Технологическая карта урока
Ф.И.О. Ракитина Екатерина Алексеевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3А
Тема: «Размножение и развитие растений» |
Тип урока: Изучение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Дать представление о размножении и развитии растений, познакомив со способами распространения плодов и семян. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные Знать признаки жизни растений. Понимать как размножаются растения. Уметь различать семена растений. Выявить способы распространения семян. Оценить значение опыления. |
Метапредметные: Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные Активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, таблицы) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Коммуникативные Слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. |
Личностные Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса; владеть навыками сотрудничества в разных ситуациях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, ИЗО. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия: опыление, пыльца, насекомые-опылители, нектар. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы, технологии: работа с учебником, работа с тетрадью, просмотр видеоролика. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для учителя: 1) Учебник « Окружающий мир» 3 кл. Плешаков А.А 2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3кл. Плешаков А.А. 3) Вода и семена ольхи. |
Для учащихся: 1) Учебник « Окружающий мир» 3 кл. Плешаков А.А. 2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3кл. Плешаков А.А. 3) Карандаши. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление доски: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг.момент - Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у Вас урок. Сели все ровно и красиво. Для определения темы нашего урока послушайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может». Что это такое, ребята? |
Ученики внимательно слушают и отвечают на загадку. (растение). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение растений: Вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что Вы уже знаете о растениях. - Расскажите, какие признаки жизни растений Вы знаете, по схеме. - Что нужно растению для роста и развития? - Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их. Кто может показать? (корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Вспомните, что Вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд:
2) Лист хвойного дерева. (Хвоя). 3) Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень). 4) Стебель деревьев. (Ствол). 5) Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод). 6) Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал). - Кто мне прочитает получившееся слово? (цветок). - Ребята, кто-нибудь из Вас знает, какую часть растения используют для размножения? (семена). |
Ученики заполняют схему недостающими сведениями (дышат, растут, размножаются, умирают), диктуя ответы учителю. Отвечают на вопрос (воздух, солнце (свет, тепло), вода). Вызывается один ученик для показа.
Отвечают на вопросы учителя.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Организация познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником - Спинки выпрямили и откройте учебник на странице 78. Сейчас я Вам прочитаю текст, а Ваша задача внимательно следить. - Как Вы думаете, почему так произошло? Оказывается, насекомые не только кормятся, но и выполняют работу-опыление. Читаем дальше для того, чтобы узнать, что же такое опыление. Рассказ учителя с элементами беседы - Плоды и семена растений - настоящие путешественники. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Семена одуванчика, распространяются ветром. - Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики). - У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. - Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. Итак, не только насекомые помогают размножаться растениям, но еще и ветер. - Есть еще способы распространения семян у некоторых растений. - Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле». - Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»? - Есть растения-зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. Запомните, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. - Как распространяются семена подорожника? (с помощью человека и животных) Физкультминутка - А сейчас мы немного отдохнем. Все встаем и повторяем движения за мной. Спал цветок и вдруг проснулся,(наклон тела вправо-влево) Больше спать не захотел. (наклон тела вперед-назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и улетел. (руками-вправо-влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться) - Все молодцы. Садитесь. Продолжаем. - Так же поступают семена некоторых водных растений, как семена подорожника. -Водные растения тоже приспособились к опылению: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… - Ребята, какие мы с Вами уже знаем способы распространения семян? (насекомые, ветер). Правильно, так же опыление происходит с помощью людей, животных и птиц. Работа с учебником - Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, цепляясь к ним, называются «наездники». Найдите семена «наездники» в учебнике на странице 79 (череда, репейник). -Какие приспособления есть у этих семян? (маленькие крючочки и острые зубчики). - Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов. - Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадаю в воду, не тонут. И сейчас мы с Вами в этом убедимся. (показ опыта). - Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? (самостоятельное разбрасывание семян) К ним относятся водосбор, герань. Дрёма, бешеный огурец. -В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Просмотр видеоролика об опылении и размножении цветковых растений. - Сейчас мы с Вами посмотрим видеоролик. Ваша задача внимательно слушать и услышать какие растения, каким способом опыляются. Работа в тетради - Откройте свои тетради на странице 45. Сейчас я Вам прочитаю первое задание, и мы его выполним. Даю Вам 3 минуты. Следим за наклоном тетради и за своей осанкой. Какое слово у Вас получилось? - Теперь посмотрим на второе задание. Мы с Вами видим два столбика. Вам нужно подобрать определение из правого столбика к словам из левого столбика и соединить их стрелочкой. Первое слово сделаем вместе. Что такое нектар? Соединяем стрелочкой. Дальше выполняем сами. Даю Вам 2 минуты. Проверим, правильно ли все выполнили задание. - Переверните на страницу 46. По странице 79 учебника нужно заполнить таблицу. |
Ученики по прочитанному тексту учителя отвечают на вопросы.
Ученики выполняют задание в тетради, после чего несколько учеников произносят свои ответы.
Несколько учеников диктуют правильные ответы, за что получают жетоны в виде кленового листа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Послушайте стихотворение: На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!» Нам казалось всё мало, всё мало. А потом в толчее городском Мы охапками тащим устало. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели.
-Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям.
- Какую роль играют плоды и семена в жизни растений? |
· |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.