Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа – интернат № 14»
Конспект урока
по учебному предмету
Окружающий социальный мир
для обучающихся ТМНР 4 класса 2024г.
Учитель: Татьяна Дмитриевна Кожемяко
Тема: Профессии людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.).
Цель: Формирование знаний обучающихся о профессии людей, работающих на транспорте.
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о профессиях людей, работающих на транспорте.
2. Развивать память, мышление, речь, м/м рук.
3. Способствовать развитию интереса к различным профессиям в окружающем социальном мире.
Ход урока:
1. Орг. момент
Добрый день и добрый час.
Очень рада видеть вас.
Вы друг к другу повернитесь
И как я вам - улыбнитесь!
-Сейчас у нас урок, который называется окружающий социальный мир (карточка пиктограмма урока).
-О чем мы будем говорить на уроке?
2. Актуализация знаний
- Проснулся язычок, потянулся, почистил зубки, попил чаю с вареньем и булочками и пошел в школу, а потом побежал, чтобы не опоздать. Подойдя к пешеходному переходу, посмотрел на право, посмотрел налево и перешел дорогу. Отучился в школе и побежал домой.
Речевая разминка:
Жим-жим-жим, по дороге мы бежим.
Ор-ор-ор, нас встречает светофор.
Шина-шина-шина, впереди машина.
Ожны-ожны-ожны, будем осторожны.
- Молодцы.
Отгадайте загадки:
Распрекрасный дворец по морю плывет
Белеет на волнах гигант... (Пароход).
На море, реках и озерах
Я плавая, проворный, скорый
Среди военных кораблей
Известен скоростью своей. (Катер).
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
-Как одним словом можно назвать слова отгадки?
-Правильно, это транспорт. Где передвигается этот транспорт по земле, по воде или в воздухе?
-Значит это какой транспорт? (Водный транспорт)
-Молодцы!
-Что делает водный транспорт? (ПЕРЕВОЗИТ ПАССАЖИРОВ И РАЗЛИЧНЫЕ ГРУЗЫ)
-Как мы назовем человека, который управляет кораблем? (КАПИТАН)
-Кто помогает капитану управлять кораблём? (Матросы.)
-Кто такой кок? Что он делает на корабле? (Повар, варит еду для команды на корабле)
-Послушайте стихотворение:
Дышит пароход трубой,
Дым клубится над водой.
Волны весело бегут,
Обозначили маршрут.
Пароход надул бока,
Дым рванулся в облака.
Грустно проскрипел причал,
До свидания, - проворчал.
- Давайте посмотрим, из каких частей состоит пароход. Кто покажет нос, корму, палубу, мачту, иллюминаторы. Затем несколько детей по очереди показывают и называют составные части.
-Какой водный транспорт вы знаете еще? Назовите.
- Молодцы.
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Педагог называет разный вид транспорта, а дети показывают движением (едет – руль, плывёт – плавание, летит – крылья, полёт.)
Лодка, грузовик, вертолёт, легковой автомобиль, снегоуборочная машина, подводная лодка, самолёт.
- Правильно, ребята. Вы молодцы!
Гимнастика для глаз
(вращение зрачками глаз: влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали, круговые вращения)
3. Новая тема:
-Рассмотрите картинки на доске (наземный, подземный, воздушный транспорт).
- Назовите предметы, нарисованные на них. Как одним словом можно назвать эти предметы?
-Распределить весь транспорт по группам. На какие три группы распределили транспорт? (наземный, подземный, воздушный).
-Назовите наземный транспорт, воздушный, водный.
-Молодцы.
-Ребята, всем этим транспортом управляют люди. Сегодня мы вспомним, как называются профессии людей, работающие на транспорте.
-Педагог указывает на автомобили: автобус, специальные машины и спрашивает:
- Кто управляет этим транспортом?
- Водитель.
- Да, водитель управляет автомобилями, легковыми, грузовыми, пассажирским, специальным транспортом. Водитель должен знать устройство автомобиля, правила дорожного движения, знать городские улицы.
Умело он ведет машину
Ведь за рулем не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везет.
- Скажите, пожалуйста, как называется эта машина (автобус).
-Кто управляет автобусом?
-Отгадайте загадку:
Он в автобусе сидит,
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)
-Ребята, что делает кондуктор?
-Правильно. Кондуктор продает билеты в общественном транспорте, следит за порядком.
Физ. минутка
Будем транспорт называть
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте)
По земле пассажиров возят
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль)
Самолёт идёт на взлёт (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолёт крыльями).
Корабль по морю плывёт (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как корабль качается на волнах).
-Молодцы. Продолжаем наш урок.
- Ребят, а этим транспортом кто управляет? Показывает самолет.
- Летчик.
Летчик знает свое дело,
В небе водит самолет
Над землей летит он смело,
Совершаю перелет.
- Ребята, а этим транспортом кто управляет? Показывает корабль, парусник.
- Капитан.
Я на яхте белой-белой
Бравый капитан!
Я отважный, очень смелый
Видел много стран!
- Ребята, а этим транспортом кто управляет? Показывает иллюстрацию или игрушку с изображением электрички, поезда.
- Машинист.
Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил,
Быстро крутятся колеса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
-Вот мы с вами и вспомнили профессии тех людей, который работают на транспорте.
-Молодцы.
4. Закрепление
-О чем говорили на уроке.
-Давайте еще раз вспомни эти профессии.
Игра «Кто чем управляет?»
-Летчик управляет чем? самолетом.
-Капитан управляет …
-Машинист управляет …
-Шофер управляет …
-Молодцы.
Игра «Кто что делает?»
-А сейчас поиграем в другую игру. Вам придётся вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я называю профессию. Вы говорите, что делает этот человек. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.
-Шофер. (Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз).
-Капитан. (Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту).
-Машинист. (Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд).
-Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.
Задание: Раскрась картинку.
Выставка рисунков. Рассматривание. Назовите профессии людей. Молодцы.
5. Итог. Рефлексия.
-Давайте вспомните, какие профессии встретились у нас на пути? (летчик, машинист, водитель, капитан).
-Ребята, а что было-бы если бы не было людей этих профессий? (Не смогли бы летать на самолете, ездить на поезде, автобусе, путешествовать по морю на корабле.)
Поэтому давайте все вместе скажем:
Все профессии нужны
Все профессии важны.
- Каждый человек должен трудиться.
- Любая профессия приносит пользу, людям.
-Мне очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. И я надеюсь, что кто-то из вас, когда вырастет станет хорошим шофёром, или капитаном, или лётчиком, или машинистом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.