Тема: ГОРОД И СЕЛО (Урок-игра)
Цели: рассказать об особенностях городской и сельской жизни; развивать умения рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Условия игры.
Класс делится на три команды: 1-я команда — 5 учащихся («семья»); 2-я команда — «сельские» жители; 3-я команда — «городские» жители. Учитель - ведущий.
По условию игры каждая команда (2-я и 3-я) должна убедить 1-ю команду переехать на постоянное местожительство в их населённый пункт (город или село).
Агитировать за переезд в свою местность следует убедительно, аргументированно, но без негативных высказываний в адрес «противника».
Учитель начинает игру примерно так: «Эта семья (1-я команда) решила поселиться на новом месте, только они никак не могут решить, где поселиться: в городе или в селе. Убедите их, что ваш город (село) - самое лучшее место жительства».
Примерный диалог: «В городе есть многоэтажные дома и в них множество квартир. В квартирах не надо топить печь, есть отопление, газовая плита. Это очень удобно».
«У нас в селе в каждый дом проведён газ, и мы тоже не топим печки. Мы тоже готовим на газовой плите. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются, ходят в гости, помогают соседям. А в городе люди почти незнакомы. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревьев, дышится легко, красивая река. Мы часто ходим купаться».
«У нас в городе тоже есть река, и мы тоже ходим купаться. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно быстро съездить в любой край города. В селе транспорта нет. Приходится ходить пешком. Это долго и утомительно» и т. д.
Учитель постоянно следит за диалогом, его корректностью, убедительностью. Если требуется, задаёт вопросы, направляет диалог в нужное русло. «Семья» подсчитывает доводы обеих сторон.
Обсуждают условия жизни, красоту природы, наличие культурных заведений, транспорта, экологическую обстановку, то есть всё, что может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни.
В итоге «семья» решает, где им хочется поселиться.
Или: учитель, посовещавшись с «семьёй», подводит итог, что жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке ; услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть! на любимый город, любимое село.
Домашнее задание: учебник, с. 98-103; рабочая тетрадь, с. 36.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.