Занятие по развитию речи и коммуникативных навыков в 4 классе
Тема: «Жесты»
Цель урока: повышение уровня социальной адаптации через формирование коммуникативных навыков.
Задачи занятия:
Обучающие: познакомить обучающихся с невербальными средствами общения: жестами.
Коррекционно-развивающие: формировать невербальные средства выразительности общения через жесты. Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу. Закреплять умения адекватно выражать эмоциональные состояния.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, используя жесты.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, доброжелательность и бесконфликтность общения.
Оборудование: компьютер, задания на карточках, карточки- пиктограммы «Жесты».
Ход занятия
1.Организационный момент
Зайдя в класс, молча приветствую детей, жестом предлагаю им сесть.
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, ответьте, что является главным средством общения людей. Правильно, главным средством общения людей является речь. С помощью устной речи мы разговариваем, делимся своими знаниями и мыслями. Но не только речь важна в общении.
Вы помните, как начинался этот урок – я не сказала вам ни слова, но вы поняли меня совершенно правильно. Что помогло вам меня понять? Правильно, вы поняли меня по моим жестам. Приветствовать, прощаться, извиняться можно не только словами. Но и жестами. Как вы думаете, о чём мы сегодня на занятии с вами будем разговаривать?
Мы общаемся в разных ситуациях не только при помощи языка. Существует ещё язык жестов. В общении жесты играют важную роль в выражении своей оценки или отношения.
3. Сообщение темы и задач занятия
И сегодня мы с вами поговорим о жестах, как средстве общения. (слайд 1)
4. Изучение нового материала
Что же такое – жесты, и зачем они нужны.
- У каждого из нас 2 руки и 10 пальцев. Никакой робот не сравнится с замечательными руками. Наши умные руки умеют говорить. Как по-разному можно поздороваться, попрощаться, извиниться?
- У вас на столе лежат карточки-пиктограммы «Жесты». Внимательно рассмотрите жесты, указанные на карточках. В какой ситуации они применимы? (слайд № 2)
Давайте сделаем для наших рук небольшую разминку (упражнения для рук) (слайд № 3)
Жесты – это движения руками или другими частями тела, которые несут определённую информацию. (слайд № 4-6)
Какие бывают жесты: (слайд № 7)
- Ритмические жесты – движения в такт речи.
На школьной линейке вы произносите девиз нашей школы, при этом педагог-организатор отбивает ритм взмахом руки. Как вы думаете, для чего он это делает?
- Эмоциональные жесты – передают оттенки чувств.
Например, на уроке математики вы долго не могли решить пример, и тут вас осенило (хлопаете себя по лбу).
На городской спартакиаде ваша команда выигрывает (скандируете, поднимая руки вверх и аплодируя).
Идёте с другом по аллее, увидели что-то необычное (хлопаете друга по плечу и кивком головы указываете в её сторону).
- Указательные – дают направление, определяют место.
Например, вы свидетель того, что ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте, ваши указательные жесты? (жест «стоп», остановись и указательный жест на пешеходный переход). И повторяйте правила дорожного движения.
Ваш друг долго собирается на школьное мероприятие ( рука на запястье – поторопись, мало времени).
- Символические жесты – принятые в обществе по какому-либо поводу.
А какие жесты вы ставите в соцсетях «Класс, отлично» «Я тебя люблю или ты мне дорог»
5. Физкультминутка (слайд № 8)
По моим жестам определите, что я от вас хочу:
- Руки вверх - (встать) Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь?
А плывёшь?
Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
На урок спешишь?
- Руки вниз - (садитесь)
6. Закрепление изученного материала
- «Пословица в жестах»
Попробуйте сказать пословицу, сопровождая ее жестом:
«Тише едешь – дальше будешь», «Что посеешь – то пожнёшь».
«Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Когда я ем – я глух и нем».
Покажите жестами свою пословицу, а мы постараемся её угадать.
- Игра «Покажи свою эмоцию»
(Радость, огорчение, переживание, испуг, восторг)
-Задание «Опиши своего домашнего любимца»
Иногда, во время общения, люди делают ненужные движения: крутят пуговицы или ключи, поправляют волосы, стучат ручкой. Это вредные жесты, они мешают слушать, понимать собеседника. Жесты надо использовать умело. Они должны помогать рассказчику лучше выражать свои мысли и эмоции.
Но есть и такие жесты, при которых с человеком не хочется, не то что дружить, но и даже общаться. Вы эти жесты знаете. Никогда не используйте их в жизни, уважайте себя и окружающих себя людей.
7. Решение коммуникативно-ситуативных заданий (слайд №9-12)
Существует даже этикет жеста. Запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания.
Я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты.
1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?
8. Итог занятия, рефлексия (слайд №13)
Улыбайтесь друг другу приветливо,
Это так украшает ваш взгляд,
И ответить взаимно вам вежливо
Будет каждый, по-моему, рад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.