Тема: «Как важно вовремя успеть» (по рассказу Б. Екимова «Пара осенней обуви»)
Цель: знакомство с рассказом, выявление его идеи, проблематики.
Задачи: развивать навыки выявления темы и идеи рассказа; развивать представление учащихся о литературе ХХ века; воспитывать у учащихся чувство уважения, заботливости ,внимательности к матери.
Оборудование: портрет Б. Екимова, коллаж, «сердце признаний».
Музыкальное оформление: песня в исполнении
Эпиграф:
«Чудо может обнаружить себя во всём.
В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове.
Чудо — это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли
и наполняющий нас сознанием счастья».
А. Грин
Ход урока
I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся
II. Побуждение
Часто приходится слышать «чудо», «чудом спасся». Как вы думаете, может ли оно быть — чудо в обычной, повседневной жизни?
Открывается эпиграф (он был скрыт). Объясните смысл слов писателя А. Грина (чудо зависит от воли людей, от их восприятия мира и самих себя. Чудо не приходит извне, оно как бы продукт нашего сознания.)
-Чтение христианской притчи «Вера в чудеса».
Люди всегда живут в ожидании чуда. Но не понимают, что многое зависит от них самих. Чудо открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен.
III. Объявление темы урока.
-Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной страницей современной литературы.
IV. Знакомство с личностью писателя (познакомимся с слайдом). Если кому-то подробнее хочется узнать о писателе, можете сами еще дополнительно прочесть.
Опираясь на карточки, прочитав высказывания писателя ,постараемся составить составить его «портрет».
*«Кто-то сказал, что всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. К примеру, из века в век люди жалуются на бедность. Редко на духовную. Чаще не хватает „злата“. А ведь человеку нужно очень мало: хлеб да вода. Но понять это мудрости не хватает. Хотя ещё Христос учил: „Живите, как птицы божии“.
*Хорошая литература сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно».
*«Писатель должен ценить всё: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал…»
*«Профессия литератора нынче меня не кормит, не поит, но, по силе возможности, остаюсь при ней. Дело в том, что это ремесло избирал я не ради хлеба насущного. В русскую литературу, так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, более высокие. Отказываться от них не стоит».
*«Профессия моя не ораторская. Она требует разговора наедине. Разговора предельно честного…»
-Как можно определить жанр произведения? Именно для многих современных писателей присущ жанр рассказа,потому что современный читатель может посвящать чтению только немного времени, люди особенно остро ощущают краткость, фрагментарность, скоротечность жизни.
-Еще какие рассказы Екимова вы знаете?
-Ребята, как вы понимаете заглавие рассказа? Объясним заглавие рассказа. (Пара осенней обуви — вещь обыденная. Видимо, за этой обыденностью скрыт высокий смысл.)
-Ребята, как вам читался рассказ, какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Какую проблему исследует автор в своем произведении? Вспомним, что такое проблема? Проблема-это предмет рассуждения автора, нужно уметь ее правильно сформулировать.
1.Отношение повзрослевших детей к постаревшим родителям.
2.Проблема уважительного отношения к матери.
3.Проблема материнской любви к своим детям.
-Какова авторская позиция ?
АП: Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям, мы должны просить прощение при жизни, а не после их смерти,»нужно вовремя успеть».
-Как начинается рассказ?
-Что можете сказать о героях произведения?
- Мартиновна? Что вы узнали о ней? (Мартиновна, жила как обычно. С утра и до ночи, в меру сил, копошилась по хозяйству. Вечером сидела за двором, на скамеечке. Рано уходила в свою боковуху, готовилась ко сну и засыпала.
Она была не очень стара, шесть лет лишь пенсию получала. Но годы годам рознь. Пятерых детей подняла. Всю жизнь в колхозной работе.
Вдовий плат на голове, суровые морщины, померкший свет в глазах – отжила свое.)
— Почему Мартиновна не делает никаких заказов уезжающим детям? Почему о ней вспоминают в последнюю очередь? (материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, потому и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Взрослые дети за своим повседневными хлопотами часто забывают о своей постаревшей матери. А мать ничего и не просит.)
—Ольга? Что стоит за молчанием Ольги? В каких отношениях находятся невестка и свекровь?(Ольга не слышит свекровь. Она поглощена просьбами соседок, подруг, предстоящей поездкой. За её молчанием стоит равнодушие. Ольга, спохватившись, спросила Мартиновну:
– Мама, а тебе что привезть? Може, платок? Мартиновна задумалась на минуту, тихо сказала:
– На ноги б чего… Вот ныне бы, к осени.
Невестка уже не слушала ее.
— Как вы думаете, вспомнят ли Алексей и Ольга о матери?
— Вам понятна обида Алексея? Как вы думаете, что сделает Алексей? (Обида Алексея понятна, ведь матери ещё ничего не купили, а Ольга набрала два чемодана нарядов и детям, и себе, и деревенским своим подругам. Ольга предлагает купить старухе калоши — удобную деревенскую обувь. В Алексее просыпается сыновняя обида за мать, обойдённую вниманием)
— Как вы объясните поведение Алексея в магазине? А реакцию Ольги на покупку Алексея? (Алексей смущён и стоимостью подарка, и откровенной издевкой продавщицы. Но всё же подарок-то — для матери… А в Ольге говорит крестьянская скупость: зачем тратить такие деньги на обувь для старухи, которой в деревне удобнее всего ходить в калошах. Успокаивает её лишь возможность выгодно продать дорогие ботики)
— Почему заплакала Мартиновна? (Ботики напомнили ей и её горькую молодость, совпавшую с войной, и умершего мужа (вдовий плат!), и её приданое — те ловкие на ноге, нарядные трофейные ботики, что пришлось ради детей выменять на картошку)
-Что значит вдовий плат? Что вы узнали о прошлом Мартиновны?
-Как реагирует мать на подарок Алексея?
— Объясните комок в горле у Алексея и слёзы на глазах Ольги. (Сын и невестка понимают свою вину перед матерью, свой эгоизм: ведь о ней то, о матери, вспомнили в последнюю очередь, спохватившись.)
Под музыку Эмоциональная
…Послушайте стихотворение А. Дементьева
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться
слушать
Того, чья жизнь обнажена.
— Какова главная мысль стихотворения? Как оно связано с прочитанным нами рассказом?
(Поэт говорит, что важно успеть выполнить свой долг вовремя, иначе можно опоздать. Нередко навсегда. Алексей успел выполнить долг перед матерью при жизни. Бытовая покупка — пара осенней обуви — вызвала в нём и чувство вины перед матерью, и детскую нежность к ней)
-Вернёмся к эпиграфу. Грин говорит о чуде. Какое чудо произошло в рассказе?
-Но Грин говорит и о счастье! Чем счастлив Алексей?
Вспомним библейскую притчу о блудном сыне. А что такое притча? (краткий поучительный рассказ иносказательного характера).Не напоминает ли её история Алексея? (Алексей — тоже блудный сын, только заблудился он не в далёких странах, в компании весёлых женщин, а в повседневности, в бытовых хлопотах. Покупка обуви для матери показала, как много в Алексее ещё любви, сыновней нежности)
-Какой нравственный урок вы для себя возьмете из данного рассказа?
Каждый человек может ошибиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему.
-Вспомните, совершив какую-то ошибку ,вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете? Прощения.
V. Рефлексия «Музей обидных воспоминаний».
Ребята, вспомните и опишите неприятный поступок по отношению к вашей матери ,за который вам до сих пор стыдно. Может, кто –то извинится и попросит у матерей прощения.
Песня «Берегите матерей».
Урок наш называется «Как важно вовремя успеть». К сожалению, наши матери не всегда будут с нами. И не хотелось бы, чтобы слова любви и признательности прозвучали слишком поздно. Поэтому я предлагаю вам написать вашим мамам признания в любви.
Под музыку учащиеся пишут признания любви своим мамам, двое зачитывают.
Эмоциональной точкой урока станет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.