Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана животных".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке учащиеся научатся объяснять, по¬чему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Иконка файла материала 6. Конспект урока по окр.миру 3 кл. Охрана животных.docx

Урок  23.  

Тема:  Охрана животных.

 

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие животные стали редкими, как нужно охранять живот­ных, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: распечатки таблицы, текстов; рисунки и фо­тографии животных (дятел, ястреб, белка, куница, еж); плакаты и знаки с изображением экологических правил.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — Дополни таблицу.

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

 

 

Мечут икру

Икра — малек — рыба

Земноводные

 

Икра — головастик — лягушка

Пресмыкаю­щиеся

Откладывают яйца

 

 

Откладывают яйца

 

Млекопитающие

 

 

—  Рядом с животным напиши, как оно размножается. (Учитель записывает на доске.)

•   Бабочка-капустница — ....

•   Ящерица — ....

•   Мухоловка —....

•   Заяц —....

2. Фронтальный опрос

—  Как размножаются животные?

—  Назовите животное и его способ размножения и развития.

—  Как заботятся животные о своем потомстве?

III. Самоопределение к деятельности.

С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка чесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей II океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.

Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.

IV. Работа по теме урока .

1.Беседа: Охрана животных.

—  Какое значение имеют животные для растений? (Без жи­вотных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)

 — Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость откры­тий, учат нас доброте.)

—  Назовите животных, которые находятся в опасности. (От­веты учащихся.)

Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!

—  Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о расте­ниях и животных, которые находятся в опасности, призыва­ет изучать природу, охранять ее.)

—  Что делают люди для охраны животных? (Создают заповед­ники, заказники, национальные парки.)

—  Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают.)

Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особен­но славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.

В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих краси­вейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.

Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пелика­ны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному запрету на охоту на них птиц удалось спасти.

Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.

 

Экологические правила

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

Давайте послушаем сообщения об этих животных.

(Учитель показывает фотографии и рисунки, раздает распе­чатки текстов о животных. Учащиеся готовят сообщения и высту­пают (см. дополнительный материал к уроку).)

Давайте вспомним экологические правила.

(Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами.)

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2.  Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно ока­жешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8.  Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, числен­ность которых в последнее время резко сократилась. Причи­на этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувстви­тельны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое по­ложение шмелей разорение их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.

9. Не разоряй муравейники.

10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

V. Физкультминутка

Скачут белочки и зайки —

Раз, два, три, раз, два, три!

Скачут, скачут на лужайке — ( Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)

Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали — сели, встали — сели,

Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 51).

—  Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охра

—  Расскажите, что значат для вас животные.

—  Назовите своих любимых животных. Напишите.

№2 (с. 51).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

—  Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (Отрицательное.)

—  Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое 6еспокойство.)

—  Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.

—  Выполните остальные задания самостоятельно. Пронуме­руйте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№ 3 (с. 52).

—  Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?

—  Что такое Красная книга?

—  Сведения о ком туда заносят?

—  Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольник

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику, с. 107.)

№ 5(с.53).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

—  Какие правила зашифрованы этими условными знаками?

—  Запишите эти правила. (После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия .Игра «Отгадай животное».

1. Меня называют «полицейский лесов», так как я всегда настороже и даю знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на лиственном или хвойном дереве.  Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.

Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отка­зываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в щел­ку под корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто забываю, куда спрятала. А зимой моими запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и другие птицы. Но и я не остаюсь в долгу — разоряю белкины кладовые.

Кто я? (Сойка.)

2Мы — хищные собаки. Живем мы группами, которые по своему устройству очень похожи на человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту — дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам груп­пы, постоянно выражаем свою любовь. Мы очень сплоченный и дисциплинированный коллектив.

У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны пробежать за день 65—80 км, а в слу­чае необходимости можем развить скорость до 55—60 км/ч.

Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.

Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя опомнились, так как ста­ли происходить странные вещи. Они стали подвергаться набегам расплодившихся зайцев, оленей, лосей.

Кто мы? (Волки.)

3. Увидеть меня очень трудно, потому что я любит поспать. Летом сплю весь день, зимой — день и ночь. Лишь изредка про­сыпаюсь и брожу по лесу.

Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают меня, аккуратного зверька, к про­гулке.

Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все, что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но характер у меня мирный, в драку вступаю лишь в самом крайнем случае.

Длина моя — около метра, ноги короткие и сильные, с ост­рыми когтями. Голова маленькая, а шея длинная. Я — могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше метра в минуту.

Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасно­сти я рою в норе новые ходы, одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.

—  Кто я? ( Барсук.)

Итог. Все эти животные, даже те, которые нам кажутся безо­бразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную поль­зу. Кроме того, все они — живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы у вас возникнет желание убить куз­нечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного ко­тенка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные - и травоядные, и хищники — нуждаются в на­шей защите. Все в природе находится в равновесии, и только чело­век способен нарушить его. По вине человека за последние 300 лет исчезли 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы — люди! Не убивайте зверей и птиц!»

VIII. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 106—111, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 109.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 52—54).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка». (См. дополнительный материал к уроку 24.)


 

Посмотрите также