Технологическая карта урока
УМК «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир Плешаков А.А.
Раздел. Современная Россия.
Тема. Моя страна Россия. Славные символы России.
Класс: 4 «Б».
Учитель: Булатова Наталья Викторовна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о символах государства.
Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно – иллюстративные, практический.
Оборудование и наглядные пособия (создание подготовленной информационно-образовательной среды):
ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Цель этапа: проверка готовности обучающихся к уроку, настрой на работу. |
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
|
Личностные: самоопределение к учебной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация субъектного опыта обучающихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий) |
Используя материал домашнего задания, ответьте на вопросы: 1.Нашу страну называют ,……….. (Российская Федерация) 2. Что такое федерация? (совместное проживание нескольких субъектов, их экономическая и политическая интеграция). 3.Какой главный закон нашей страны? (Конституция) 4. Что входит в состав её? (права и обязанности). 5.Выбрать из списка права и обязанности Граждан Российской Федерации: Жизнь; Платить законно установленные налоги и сборы. Свободное передвижение Собственность. Жилище Бесплатное образование Защита отечества Охрана здоровья Нести военную службу. Охрана природы Посмотрите на доску. Что это? (Флаг и герб России и Республики Алтай.) Это государственные символы России и Республики Алтай. — Назовите, какие символы государства вы знаете: герб, флаг, гимн — Тема нашего урока? (Государственные символы России.) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по этой теме.) — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в парах, узнавать новую информацию из учебника и других источников, выполнять задания из тетради, рассуждать, слушать друг друга и т. д.) — Что вы уже знаете по этой теме? (Высказывания детей.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме или вспомнить? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) |
Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Выбирают и помещают на доску права и обязанности |
Познавательные: работа с информацией, моделирование, логические УУД. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание. Цель этапа: установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения |
- Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество) - А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.) - А как еще можно назвать нашу страну? (Родина) - Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы живём. Обсуждение ответов учащихся. Все ваши высказывания можно обобщить в словах русского педагога К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». |
Формулируют тему урока. Определяют учебные задачи. |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала. Цель этапа: организация деятельности обучающихся к получению новых знаний в измененной ситуации.
5.Физкультминутка |
- Что мы знаем о нашей Родине? (высказывания детей) - Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
Герб — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что означает наследство.
Герб —
символическое изображение, которое показывает исторические традиции
государства или города. Используя приложение №2 познакомимся с историй нашего герба. - Что же такое герб? Где можно увидеть герб? - Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России? Находим герб Республики Алтай. Вносим дату и номер указ в рабочий листок.
– Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России? Учитель. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «бесик». Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Восточные славяне – русы – имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Используя приложение №3 знакомимся с историей нашего флага.
В настоящее время (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий цвет - веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Знакомимся с флагом Республики Алтай.
Работа с учебником. Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество[). Первый гимн России — «Молитва русских» — стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В. А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год) и называлась «Боже царя храни!» После Октябрьской революции 1917 года «Марсельезу» начал вытеснять «Интернационал» — международный пролетарский гимн, созданный во Франции. 1944 года. В декабре 1943 года был утвержден новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 года. По конкурсу прошел вариант поэтов С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана на музыку композитора А. В. Александрова. В 1977 году текст гимна был обновлен. В 1991 году был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки. В 2001 г. – принят обновленный текст гимна на стихи С. В. Михалкова, музыку А. В. Александрова. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.
|
Работаем с маршрутным листом (приложение №1)
Работают с приложением №2. Где собран материал об истории развития герба. Отвечают на вопросы. - Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах. Рассказывают о значении каждого символа на гербе ( выступление ученика)
- Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный. Вносим материал в маршрутный лист.(прил№1)
Выступление ученика о флаге Республики Алтай.
Используем тренажор для глаз (Приложение №6)
Находят материал в учебнике
Учитель включает звукозапись гимна России (1 куплет). Учащиеся слушают стоя.
|
Регулятивные: Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение нового знания в систему знаний Цель этапа: провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала.
|
Чтобы понять, как вы усвоили тему, ответьте на вопросы кроссворда. |
Отвечают на вопросы кроссворда Приложение №4
|
Познавательные: Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям. Регулятивные: Понимают и сохраняют целевые установки урока. Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приёмов чтения карты. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. Цель этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.
|
-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? -Что вам больше всего запомнилось? -Какое значение имеют государственные символы для страны? Ребята, запомните, каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные: обобщение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Рефлексия. Цель этапа: обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. |
- Сегодня вы прекрасно поработали. Молодцы! Оцените свою работу на каждом этапе урока. Отметьте эту информацию на оценочных листах.
Домашнее задание. Прочитать текст на с. 168 - 174 |
Делают отметки на оценочных листах . Приложение №5
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: самооценка |
УМК « Школа России» А. А. Плешаков , Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва
«Просвещение» 2014
Интернет-ресурсы:
РИА Новости http://ria.ru/study_history/20130830/959160941.html#ixzz2i9mfnoQF
Конституция Российской Федерации Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/news/ Материалы о Государственных символах
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
Государственные символа Российской Федерации [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%FF
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Онгудайская средняя общеобразовательная школа им С Т Пекпеева»
Методическая разработка
проведения урока окружающего мира «Моя страна Россия. Славные символы России».
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Булатова Наталья Викторовна
Республика Алтай
Онгудай 2023 г.
Приложение №1
Символы государства
Ф.И______________________________________________________
Герб_________________________________________________________
____________________________________________________________
__________________________________________
_-___________________________________________
________________________________________________
_________________________________________________
___________________________________________________
Флаг_________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
________________________________________
_______________________________________________
_________________________________
____________________________________
_________________________________________
______________________________________
Приложение №2
История государственного герба России.
1.В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы
На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
2.Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1978-1991 гг.) представлял собой изображение серпа и молота на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда." Последняя редакция Положения о гербе РСФСР была утверждено Указом Президиума ВС РСФСР от 22 января 1981 года.
3.6 октября 1993 года. Герб Республики Алтай является символом государственного суверенитета, отражает исторические традиции, особенности территории и проживающих народов.
4. Большой Государственный герб был утверждён 24 июля 1882 императором Александром III. Как оговаривал указ, в полном виде российский государственный герб использовался в очень ограниченном числе случаев. В частности, он изображался на Большой государственной печати, «на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при императорском дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым высочайшим повелениям».
5.Собственно
от правления Ивана III и можно отсчитывать время становления символики
российской государственности.
Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения
своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой
герб Византийских царей — двуглавого орла. Двуглавый орел Византии олицетворял
собой могущественную Римско-Византийскую империю, охватывающую значительные
земли как на Востоке, так и на Западе.
6.В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР
В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.
Приложение №4
По горизонтали
2. Птица, изображённая на Российском гербе
4. Как называют воина, который сражается на
коне
6. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России
8. Золотой шар с крестом наверху
9. Главный символ (эмблема) любого государства
10. Торжественная песня – символ государства
По вертикали
1. Какого цвета щит на гербе России
3. Сколько голов у орла на гербе России
5. Жезл – символ власти – это …
7. Как иначе называется флаг
9. Имя воина, изображённого на гербе России
Приложение №5
Тема |
Важность темы |
Понимание темы |
Достижение цели |
Самооценка |
Оценка учителя |
Итого |
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Герб |
|
|
|
|
|
|
Флаг |
|
|
|
|
|
|
Гимн |
|
|
|
|
|
«3» - удовлетворительно;
«4» - хорошо;
«5» - отлично.
Приложение №6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.