Окружающий мир 2 класс
Урок №
Тема: «Изображение Земли: карта»
Цели:
-развитие учебно – познавательного интереса к новому материалу.
- развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
- ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.
Задачи:
- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
- строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).
Ход урока.
1.Орг.момент.
Введение в тему урока.
- Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.(глобус и карта)
- Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте.
2.Работа над новым материалом.
Стр. 36. Представьте, что вам нужно объяснить, где вы живёте. Конечно, можно просто назвать свои адрес. Но бывает, так что гораздо удобнее сделать это с помощью рисунка, схемы модели. Наиболее известными из географических моделей являются план, карта, глобус.
-Что такое глобус? (Уменьшенная модель земного шара.)
- После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.
- А какой был древний глобус? Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
-Как вы думаете, какие глобусы бывают? (Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.
Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь. Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые)
ПОРАБОТАЕМ С ГЛОБУСОМ
- Как устроен глобус?
- Что сразу бросается в глаза? (Глобус немного наклонен.)
- Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.)
-Что это за стержень торчит на Северном полюсе? (Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.)
- Можно потрогать или увидеть земную ось?
- Куда нацелена земная ось северным концом? (Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду.)
Физминутка.
Продолжение темы урока.
- Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.
- Что такое экватор? ( ЭКВАТОР (от позднелат. aequator - уравнитель) (в географии), линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Делит земной шар на Сев. и Юж. Полушария)
-Для чего нужен экватор? (чтобы ориентироваться)
- На каком материке мы живем?
- Покажите их на глобусе
- Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.
- Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой.
Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.
- Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)
Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.
-Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено? Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?
- Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.
И размером он большой и объекты на нём самые крупные
- Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась географическая карта, карта полушарии. При перенесении изображения с круглого глобуса на плоскую поверхность возникнуть искажения.
Конечно, моря, горы, реки такие большие что в натуральную величину их нельзя показать на глобусе или на карте .
При изображении земной поверхности на глобусе и географической карте используют масштаб.
Масштаб показывает: во сколько раз уменьшен объект.
Масштаб указан на каждой карте. Например, на карте написано:
Масштаб:25000 это означает, что объекты уменьшены в 25 тысяч раз.
Можно записать словами: в 1 см 250 км.
Такая запись означает, что одному сантиметру на карте соответствует 250 километров.
Существуют четыре стороны света: север. Юг, запад. Восток.
На географических картах север всегда вверху, а восток справа.
Первые карты были созданы в глубокой древности.
- Людям, каких профессий необходима карта?
- Нужна ли карта человеку в обыденной жизни?
Итог урока.
-Что вы узнали о глобусе и географической карте?
-С какими глобусами вы сегодня познакомились?
-Что узнали о географической карте?
-И в чём различия глобуса и геогр. карты?
Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Было легко…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.