Дата ______________________________ класс- 8
Тема: Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»
Цель
На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV в. Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с путешествием Афанасия Никитина в Индию; дать сведения о том, что путешествие в XV в. требовало смелости, силы воли, настойчивости и больших знаний; подчеркнуть, что русскому путешественнику было чуждо высокомерие и пренебрежение к обычаям и нравам народов Востока.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой.
Воспитательные: на примере жизни и деятельности Афанасия Никитина воспитывать у учащихся стремление к знаниям, упорство в достижении цели, уважение ко всем народам.
Основные знания
Афанасий Никитин — русский путешественник. Основные термины и понятия Путешественник, раджа.
Оборудование и материалы
Карта «Российское государство в XVI в.», карточки с заданиями, схема Кремля, репродукции картин художник В.М. Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»,
« Московский Кремль при Иване Калите ».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу
Разминка «Определи век и тысячелетие» 102г., 1267 г., 1925г., XX, XV, VII век |
Повторение пройденного материала |
— Какую тему изучали на предыдущем уроке? 0 чем шла речь? — При каком князе был построен Московский кремль из красного кирпича? — Какие архитектурные памятники (сооружения) Москвы XV— XVII вв. вы узнали? Демонстрация иллюстраций. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата. Задание 1. Кто построил собор Василия Блаженного? Алевиз Фрязин Барма и Постник Андрей Рублев Задание 2. В честь какого события сооружен собор? |
|
Задание 3. Сколько больших куполов имеет собор? Семь восемь девять — Какие названия имела Красная площадь? — Докажите, что Московский кремль является крепостью, хорошо укрепленным городом. Проверка домашнего задания |
Актуализация знаний, объявление новой темы |
Вступительное слово учителя. Образование сильного государства, освобождение от иноземного гнета создали благоприятные условия для развития русской культуры. Об этом свидетельствуют созданные трудовым народом неприступный величественный Кремль, искусные ремесленные изделия, прекрасное оружие. Сегодня мы узнаем о замечательном русском путешественнике XV в. Афанасии Никитине. Он первым из европейцев совершил далекое и опасное путешествие и прибыл в Индию. Дневник его путешествия, который он называл «Хождение за три моря», сохранился до нашего времени. Сообщение темы урока: «Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря» |
Изучение нового материала |
Рассказ учителя. Вопросы для беседы. Задание 1. Вычислить, сколько лет продолжалось путешествие Афанасия Никитина. Задание 2. Из чего можно сделать вывод, что путешествие Афанасия Никитина было трудным и опасным делом? Работа с картой. Показ на карте: г. Тверь, р. Волга, г. Астрахань, Каспийское море, г. Баку, Персия, Черное море, Индийский океан, Индия. — Что можно сказать об Афанасии Никитине как о человеке? — Как раньше назывались моря, через которые прошел Афанасий Никитин? — Как относились индийцы к путешественнику? Задание 3. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Во дворце Великого раджи». — Опишите дворец раджи. — Как выглядел раджа? — Что необычного для русского человека было в дворце? Словарная работа: раджа. — Какие слова из дневника Афанасия Никитина говорят о его любви к родине? Словарная работа: путешественник. Кратко проговорив изученный материал, делает вывод |
|
Физкультминутка |
Первичное закрепление нового материала |
Фронтальная беседа. 1. Как звали русского путешественника, прибывшего в Индию? 2. В каком веке он совершил свое путешествие? 3. Через какие моря проплыл Афанасий Никитин? Показать на карте. 4. Почему дневник Афанасия Никитина назывался «Хождение за три моря»? |
Подведение итогов |
Комментарии, объявление оценок за работу |
Домашнее задание |
Прочитать рассказ для дополнительного чтения «Во дворце Великого раджи», составить монологический рассказ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.