Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Иван Третий"
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Иван Третий"

Оценка 5
docx
25.03.2021
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Иван Третий"
Конспект ОУ.docx

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «б»

Тема: «Иван Третий»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: сформировать представления учащихся о Москве времён Ивана ІІІ, сравнить со временем правления  Ивана  Калиты  и Дмитрия Донского.

Задачи урока:

1. Образовательные:

познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; развивать умение работать с текстом; расширить кругозор детей.

2. Развивающие:

развивать познавательную активность и творческие способности;  формировать коммуникативные способности, умение вести диалог и делать выводы; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие,  внимание,  эмоции,  речь.

3. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.

4. Оборудование:

ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация, карточки для работы в группах. Краеведческий материал: В. И. Пляшкевич «Юхнов. От Куликовской битвы  до стояния на Угре».

 Для обучающихся: учебник “Мир вокруг нас” 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение; рабочая тетрадь.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 

 

II. Мотивационный  момент.

- Ребята, прочитайте  пословицу. (Сл. 1. «Каждый день жизни прибавляет частицу      мудрости»).

- Как вы её понимаете? (Ответы детей)

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

III. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какой раздел мы изучаем?   ( Страницы истории России).

Вспомним основные события. Для этого установите соответствие.   ( Карточки. ) Проверка.

988            Крещение Руси            (княжение Владимира)

1242          Ледовое побоище         (Александр Невский)

1380         Куликовская битва       (Князь Дмитрий Донской)

Итак, войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское  может противостоять Золотой Орде.

По окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнётом Орды.

IV. Самоопределение к деятельности.  

- Когда же Русь  перестала быть в зависимости от монгольских ханов?  (Мы этого ещё не знаем).       Кто смог остановить монголо-татар, когда Русь стала независимой?

Сегодня  ответим на этот вопрос.  

Разгадайте кроссворд.  (Сл.          )   

1. Имя Московского князя,  который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий)

2. Как называется поле,  на котором  8 сентября  1380 года  разгорелась битва? ( Куликово).

3. Кто правил в Золотой Орде  в 1380 году? (Мамай)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон).       

Ключевое слово: Иван  ІІІ.

- Как вы думаете, кто такой Иван  ІІІ ?  Какова будет тема  нашего урока? Какие цели перед собой поставим?  (Ответы детей).

Итак,  сегодня , отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы  узнаем, какие  изменения произошли  в нашей стране в эпоху  Ивана   ІІІ, прозванного  в наших летописях Великим, а также побываем  в некоторых  башнях  и соборах Кремля.

 V.  Открытие  нового  знания. 

-  Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался. (Сл.    ).

-  Прошло 100 лет  после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления  Ивана ІІІ было присоединение Новгорода  к Московскому государству. Это было не так – то просто.  До Ивана ІІІ Новгородское княжество было самой крупной территорией Руси. Новгородцы считали себя свободными и независимыми, поэтому добровольно присоединиться  к Московскому княжеству не хотели. Тогда Иван ІІІ собрался походом, и в 1471 году  на реке Шелонь произошло сражение  новгородцев  с москвичами. Окончательно Новгород был присоединён  в 1478 году.  Из города был вывезен вечевой колокол – символ новгородской независимости.

 (Сл.    )

- Позже  Иван ІІІ  присоединил  Тверь, Рязань,  Псков, Черниговские и смоленские земли. Образовалось  крупнейшее  в Европе государство, которое стало именоваться Россией.  Найдите  эти города  на карте  в учебнике стр. 73.(Сл.   )

- Через два года  после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден  был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя не очень исправным. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие – пищали. Главной силой в русском войске была  хорошо вооружённая конница, в походах её поддерживало  пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках. (Сл.   )

- Летом 1480 года московский князь Иван ІІІ узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. К этому времени объединились все княжества вокруг Москвы. Московский князь Иван ІІІ стал главным среди всех князей. Он повёл войско навстречу Ахмату .(Сл.  )

- О том, что произошло  летом в  1480 году расскажет …(подготовленный ученик).

Текст. Летопись говорит, что  в русском войске было 180  тысяч человек. Недалеко от  Калуги протекает неширокая  река Угра. Русское войско заняло места, где реку можно перейти. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных сторонах реки. Хан Ахмат несколько раз пытался перейти реку, но всё заканчивалось неудачей. Русские обстреливали монгольские войска из луков и пушек.  Началось знаменитое  стояние на Угре. (Сл.   ) Так продолжалось до октября. Дело шло к зиме, наступили морозы.  Ахмат отступил и увёл своё войско. Татары ушли с Русской  земли. Этот день – 11 ноября  1480 года  принято считать  днём освобождения Руси  от монголо – татарского ига, конец зависимости Руси от Золотой Орды.

 В 2004 году на берегу Угры у Варшавского шоссе был  установлен обелиск в честь победы Руси над Золотой Ордой. (Сл.    ).

Мы недавно  ходили в наш  краеведческий музей,  и видели макет  этого  памятника.

-  Какое значение имело  для  Руси   Великое стояние на Угре?

 

- Итак, благодаря Ивану ІІІ, земли вокруг Москвы были объединены. Сложилось  единое независимое государство, которое стало называться  Россия. Сам правитель   - Государь всея Руси. Управлять  государю помогала Боярская дума – совет из знатных людей. Единое Российское государство было многонациональным. 

 

VI.  Физминутка. ( Сл.     с  музыкальным сопровождением)

 

 

Загадка.

- Уверена, друзья, отгадаете вы

Ту крепость старинную в центре Москвы.

 На шпилях её ярко звёзды горят,                                                                                                                                                                                                                   

На башне там Спасской куранты звонят.

(КРЕМЛЬ)

- Каким был  Кремль  при Иване Калите?  (Иван Калита отстроил деревянный Кремль, из дуба). (Сл.     ) Деревянный Кремль – ненадёжный, горел.

- А при Дмитрии  Донском? (Белокаменный)    (Сл.     ) Стены и башни обнесли белым камнем.

Тесно стало  Москве  в белокаменных стенах. В конце  15 века при Иване ІІІ  построили новый Кремль – из красного кирпича.  (Сл.    ) Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.  Центром Кремля стала   соборная площадь. (Сл.    ) Главным  собором  государства стал Успенский. Пятиглавый. Здесь короновали царей, оглашали самые важные сообщения. (Сл.   )

Замечательный живописец Андрей Рублёв создал неповторимые иконы для Благовещенского собора. Трёхглавый.

Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Стены украшены фресками.  (Сл. )

Архангельский собор – усыпальница московских великих князей и царей. (Сл.   )

Гордость площади трёх соборов – колокольня «Иван Великий» высотой около 80 метров. На её башне  находилось 34 колокола  общим весом  свыше 16 тыс. пудов. Их звон  любила вся Москва.

Самый молодой – Дворец съездов. Он воздвигнут  три десятилетия назад. (Сл.   )

Большой Кремлёвский дворец  и Оружейная палата – один из старейших  музеев нашей страны. 

Среди музейных ценностей Кремля – Царь – пушка.  Ей не пришлось участвовать в боевых действиях, однако её отливали именно как боевое орудие. Вес Царь – пушки  около 40 тонн, длина почти 5, 5 метра. (Сл.    )

 Не менее известен Царь – колокол. Вес – 20 тонн.  (Сл.   )

 

VII. Закрепление.     

Работа в группах.

- Пользуясь  учебником    стр. 75 – 78  ответить на вопросы. (Каждая группа получает карточку с вопросами).

1группа:

1. Сколько лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости?

2. Кто тогда правил на Руси?

3. Каким он был человеком?

    2 группа.

1. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?

2. Где встретились  русская рать и ордынское войско?

3. Когда это произошло?     

3 группа.

1. Что произошло на реке Угре?

2.Какое значение  это имело для истории?

4 группа.

1. Какие перемены произошли при Иване  ІІІ?

5 группа.

1. Какие оборонительные сооружения имел Кремль?

2. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве? 

                

  VIII.  Работа в тетрадях.

Стр. 23. № 3.    Прочитайте. Обсудите в паре  и найдите неверное утверждение. Объясните ответ.

 9. Подведение итогов.

- Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван  ІІІ ? Какие главные перемены произошли при Иване Третьем?)

Рефлексия.

- Что на уроке хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок? (Комментарий учителя)

Домашнее задание.

Прочитать текст  стр. 75 – 81.

Р. Т. стр. 22 – 24.

 

 

                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


 

Предмет : окружающий мир Класс: 4 «б»

Предмет : окружающий мир Класс: 4 «б»

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация, карточки для работы в группах

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация, карточки для работы в группах

По окончании правления Дмитрия

По окончании правления Дмитрия

Руси. Новгородцы считали себя свободными и независимыми, поэтому добровольно присоединиться к

Руси. Новгородцы считали себя свободными и независимыми, поэтому добровольно присоединиться к

Руси от монголо – татарского ига, конец зависимости

Руси от монголо – татарского ига, конец зависимости

Сл. ) Главным собором государства стал

Сл. ) Главным собором государства стал

Почему хан Ахмат двинул свои войска на

Почему хан Ахмат двинул свои войска на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021