчас мы и проверим.

(провожу гранитом по доске)

-Оставляет царапин? Прочный?

 

 

 

 

 

-Хорошо, а теперь  попробуем провести известняком по доске.

(Провожу)

 -Оставляет царапины?

-Значит, в таблицу запишем, легко оставляет царапины.

-Хорошо. А теперь давайте поместим наши породы в воду, и определим растворимые или нерастворимые эти вещества.

-Как вы думаете, что растворится известняк или гранит?

 

 

 

-Сейчас проверим.

(помещаю гранит и известняк в воду)

-Ребята вы были совершенно правы.

-Давайте запишем наши результаты в таблицу.

-Ребята, какие еще  дополнительные свойства мы с вами можем написать?

-Записываем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В твердом.

Пишут

-Гранит смесь: полевого шпата и полупрозрачного  кварца  и слюды.

Пишут

 

-Известняк - белый.

-Гранит плотное, а известняк пористое.

Пишут.

 

Пробуем.

Записывают

 

 

 

 

-Возможно.

 

 

-Да, значит пишем твердый, с трудом оставляет царапину.

 

 

 

-Да

 

Пишут.

 

 

 

 

 

 

-Гранит не растворится. А известняк да.

 

Наблюдают.

 

 

 

 

Записывают.

 

 

 

Пишут.

Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

ПУУД: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение нового знания в типовых заданиях.

Беседа, речь учителя

 

-Ребята, мы с вами проделали большую  работу. Давайте подведем итоги нашей практической работы. 

-Какие выводы мы можем сделать о свойствах и составе каждой породы?

-Молодцы. Все верно.

-А сейчас запишите вывод о применении гранита и известняка.

-Давайте послушаем, у кого что получилось.

-Молодцы.

 

 

 

 

 

-разные очень разные.

 

 

 

-записывают

Читают.

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

ПУУД: 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

 

 

8.Включениев систему знаний.

Повторение и закрепление ранее изученного

Речь учителя. Беседа

 

-Ребята, сегодня на уроке мы немного поговорили об применении гранита и известняка. Вашим домашним заданием будет следующее : 1 ряд пишет не большое  сообщение  про применение гранита, 2 ряд об применении известняка.

-у кого ни будь есть вопросы, поднимите руку, я вам еще раз объясню.

Слушают учителя.

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать

2.Умение вести диалог.

 

 

9.Подведение итогов. Рефлексия.

Обеспечить подведение итогов урока, анализ и оценку качества  работы на уроке.

Беседа, речь учителя

 

Ребята, сегодня на уроке мы с вами выполнили практическую работу.

-Что вам больше всего понравилось?

 

-Что запомнилось?

-Хорошо. Ребята на полях тетради нарисуйте веселый смайлик, если у вас на уроке все получилось,  и все было понятно, смайлик без улыбки если у вас что- то не получилось, и не до конца был понят материал, и грустный смайлик,  если сегодня вообще ничего не получилось и вы ничего не поняли.

 -Ребята, если у кого-то что-то не получилось сегодня на уроке, не расстраивайтесь,  следующий раз у вас обязательно все получится. Спасибо за работу урок окончен.

 

 

 

-окунать в воду гранит и известняк.

-Применение гранита.

Фронтальная

Самоконтроль

КУУД:

1. Умение слушать и слышать.

2.Умение вести диалог.

 

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru