МБОУ «Новобуяновская СОШ»
Открытый урок
"Почему радуга разноцветная".
( Окружающий мир.1 класс. )
Составила
Павлова Алина Витальевна,
учитель начальных классов.
2021 г.
Цель: формировать первоначальное представление о радуге. Задачи: познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснить возникновение радуги как природное явление; воспитывать интерес к изучению нового. Оборудование: Мультимедиапроектор, картинки, цветные карандаши, фломастеры, песня, презентация, альбомные листы.
Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию), работать по предложенному учителем плану и учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Добрый день! Меня зовут Алина Витальевна. Я хочу с вами поработать на уроке окружающего мира.
- Давайте, подарим друг-другу улыбку и пожелаем хорошего настроения. Садитесь.
2. Актуализация знаний
- Когда я шла к вам на урок почтальон передал мне вот такое письмо. Его нам прислал Муравей Вопросик. Вы знакомы с Муравьём Вопросиком?
-Что же он нам написал?
Здравствуйте, ребята! Однажды я пошел гулять и попал под сильный дождь. Быстро спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, я посмотрел на небо и удивился! (слайд1)
-
Что же он там увидел?
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на
пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
-Почему же он
удивился7 (Радуга разноцветная и очень красивая!)
3.
Тема урока. Определение цели урока.
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
Тема сегодняшнего урока «Почему радуга разноцветная?» (слайд2)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? – Что же мы хотим узнать о радуге?
- Давайте посмотрим, что же хочет узнать наш Муравьишка? (дети по очереди читают вопросы Муравья)
- Кто построил радугу?
- Почему она разноцветная?
- Как запомнить цвета радуги?(вопросы вывешиваются на доске)
- Поможем Вопросику найти ответы? Тогда будьте очень внимательны и смотрите на экран(слайд3)
– Дети, кто из вас видел радугу?
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
О радуге люди придумали много стихов, песен и пословиц. (Демонстрация книжки)
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например, с самолета, она будет казаться кругом. (слайд4)
4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель? (слайд5)
- Ребята, давайте послушаем песню и ответим на этот вопрос «Кто построил радугу» (дети слушают)
- Кто же мастер-строитель? ( Дождь)
- А теперь подумайте, после любого дождя можно увидеть радугу? (нет)
- Дождь может в одиночку построить радугу? Кто ему помогает?(Солнце)
– А кто из вас знает, как это происходит? (слайд6)
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она распадается на разноцветные лучики. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Бывает и лунная радуга. И очень редко можно увидеть радугу даже зимой. (слайд7,8,9)(знакомятся с книжкой с приметами и стихами про радугу)
5. Первичное закрепление знаний.
– Что делают Крош и Ёжик? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга? (Да. )
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- А хотите увидеть радугу прямо сейчас?( опыт с водой и зеркалом, опыт с диском)
Закрепление по учебнику.
- Прочитайте на стр 41, как обьясняет Мудрая Черепаха, как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
5. Физкультминутка. ? (слайд7)
- Вы хорошо знаете цвета? На экране человечки. Они показывают
разные движения. Я буду называть цвета, а вы повторите движение человечка
такого же цвета.
6. Постановка проблемного вопроса
- Сколько цветов у радуги? (семь)
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый? (слайд8)
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
7. Решение проблемной ситуации. Слайд 7
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
9. Закрепление. Работа над проектом(письмом) (работа в парах)
а) Выбор проекта, обоснование.
– Как вы думаете, мы нашли ответы на вопросы Муравья Вопросика?
- А как же мы ему объясним?(напишем письмо)
б) Планирование проекта.
– Работать будем в паре. Давайте вспомним правила работы в паре.
в) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»
(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)
– Письмо уже можно отправить? (нет, не ответили на все ответы)
- Кто построил радугу?( клеят готовые картинки солнца и облака)
- А каким образом?
- Как мы запомнили цвета радуги? (с помощью фразы-подсказки)
- А как же Вопросик справится без подсказки? (приклеивают разноцветную фразу)
г) Оценка и защита проекта.
- Сейчас уже можно отправить письмо? Все ли понятно? Оцените вашу работу. (Дети выходят к доске и защищают свои проекты)
- Все наши письма мы сложим в конверт и отправим Муравью Вопросику. У него, наверное, есть друзья. Он им покажет наши письма и объяснит.
12. Физминутка.
Если согласны со мной, поднимите руки вверх и говорите да! Если не согласны, руки скрещиваете на груди и говорите нет!
1 В радуге 7 цветов Да
2 Солнечные лучи проходят через капли воды и получается радуга. да
3 В радуге красный цвет идет после синего; нет
4 Радугу строят солнышко и дождь да
5 В радуге цвета все время меняются местами нет
6. Радугу в старину называли чёрной дугой нет
7. Слово радуга
похоже на слово радость да
13. Рефлексия
– Кто для себя сделал открытие, узнал новое?
– Кому урок подарил хорошее настроение?
14. Итог урока.
- Какие учебные задачи мы в начале урока поставили перед собой? На какие вопросы мы хотели найти ответы? ( дети читают вопросы и отвечают)
- Кто построил радугу? - Почему она разноцветная? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
- Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку.
-
Вспомним фразу – подсказку.
- Мы выполнили задачи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.