Занятие по развитию речи и коммуникативных навыков в 5 классе
Тема: «Мимика»
Цель урока: повышение уровня социальной адаптации через формирование коммуникативных навыков.
Задачи занятия:
Обучающие: познакомить обучающихся с невербальными средствами общения: мимикой.
Коррекционно-развивающие: формировать невербальные средства выразительности общения через умение соотносить эмоции с мимикой. Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу.
Коммуникативные: Закреплять умения адекватно выражать эмоциональные состояния, используя мимику..
Воспитательные: воспитывать культуру поведения.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с рисунками различных мимических выражений, карточки- пиктограммы «Лица»,
рисунки с различными ситуациями, зеркальца для каждого ученика.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Мы общаемся в разных ситуациях не только при помощи языка.
В общении также играет важную роль язык жестов. Вы уже знакомы с жестами и правилами их использования. Но общение людей не ограничивается только жестами и речью. Что-то есть ещё более эмоциональное и понятное даже без слов.
Давайте посмотрим на несколько рисунков. Какие чувства и эмоции отражены на их лицах? Определите по рисунку эмоцию и опишите её. (ученики для каждого рисунка поднимают карточки с названием эмоции, описывают положение всех частей лица, сравнивают с другими) (слайд №1)
Эмоции вы определили безошибочно.
Предлагаю вам отобразить радость. Как вам это удалось?
- Правильно, с помощью выразительного движения мышц лица или как говорят ещё - мимики.
3. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня на занятии мы попробуем разобраться, что же такое мимика. Будем упражняться передавать свои чувства и эмоциональное состояние, используя мимику.
4. Изучение нового материала
Мимика – это движение лицевых мышц, одна из форм проявления чувств человека. (слайд № 2)
Попробуем разобраться, что же такое мимика. Давайте посмотрим на несколько портретов (слайд № 3).
-Давайте назовем чувства человека, отражающиеся на лице с помощью мимики.
- радость, отражаемая улыбкой, смехом или криком радости;
- грусть, отражаемая грустным выражением лица или слезами;
- испуг _______________________
- злость_______________________
- важность_____________________
- удивление, недоумение__________
- Охарактеризуйте выражения лица человека соответственно некоторым его чувствам.
Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает, ведь они отражаются на его лице. Важно научиться понимать не только мимику собеседника, но и самому владеть мимикой. Для этого нужно изучать свое лицо, знать, что происходят с ним при какой-либо эмоции.
В этом нам поможет зеркало, которое перед каждым из вас на столе. Глядя в зеркало на свое отражение, вы должны увидеть, что происходит с нашим лицом, когда мы улыбаемся, плачем, хохочем, злимся, удивляемся. Сейчас мы будем выполнять мимическую зарядку (называю эмоцию, ученики показывают ее, и по очереди объясняют изменения своей мимики):
я сердитый, я веселый, я злой, я грустный, я боюсь, я удивлен, я хитрый.
Радость. Когда человек искренне радуется, он выпрямляется и расправляет плечи. На лице появляется улыбка, а глаза, наоборот, могут превратиться в щелочки. Улыбка растягивает губы, уголки рта поднимаются, щеки приподнимаются и расширяются.
Грусть. Огорченный человек кажется безвольным. Он наклоняется вперед, спина согнута, колени подгибаются. Даже одежда на нем обвисает грустными складками. Брови немного приподнимаются, а уголки рта, наоборот, опускаются. Если человек плачет, то брови сдвигаются, а между ними образуется складка. Губы искажаются как будто в открытой улыбке, но нижняя губа подтягивается к верхней.
Испуг. Испугавшись, человек должен отшатнуться от увиденного, его глаза широко раскрыты, рот искажен, брови приподняты, плечи подтянуты к голове.
Злость. Когда человек злится, он нахмуривает брови, опускает уголки рта, сжимает губы, немного приподнимает и выпячивает подбородок. Если человек пришел в ярость, то изображать его надо смотрящим исподлобья, нахмуренным. Он угрожающе наклоняется вперед, сжимает кулаки и весь его вид говорит о готовности к решительным действиям.
Важность. Важничая, человек выпячивает грудь, надувает щеки и задирает нос. На лице играет самодовольная улыбка или, наоборот, нижняя губа презрительно выпячена.
Удивление. Глаза человека широко раскрываются, зрачки сведены к носу, брови высоко подняты, рот приоткрыт.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
Задание «Определить настроение “маски”. (слайд №4)
- На альбомном листе изображена голова человека без лица. Вам необходимо передать чувства удивления, радости, злости и грусти (плачущего человека).
Каждый из вас тянет жребий со своим заданием.
Игра «Театр»
- Пришло время поиграть в игру «Театр», где каждый из вас сейчас
покажет своё актёрское мастерство.
Выступающий получает задание:
1).Получил «5». Получил «неуд»
2).Увидел большую лаящую собаку, бегущую на тебя.
Увидел маленького милого щенка.
3).Тебя незаслуженно обидели. Учитель математики не задал домашнее задание.
- Молодцы! Вы настоящие артисты – умеете владеть своим лицом!
7. Итог занятия, рефлексия
Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,
Доброты не стесняйтесь своей.
Пусть и в сердце у вас, и во внешности
Больше солнечных будет лучей!
Улыбайтесь друг другу приветливо,
Это так украшает ваш взгляд,
И ответить взаимно вам вежливо
Будет каждый, по-моему, рад…
Вы сегодня хорошо поработали на занятии, улыбнитесь друг другу – вы молодцы! (слайд №5)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.