Конспект урока по рассказу Б.П.Екимова "Пара осенней обуви"(11 класс).
Оценка 4.6

Конспект урока по рассказу Б.П.Екимова "Пара осенней обуви"(11 класс).

Оценка 4.6
doc
25.08.2020
Конспект урока по рассказу Б.П.Екимова "Пара осенней обуви"(11 класс).
конспект урока в 11 классе пара о.о. екимова.doc

 

Тема: «Как важно вовремя успеть» (по рассказу Б. Екимова «Пара осенней обуви»)

Цель: знакомство с рассказом, выявление его идеи, проблематики.

Задачи: развивать навыки выявления темы и идеи рассказа; развивать представление учащихся о литературе ХХ века; воспитывать у учащихся чувство уважения, заботливости ,внимательности   к матери.

Оборудование: портрет Б. Екимова, коллаж, «сердце признаний».

Музыкальное оформление: песня в исполнении

Эпиграф:

«Чудо может обнаружить себя во всём. 
В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове.
Чудо — это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья». 
А. Грин

Ход урока

I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся

II. Побуждение

Часто приходится слышать «чудо», «чудом спасся». Как вы думаете, может ли оно быть — чудо в обычной, повседневной жизни?

Открывается эпиграф (он был скрыт). Объясните смысл слов писателя А. Грина  (чудо зависит от воли людей, от их восприятия мира и самих себя. Чудо не приходит извне, оно как бы продукт нашего сознания.)

-Чтение христианской притчи «Вера в чудеса».

Люди всегда живут в ожидании чуда. Но не понимают, что многое зависит от них самих. Чудо открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен.

 

III. Объявление темы урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

 Сегодня мы с вами познакомимся с еще  одной  страницей современной  литературы.

IV. Знакомство с личностью писателя (познакомимся с слайдом). Если кому-то подробнее хочется узнать о писателе, можете сами еще дополнительно прочесть.

Опираясь на карточки, прочитав высказывания писателя ,постараемся составить  составить  его «портрет».

*«Кто-то сказал, что всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. К примеру, из века в век люди жалуются на бедность. Редко на духовную. Чаще не хватает „злата“. А ведь человеку нужно очень мало: хлеб да вода. Но понять это мудрости не хватает. Хотя ещё Христос учил: „Живите, как птицы божии“.

*Хорошая литература сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно».

*«Писатель должен ценить всё: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал…»

*«Профессия литератора нынче меня не кормит, не поит, но, по силе возможности, остаюсь при ней. Дело в том, что это ремесло избирал я не ради хлеба насущного. В русскую литературу, так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, более высокие. Отказываться от них не стоит».

*«Профессия моя не ораторская. Она требует разговора наедине. Разговора предельно честного…»

-Как можно определить жанр произведения? Именно для многих современных писателей присущ жанр рассказа,потому что современный читатель может посвящать чтению только немного времени, люди особенно остро ощущают краткость, фрагментарность, скоротечность жизни.

-Еще какие рассказы Екимова вы знаете?

 

-Ребята, как вы понимаете заглавие рассказа? Объясним заглавие рассказа. (Пара осенней обуви — вещь обыденная. Видимо, за этой обыденностью скрыт высокий смысл.)

-Ребята, как вам читался рассказ, какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какую проблему исследует автор в своем произведении? Вспомним, что такое проблема? Проблема-это предмет рассуждения автора, нужно уметь ее правильно сформулировать.

1.Отношение повзрослевших детей к постаревшим родителям.

2.Проблема уважительного отношения к матери.

3.Проблема материнской любви к своим детям.

-Какова авторская позиция ?

АП: Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям, мы должны просить прощение при жизни, а не после их смерти,»нужно вовремя успеть».

-Как начинается рассказ?

-Что можете сказать о героях произведения?

- Мартиновна? Что вы узнали о ней? (Мартиновна, жила как обычно. С утра и до ночи, в меру сил, копошилась по хозяйству. Вечером сидела за двором, на скамеечке. Рано уходила в свою боковуху, готовилась ко сну и засыпала.

 Она была не очень стара, шесть лет лишь пенсию получала. Но годы годам рознь. Пятерых детей подняла. Всю жизнь в колхозной работе.

Вдовий плат на голове, суровые морщины, померкший свет в глазах – отжила свое.)

 

— Почему Мартиновна не делает никаких заказов уезжающим детям? Почему о ней вспоминают в последнюю очередь? (материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, потому и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Взрослые дети за своим повседневными хлопотами часто забывают о своей постаревшей матери. А мать ничего и не просит.)

—Ольга?  Что стоит за молчанием Ольги? В каких отношениях находятся невестка и свекровь?(Ольга не слышит свекровь. Она поглощена просьбами соседок, подруг, предстоящей поездкой. За её молчанием стоит равнодушие. Ольга, спохватившись, спросила Мартиновну:

– Мама, а тебе что привезть? Може, платок? Мартиновна задумалась на минуту, тихо сказала:

– На ноги б чего… Вот ныне бы, к осени.

Невестка уже не слушала ее.

— Как вы думаете, вспомнят ли Алексей и Ольга о матери?

— Вам понятна обида Алексея? Как вы думаете, что сделает Алексей? (Обида Алексея понятна, ведь матери ещё ничего не купили, а Ольга набрала два чемодана нарядов и детям, и себе, и деревенским своим подругам. Ольга предлагает купить старухе калоши — удобную деревенскую обувь. В Алексее просыпается сыновняя обида за мать, обойдённую вниманием)

 

— Как вы объясните поведение Алексея в магазине? А реакцию Ольги на покупку Алексея? (Алексей смущён и стоимостью подарка, и откровенной издевкой продавщицы. Но всё же подарок-то — для матери… А в Ольге говорит крестьянская скупость: зачем тратить такие деньги на обувь для старухи, которой в деревне удобнее всего ходить в калошах. Успокаивает её лишь возможность выгодно продать дорогие ботики)

— Почему заплакала Мартиновна? (Ботики напомнили ей и её горькую молодость, совпавшую с войной, и умершего мужа (вдовий плат!), и её приданое — те ловкие на ноге, нарядные трофейные ботики, что пришлось ради детей выменять на картошку)

-Что значит вдовий плат? Что вы узнали о прошлом Мартиновны?

-Как реагирует  мать на подарок Алексея?

— Объясните комок в горле у Алексея и слёзы на глазах Ольги. (Сын и невестка понимают свою вину перед матерью, свой эгоизм: ведь о ней то, о матери, вспомнили в последнюю очередь, спохватившись.)

Под  музыку  Эмоциональная

…Послушайте стихотворение А. Дементьева

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! — 
Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души. 
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

— Какова главная мысль стихотворения? Как оно связано с прочитанным нами рассказом? 

(Поэт говорит, что важно успеть выполнить свой долг вовремя, иначе можно опоздать. Нередко навсегда. Алексей успел выполнить долг перед матерью при жизни. Бытовая покупка — пара осенней обуви — вызвала в нём и чувство вины перед матерью, и детскую нежность к ней)

-Вернёмся к эпиграфу. Грин говорит о чуде. Какое чудо произошло в рассказе?

-Но Грин говорит и о счастье! Чем счастлив Алексей?

Вспомним библейскую притчу о блудном сыне. А что такое притча? (краткий поучительный рассказ иносказательного характера).Не напоминает ли её история Алексея? (Алексей — тоже блудный сын, только заблудился он не в далёких странах, в компании весёлых женщин, а в повседневности, в бытовых хлопотах. Покупка обуви для матери показала, как много в Алексее ещё любви, сыновней нежности)

-Какой нравственный урок вы для себя возьмете из данного рассказа?

Каждый человек может ошибиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему.

-Вспомните, совершив какую-то ошибку ,вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете? Прощения.

V. Рефлексия «Музей обидных воспоминаний».

Ребята, вспомните и опишите неприятный поступок по отношению к вашей матери ,за который вам до сих пор стыдно. Может, кто –то извинится и попросит у матерей прощения.

Песня «Берегите матерей».

Урок наш называется «Как важно вовремя успеть». К сожалению, наши матери не всегда будут с нами. И не хотелось бы, чтобы слова любви и признательности прозвучали слишком поздно. Поэтому я предлагаю вам написать вашим мамам признания в любви.

Под музыку учащиеся пишут признания любви своим мамам, двое зачитывают.

Эмоциональной точкой урока станет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема : «Как важно вовремя успеть» (по рассказу

Тема : «Как важно вовремя успеть» (по рассказу

Ребята, как вы понимаете заглавие рассказа?

Ребята, как вы понимаете заглавие рассказа?

Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить,

Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2020