Тема урока: Где живут белые медведи?
Тип урока: «открытие» новых знаний, приобретение новых умений и навыков.
Цель урока: формирование первоначальных представлений детей о холодных районах Земли и о животных, обитающих на этих территориях.
Задачи урока:
1. Дидактические:
1.Познакомить и дать представление о холодных районах Земли.
2.Научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.
3.Актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах.
2. Развивающие:
1.Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.
Развивать познавательный интерес у детей, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к географическим областям и животному миру Земли.
2.Воспитывать коммуникабельность в процессе работы в паре и группе.
Планируемые результаты урока:
1.Предметные: НАУЧАТСЯ
Научаться находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, приводить примеры животных холодных районов.
2. Метапредметные:
Познавательные: НАУЧАТСЯ:
1.Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.
2.Формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.
3.Устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные: ПРИОБРЕТУТ:
1. Умение объективно оценивать результаты своей деятельности.
2. Умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Коммуникативные: НАУЧАТСЯ:
1. Проявлять уважительное отношение к собеседнику.
2. Умение учитывать позицию собеседника.
3. Допускать существование у людей различных точек зрения, учитывать их и координировать.
3.Личностные:
Приобретут опыт эмоционального отношения к среде обитания.
Продемонстрируют учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.
Ход урока
|
Название этапа урока |
Дидактические задачи этапа |
Содержание деятельности учителя и учащихся |
Форма работы(Ф – фронтальная, И –индивидуальная, П – парная, Г – групповая) |
Используемые средства обучения |
|
|
Организационный этап. 1 мин. |
Подготовка обучающихся к работе на занятии |
«Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.» Здравствуйте, ребята.
Проверьте пожалуйста, чтобы у вас на партах были учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Хорошо. |
Здравствуйте.
Все есть |
Ф |
|
|
Актуализация знаний. 3 мин.
|
Установление уровня усвоения содержания образования, осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов, их коррекции, осмысление опорных знаний.
|
Давайте сейчас с вами проверим, что вы помните с прошлого урока окружающего мира. На экране вы видите слова, кто прочитает их?
Хорошо, а как вы думаете, какое их этих слов лишнее? Почему?
Молодцы. А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Я буду читать вам утверждение. Если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то хлопните в ладоши один раз, если не согласны, то не хлопайте. 1. Вторник идёт после воскресенья. 2. В году четыре времени года. 3. В неделе семь дней. 4. Осенью на деревьях распускаются листья. 5. Весна приходит после зимы. 6. Декабрь, январь и февраль зимние месяцы. 7. Первый день недели это вторник. 8. В понедельник все люди отдыхают. 9. Осенью желтеют и опадают листья. 10. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. Молодцы. Я вижу вы хорошо разобрались в прошлой теме. Давайте и сегодня постараемся. |
Осень, зима, весна, март, лето.
Лишнее слово - март. Потому, что это месяц,а другие слова - это времена года.
(Не хлопают)
(Хлопают) (Хлопают)
(Не хлопают) (Хлопают) (Хлопают)
(Не хлопают)
(Не хлопают) (Хлопают)
(Хлопают)
|
Ф |
Презентация Слайд 1 Со словами: осень, зима, весна, март, лето.
|
|
Определение темы урока. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
4 мин. |
Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели, актуализация опорных знаний и умений. |
Сегодня на уроке, с нами будут наши неразлучные друзья - Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Но они пришли на урок не с пустыми руками. Мудрая черепаха приготовила для вас загадку.
«Среди снегов и льда не голодает. За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает. От морозов согревает.» Кто это?
Правильно. А кто-нибудь знает где он живёт?
Кто догадался о чем сегодня пойдёт речь на уроке?
Правильно. Это сегодняшняя наша тема урока. «Где живут белые медведи?» Опираясь на тему и ключевые слова на слайде, может кто-нибудь сформулировать задачи на сегодняшний урок?. Узнаем...
Научимся..
Познакомимся с...
Молодцы, вы отлично справились. Однако Мудрая Черепаха приготовила для вас ещё одну загадку. Сможете её отгадать? Хорошо. «Чёрный
фрак, животик белый, Правильно. Муравей Вопросик задаётся одним вопросом - «А Могут ли Пингвин и Белый медведь встретиться?» А вы как думаете?
Наши мнения разошлись. Значит ответим на этот вопрос в конце урока. |
Белый медведь
Там где холодно.
О том, где живут белые медведи.
-Что на Земле есть очень холодные районы. Находить на глобусе холодные районы.
Животными из холодных районов Земли.
Сможем.
Пингвин.
Могут. Не могут. |
Ф |
Презентация Слайд 2 Картинки Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи.
Презентация Слайд 3 Загадки и ответы картинками.
Презентация Слайд 4 Тема и задачи урока. |
|
«Открытие» новых знаний. 17 мин.
Физкульт минутка. |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности, связей и отношений в объекте изучения. |
В работе на уроке нам поможет предмет который принесла Мудрая Черепаха. Что это? Кто знает?
Правильно. А что такое глобус?
Правильно, на нем мы сможем увидеть, где находятся Северный Ледовитый океан и Антарктида. Это и есть холодные районы Земли. Посмотрите, вот здесь северный полюс и сверху на глобусе находится Северный Ледовитый океан, а на противоположном полюсе - южном, внизу глобуса находится огромный материк - Антарктида. (прохожу между рядами показывая)
Что вы знаете об этих районах земли? Значит сегодня вместе узнаем. Сейчас я прочитаю вам немного о холодных районах. Северный Ледовитый океан и Антарктида - это очень холодные районы Земли. В районе Северного Ледовитого океана, постоянно покрытый льдом и снегом, расположен Северный полюс.А Антарктида - огромный участок суши покрытый толстым слоем льда, здесь расположен Южный полюс. Давайте посмотрим, сможете ли вы ответить мне на несколько вопросов о только что услышанном?
Как называются холодные районы Земли?
Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
Какой полюс расположен в этом районе?
Правильно. Попадая на Северный полюс, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда - айсберги. Здесь полгода не видно солнца, так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. В эти места отправляются в экспедиции исследователи учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны. Острова Северного Ледовитого океана - Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до -60°, это очень сильный мороз! У нас бывает температура -30°, -35° Посмотрите ещё раз, где находиться Северный полюс.
Как называется ещё один холодный район Земли?
Правильно. А какой полюс расположен в этом районе? Правильно, молодцы. На Южном полюсе мы тоже видим бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры. Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше. Антарктида - снежная и ледяная страна. На Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.. И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Обратите внимание, сколько на рисунке флагов, символов разных стран. Весь год земля Антарктиды покрыта снегом. Зимой здесь ещё холоднее, чем на Северном полюсе. Температура опускается до -80° градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы. Итак. Северный полюс и Южный находятся на противоположных частях Земли.
Я предлагаю совершить путешествие в эти районы, и узнать больше о животных обитающих там. Как вы думаете, что нам понадобится в путешествии в холодные районы Земли?
Правильно. Сейчас вам Ариадна Илшатовна раздаст карточки. Рассмотрите рисунки на них. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится в нашем путешествии.
Проверяем. Правильно, и на Северном и на Южном полюсе очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи. Вы готовы к путешествию?
Тогда, первый ряд отправляется на Северный полюс, то есть, во льды Северного Ледовитого океана, второй ряд на Южный полюс, то есть, в Антарктиду.
В самолёт все дружно сели (Руки в стороны, наклоны влево, вправо). И на на север полетели. Ниже, ниже, опустились И на на льдину приземлились. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо). А кругом зима, мороз Нам пощипывает нос. (Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой). Мы похлопаем в ладошки И согреемся немножко. (Хлопают в ладоши). А теперь попляшут ножки По заснеженной дорожке. (Топают по очереди то левой, то правой ногой). Прилетели на место. Откройте учебники на странице 12 и 13. Вы работаете в парах. Вам нужно внимательно рассмотреть рисунки, и рассказать, что увидели. Вам помогут следующие вопросы: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Каких животных вы там встретили? 1 ряд рассматривает 12 стр.; 2 ряд 13 стр.
«Работу в паре выполняйте. Не ленитесь, не зевайте, Друг другу помогайте, Сигнал готовности пары поднимайте!» Вы выполнили своё задание? Тогда нам надо возвращаться обратно домой и рассказать, о чем вы узнали. Встаём с места.
Нам уже пора обратно, Здесь гостить было приятно. (Поднимают руку и машут «до свидания»). В самолёт все дружно сели И домой мы полетели. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо)
Послушаем несколько ваших рассказов.
Молодцы, А сейчас я немного расскажу вам про животных которых вы встретили в сегодняшнем путешествии. Белый медведь — это большой и сильный медведь, который живёт на севере, в Арктике. У него белая шерсть, которая помогает ему прятаться в снегу. Белые медведи любят плавать и ловить рыбу. Морж — это большое морское животное с длинными клыками. У него толстая кожа и много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной воде. Моржи любят лежать на льду и есть моллюсков. Поморник — это птица, которая живёт в северных странах. У него длинные крылья и острый клюв. Поморники ловят рыбу и могут красть еду у других птиц. Они очень умные и ловкие. Треска — это рыба, которая живёт в холодных морях. У неё длинное тело и вкусное мясо. Люди ловят треску, чтобы готовить из неё разные блюда. Тюлень — у него гладкое тело и короткие лапы, которые помогают ему плавать. Тюлени любят лежать на льду и принимать солнечные ванны. Они едят рыбу и моллюсков. Тюлени очень дружелюбные и могут нырять под воду, чтобы искать еду. Иногда они даже выпрыгивают из воды, как дельфины! Это животные Северного полюса. Назовите животных которые вам запомнились. Чем они вам запомнились?
Молодцы. Также есть ещё животные Южного полюса. Пингвин — это птица, которая не умеет летать, но отлично плавает. У пингвинов черно-белое оперение, и они живут в холодных местах, например, в Антарктиде. Пингвины любят скользить по льду и ловить рыбу в воде. Альбатрос — это большая морская птица с очень длинными крыльями. Он может летать на большие расстояния, не уставая. Альбатросы живут в океане и едят рыбу и кальмаров. Морской леопард — это большой тюлень, который живёт в холодных водах. У него пятнистая шкура, как у леопарда. Морские леопарды ловят рыбу и пингвинов. Они очень быстрые и ловкие в воде. Ледяная рыба — это особая рыба, которая живёт в очень холодной воде, например, в океанах вокруг Антарктиды. У неё прозрачная кровь, и она может плавать в ледяной воде, не замерзая. Ледяная рыба ест маленьких рачков и других морских животных. Она важна для других животных, таких как пингвины и тюлени, потому что они любят её есть. Это животные Антарктиды. Кто вам запомнился из них?
Молодцы. Вы отлично справились. |
Это глобус.
Это уменьшенная модель Земли.
Ничего.
Да.
Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Льдом и снегом.
Северный полюс.
(Посмотрели)
Называется Антарктида.
Южный полюс.
Тёплая одежда.
(Выполняют задание)
Да.
(Дети работают в парах, составляют рассказ по плану)
(Встают)
(Сели за парты).
(Дети рассказывают по плану)
Запомнился Тюлень, он любит принимать солнечные ванны и иногда выпрыгивает из воды, как дельфины. Поморник, у него длинные крылья и острый клюв. (и т.д)
Альбатрос, он может летать на большие расстояния, не уставая. Ледяная рыба, у неё прозрачная кровь. (и т.д) |
Ф
И
Ф
П
Ф |
Глобус.
Презентация Слайд 5 Картинки пространства северного Ледовитого океана.
Презентация Слайд 6 Картинки: полярная ночь и полярный день.
Презентация Слайд 7 Картинки специальных станций на Северном полюсе.
Презентация Слайд 8 Картинки обмёрзших лиц людей.
Презентация Слайд 9 Картинки пространства Антарктиды.
Презентация Слайд 10 Картинки специальных станций на Антарктиде. Слайд 11 Картинка Антарктиды на карте с флагами разных стран.
Презентация Слайд 12 Картинки обмёрзших лиц людей.
Карточки с рисунками тёплой одежды + Презентация Слайд 13 Дублирует карточки + проверка задания.
Учебник Презентация Слайд 14 Дублирует страницу учебника. Презентация Слайд 15 Дублирует план для рассказа. 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Каких животных вы там встретили?
Презентация Слайд 16 Картинки с животными о которых будет говориться дальше.
|
|
Первичное закрепление знаний. 3 мин.
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция. |
А сейчас проверим, насколько хорошо вы работали, слушали своих товарищей и запомнили животных, обитающих на Северном и Южном полюсах. Поработаем в группах. (распределение групп по 4 человека) Но прежде, чем начать работать, давайте вспомним правила поведения в группе.
Правильно. Молодцы. Каждой группе сейчас раздадут набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Рассмотрите карточки с животными, разложите их на листы в зависимости от того кто, где живёт. Договоритесь в группе, кто с каким холодным районом будет работать.
Проверяем. Внимание на экран. Поднимите руки группа, сделавшая все без ошибок. Какая группа немного ошиблась? |
Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу
(Приступили к работе)
(Поднимают руки) |
(Если будет хватать времени)
Г |
Карточки с Северным Ледовитым океаном и Антарктидой, картинки животных о которых говорилось.
Презентация Слайд 17 Проверка задания. |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации. 2 мин. |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения в знакомой и в изменённой ситуации. |
А сейчас игра «Может ли такое быть?». Сейчас вам Ариадна Илшотовна раздаёт цветные кружочки - это сигнальные карточки. Вам нужно взять красные и зелёные. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны, то красный цвет. Только надо показывать кружочки быстро. 1) На Южном полюсе медведь Любит громко песни петь. 2) Медведь в воде не замерзает, Ведь шкура у него не промокает. 3) Пингвин зимою не скучает. Ведь отлично он летает. 4) Морж огромен и силён И клыками награждён. 5) Пингвины плавают, ныряют Им лапы-ласты помогают. 6) В Антарктиде там и тут Кругом яблони цветут. 7) На большой плывущей льдине Встретились медведь с пингвином. Хорошо играли и не ошибались, молодцы! |
(красный)
(зелёный)
(красный)
(зелёный)
(зелёный)
(красный)
(красный) |
Ф |
Красные и зелёные карточки. |
|
Контроль усвоения, работа над ошибками. 3 мин. |
Обеспечение коррекции знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
Подведение итогов занятия 3 мин.
|
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей. Указать обобщенно реальный результат, дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективы использования полученных знаний. |
Какую цель ставили пред собой?
Как вы считаете, мы достигли цели?
Какие холодные районы нашей планеты вы узнали?
Одинаковые или же разные животные встретятся в этих районах?
Каких животных можно встретить в этих районах?
А теперь, давайте вернёмся к вопросу от Муравья Вопросика. «А могут ли белый медведь и пингвин встретиться?» |
Узнать, что на Земле есть очень холодные районы. Научиться находить на глобусе холодные районы. Познакомиться с животными из холодных районов Земли.
Да, достигли
Северный Ледовитый океан -Арктика и Антарктида
Они разные
Белого медведя, моржей, тюленей, треска, альбатрос, поморника, пингвина, ледяную рыбу, Морского леопарда.
Могут. Но только в специально созданных человеком условиях. Таких как зоопарк. Но в природе не могут, так как живут на разных полюсах.
|
Ф |
|
|
Рефлексия 3 мин |
Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности (мотивации, способов деятельности, общения) |
Был ли сегодняшний урок вам полезен? Узнали ли что-нибудь новое?
Было ли сложно?
Хорошо. Вы большие молодцы. Оцените свои достижения на уроке. Было трудно на уроке покажите мне красные кружочки. Мне было трудно, но я отвечал на вопросы, выполнял задания. справился покажите мне жёлтые кружочки. На уроке не было никаких трудностей - покажите мне зелёные кружочки. |
Мы узнали где находятся Северный и Южный полюса. Какие животные там обитают.
Нет.
(Показали сигнальные карточки) |
Ф |
Красные, жёлтые и зелёные карточки. |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Ваше домашнее задание будет в Рабочей тетради на странице 9 выполнить №1,2 |
(Записывают в дневник)
|
Ф |
Дневник |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.