Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры.
Тема: «Десять заповедей и их роль в жизни человека»
Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской морали.
Задачи:
образовательные:
· знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;
воспитательные:
· формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;
развивающие:
· расширение кругозора учащихся;
· способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
· содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Планируемые результаты
Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· овладеть навыками смыслового чтения
Познавательные УУД:
· овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;
· находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт
· делать выводы в результате работы.
Коммуникативные
· уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
· слушать и понимать речь других.
Предметные результаты.
· Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни
· Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества
· Осознавать ценности человеческой жизни.
Оборудование:
· ноутбук, проектор,
· текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею (приложение1)
· таблица с заповедями и пословицами (приложение 2)
· тексты притч для урока
Ход урока
I.Актуализация ранее изученного.
-На первом уроке окружающего мира в 4 классе при изучении темы «Общество-это мы», мы говорили с вами, в какие общественные группы входит человек, начиная с самого рождения и на протяжении всей его жизни. Давайте вспомним основные из них.
1. Семья.
2. Детский сад
3. Школа.
4. Кружки и секции.
5. Коллеги по работе.
6. Верующие люди.
- В каждом из таких сообществ есть определенные правила поведения. Как вы думаете, для чего? (ответы детей)
- Для того, чтобы жизнь людей была комфортной, интересной и безопасной для них самих и окружающих.
- В нашей жизни много различных правил, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Но сегодня мы поговорим об особых, самых важных правилах, которые записаны в Библии.
II. Постановка цели урока.
(Звучит стихотворение иеромонаха Романа)
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
-Бог – наш создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Бог дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигать стену из запоров и ограничений, а для того, чтобы наша жизнь стала лучше.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с ними поближе, попытаемся выяснить, насколько трудно или легко их соблюдать, и нужны ли они современному человеку.
III. Работа над новым материалом.
(Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование закона»)
- Что запомнилось вам после просмотра этой истории? (ответы детей)
- Какие новые слова встретились в мультфильме? (Скрижали- доска или таблица с написанным текстом. Аарон – пророк, старший брат Моисея)
- А сейчас давайте подробно поговорим о каждой заповеди. Но сначала скажите: как вы понимаете слово «заповедь»? (ответы детей)
- Если мы обратимся к толковому словарю, то найдем следующее объяснение:
1. Религиозно-моральное предписание.
2. Религиозные предписания о нормах поведения в обществе.
3. Правило, положение, служащее указанием для кого - либо, чего-либо.
4. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
- Выберите и запишите себе определение, которое понравилось вам больше всего.
- Итак, заповедь - строгое правило. И как любое другое, оно исполняется одними людьми и нарушается другими. Как вы думаете, сложно признаться другому человеку в том, что вы нарушили заповедь? (Сложно).
- А самому себе? (Можно). Для чего вообще это нужно делать? (Чтобы в следующий раз не нарушать или хотя бы постараться).
Работа с таблицей (приложение 1) строится следующим образом:
1. Чтение заповеди в таблице.
2. Краткое толкование.
3. Пометка учеником(нарушалась ли заповедь)
4. Анализ (и пометка) предлагаемых вариантов нарушения данной заповеди.
- Переходим к знакомству с первыми четырьмя заповедями.
Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.
Вторая заповедь учит нас, что в Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи - это может привести к греху или болезни.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.
Притча о ювелире
Четвертая заповедь гласит о том, Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
Эти четыре заповеди рассказывают об отношении Бога и человека.
(Физминутка)
В пятой заповеди говорится, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.
Шестая заповедь напоминает о том, что именно Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.
Седьмая заповедь говорит о прелюбодействе, которое считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием.
Восьмая заповедь предостерегает, что непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
Притча о торговце.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе - лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехе.
- Итак, ребята, вы познакомились с главными христианскими заповедями. Какие из них были вам уже знакомы? О каких вы услышали впервые?
-Как вы думаете, они утратили свою значимость сейчас или актуальны и для современного человека?
IV.Закрепление. (работа в группах)
Соотнеси заповедь с пословицей (приложение2)
-Признайтесь, есть ли среди вас, кто не нарушил ни одной заповеди? А кто нарушил некоторые из них? Как называется нарушение заповеди? (Грех)
-Надеюсь, что теперь вы станете гораздо внимательнее анализировать свои мысли и более тщательно совершать те или иные поступки.
-Давайте еще раз перечислим по порядку заповеди.
V. Подведение итогов урока.
- Соблюдение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к ее гибели. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным.
Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
VI.Домашнее задание.
Учебник, с.123-126, прочитать, ответить на вопросы; выучить заповеди.
Творческое задание: написать заповеди на листе формата А4, красиво оформить и повесить дома на видном месте.
https://ok.ru/video/1320414351818
http://radostmoya.ru/video/1954/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.