Дата __________________ класс- 7
Тема урока: Монгольское нашествие на Русь
Цель
Формировать представления о монгольском нашествии на русскую землю.
Задачи
Образовательные: добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности государства Русь перед монгольским вторжением; подвести обуч-ся к пониманию, почему монгольским завоевателям удалось захватить русские земли; на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков.
Коррекционно-развивающие: закреплять умения ориентироваться на карте: показывать места исторических событий, территории, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями.
Воспитательные: через образ сражающегося и непокорившегося народа воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ.
Основные знания
1223 год — первая встреча русских с монгольскими завоевателями, 1237 год — нашествие на Русь.
Основные термины и понятия
Тараны.
Оборудование и материалы
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», карточки с опорными словами.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу. Разминка «Определи век и тысячелетие» 1234 г., 543 г., 9876 г., 1455 г. |
Подготовка к работе на уроке |
Повторение пройденного материала |
— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем говорили на уроке? — Кто такие монгольские завоеватели?
|
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают полный ответ.
|
Актуализация знаний, объявление новой темы |
Вводное слово учителя. Обращает внимание обучающихся на карту «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в». 1) Почему на карте Русь окрашена в разные цвета 2) Что происходило в этот период на Руси? 3) Какой можно сделать вывод? В случае затруднений задает наводящие вопросы. Слабо успевающим ученикам показывает опорное слово: междоусобица. Сообщение темы урока: «Монгольское нашествие на Русь» |
Рассматривают карту. Дают ответы. Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала |
Рассказ учителя о битве на р. Калке. — Когда состоялась первая битва с монголами? — Чем закончилась эта битва? Работа с текстом учебника. Работа с картой. Показ направления войск монголов, г. Рязань. Беседа по вопросам: 1. Что ответили рязанцы монгольским захватчикам? 2. Чем защищались рязанцы? 3. Сколько времени продержались жители города?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Словарная работа: тараны. 4. Почему никто не пришел на помощь к рязанцам? Запомните эту дату — 1237 г. Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод. Страшное зрелище представляла собой Русь. Вместо городов — развалины. Поля заросли бурьяном. Кости непогребенных людей — вот что представляла русская земля там, где проходили монгольские завоеватели |
Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят. Следят за показом на карте. Дают ответы. |
Первичное закрепление нового материала |
Вопросы и задания. — Что произошло в 1223 г.? — Покажите, откуда пришли на Русь монголы? — Какой город первым подвергся нападению? Покажите на карте. — Как защищали рязанцы свой город? |
Дают ответ. Один ученик показывает на настенной карте, остальные следят. Дают ответ, показывают на карте. Один ученик ставит даты на ленте времени. Дают развернутый ответ |
Подведение итогов |
Комментарии, объявление оценок за работу |
Слушают комментарии |
Домашнее задание |
Прочитать текст учебника стр. 230-233, дать ответы на вопросы |
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.