Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
«Какие животные живут на Земле»
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс
(«Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова)
Тема |
Какие животные живут на Земле. |
Цель урока
|
Познакомить детей с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам Показать их многообразие и красоту Развивать речь, наблюдательность, мышление детей Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде |
Задачи урока |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий Личностные: проявлять любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную. |
Планируемый результат |
Уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы |
Основные понятия |
Насекомые, птицы, рыбы, звери, отличительные признаки |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. - «Учимся думать и фантазировать»: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. - Карта «Растения и животные Земли», карта Татарстана, презентация, |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Технология проведения
|
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Диагностирующие задания каждого этапа
|
|
||||||||||
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
|
|
|
I этап. Организационный момент. Ум и сердце в работу вложи,
-Тихо сели. |
I этап. Организационный момент.
Коммуникативные УУД Личностные УУД |
|
||||||||||
II этап. Актуализация знаний. Цель – сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». ПР.: знать сходства и различия (отличительные признаки) животных, растений, грибов, бактерий.
|
Работать с информацией;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Организовать фронтальную работу по работе с таблицей; показать учащимся всё многообразие растений, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
|
II этап. Актуализация знаний.
|
II этап. Актуализация знаний. -Какую роль в нашей жизни играют растения? Для чего они нам нужны? Сообщение заранее подготовленных учащихся: - «Бактерии» - «Грибы» - «Растения»
Познавательные УУД.
Тест: дан рисунок, на котором изображены представители животных, бактерий, растений, грибов. Распределить их по своим «домам»
|
|
||||||||||
III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся с существенными признаками различных групп животных. ПР.: Усвоить, что у каждой группы животных есть свои отличительные признаки; у них есть не только различия, но и сходства |
Участвовать в исследовательской практической работе по изучению существенных признаков групп животных.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Умение договариваться и приходить к общему решению, учитывать позицию собеседника. |
Организовать практическую исследовательскую работу по изучению существенных признаков групп животных.
Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания.
Постановка проблемной ситуации.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
III этап. Изучение нового материала. - Рассмотрите внимательно фотографии. По каким признакам можно распределить этих животных на группы? Обсудите в своих группах и командиры должны выбрать, кто будет отвечать. Для решения нашей проблемы мы должны выяснить:
Насекомые – наличие пары усиков, трех пар ног и трех отделов тела: головы, груди и брюшка. Рыбы - живут в воде; тело покрыто чешуёй; передвигаются при помощи плавников; дышат жабрами. Птицы – тело покрыто перьями, имеют крылья, клюв; летают (но есть нелетающие птицы) Звери - тело покрыто шерстью; детёнышей кормят молоком Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые) Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы? (Животные) Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. ( Карта растительного и животного мира земли) А кто знает представителей животных населяющий наш край. Для этого скажите, в какой республике мы живем? (карта со слайдом № ) Посмотрите на карту нашей республики. (карта) Кто может показать наш город на карте? Назовите животных нашего края……
|
III этап. Изучение нового материала.
Практическая работа в группах: как распределить животных по группам? Какие признаки вы для этого использовали?
По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании.
Делается вывод: « Каждая группа животных имеет не только сходства, но и различия»
Личностные: мотивация, смыслообразование Регулятивные: коррекция, целеполагание Познавательные: формирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и планировать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
|
||||||||||
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – Научиться находить, показывать и называть отличительные признаки различных групп животных
ПР.: уметь находить, называть показывать отличительные признаки различных групп животных. |
Работать с информацией, представленной в учебнике.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
|
IV этап. Закрепление изученного.
Работа по учебнику с. 28 ч. 2.
Работа в «Рабочей тетради» с. 9 -13
Проверочная работа. Проводится в виде природоведческого диктанта – учитель читает стихотворение или загадку о животном, а ученики, отгадав её, должны записать, к какой группе относится это животное. При этом используются сокращения: З. – звери П.- птицы Р.- рыбы Н. – насекомые 1. Пушистой, маленькой хозяйке Морозы не страшны: Приберегла она на ветках Сушёные грибы. (Белка) 2. Окраской - сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Зовут её … . (ворона) 3. Я - пятнистая букашка, По оранжевой спине У меня одни кругляшки нарисованы везде. Если в руки попаду - Извините, обману: Сразу, вроде без сознанья, Я на спинку упаду. (Божья коровка) 4. Я по земле не хожу,
В итоге на листочке должна получиться следующая запись: З. П. Н. Р.
|
IV этап. Закрепление изученного.
В результате проделанной работы дети, полученные знания об отличительных признаках различных групп животных.
Регулятивные: коррекция Познавательные: подведение под понятие, выделение следствий, освоение способа проверки Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
|
||||||||||
Обобщение учителем ответов.
|
Выберите подходящее слово из столбика с названиями групп животных. Давайте ещё раз назовём отличительные признаки каждой группы животных.
Игра по группам « Угадайте и опишите» |
Умение строить небольшие монологические высказывания на заданную тему.
Угадайте и опишите. ( просмотр небольшого документального фильма о каждом из описанных животных)
Обратная связь. Поиск информации.
|
Клёст - выводит потомство зимой, когда созревают шишки. Его крючковатый скрещенный клюв, легко извлекает из шишек семена. Лось – эти огромные обитатели лесов летом питаются травой, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Стрекоза - это хищное насекомое обитает около водоёмов. Питается другими насекомыми и их личинками. Имеет тело длиной около 8 см, размах крыльев около 11 см Сом – крупная пресноводная рыба. Длина тела до 3 м, вес до 150 кг. Активный ночной хищник. Днём предпочитает отлёживаться в ямах или под корягами. |
||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. -Чему вы научились на уроке? знаю Расскажите по схеме: Я запомнил смог
- Перечислите ещё раз отличительные признаки каждой группы животных. |
Чтоб природе другом
стать, Домашнее задание: нарисовать одного представителя группы животных, указать отличительные признаки: 1 группа - насекомые 2 группа – птицы 3 группа – рыбы 4 группа – звери Отдельным ученикам - индивидуальное задание написать сообщение (с иллюстрацией) о каком-нибудь животном.
|
|
||||||||||||
Использованные ресурсы.
· Н.Ф. Виноградова Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 класс.
· «Большая энциклопедия почемучек» Дж. Купер
· «Загадки дикой природы» Покидаева
· «Детская энциклопедия» Д.Элиот, К.Кинг
На уроке используется презентация, документальный фильм.
Дети работают в парах и группами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.