ГОУ ЯО «Петровская школа – интернат»
Конспект урока по развитию речи в подготовительном классе
«Птицы зимой».
Конспект составил учитель
начальных классов, логопед
Куксова Наталья Вячеславовна
Тема: «Птицы зимой»
Цели
урока:
1. Формирование умения самостоятельно добывать знания.
2. Обобщение накопленных жизненных наблюдений детей о зимующих птицах.
3.Расширение и закрепление знаний детей о зимующих птицах.
4. Формирование умения ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
5. Продолжение работы над формированием общеучебных коммуникативных умений
(слушать учителя, друг друга).
6.Воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере
помощи птицам в зимнее время.
Задачи
урока:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
2. Расширять лексический запас по данной теме.
3.Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных ,
4.Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
6. согласовывать имена числительные с именем существительным .
7.Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
4. Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Оборудование:
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч;
Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Использование современных педагогических технологий:
- технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
- технология личностно - ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
- полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
- технология моделирования
- технология игры
-мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.
План урока
1.Организационный момент
-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
-Какое время года идет?
-Какой месяц?
-Какой день недели сегодня?
-Какой был вчера?
-Какой будет завтра?
2.Введение в тему урока
- Послушайте запись.(учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)
- Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)
-Какое это время года?
- Какие признаки зимы вы знаете?
Стук в дверь, учитель сообщает, что в о класс прислали письмо.
- Что написано в письме, кто из вас может прочитать? ( Соня )
Ждем в гости.
- А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? ( птички )
- Как вы догадались? (Следы птиц)
- На чем эти следы? ( на снегу)
-А разве не все птички улетели в теплые края?
- Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? ( о зимующих птицах)
3. Работа по теме урока
- Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?
- Где мы можем увидеть птиц зимой? ( в лесу, в парке, у дома)
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
- Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.
- Открываем глазки.
На экране монитора фото детей в парке зимой
- Где же мы оказались?
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?
На экране монитора видео «Птицы зимой»
Загадки
-Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил? Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц)
-Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.
Учитель загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Не поет она - стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -... .( сорока)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Игра «Повтори за дятлом»
Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
Беседа о зимующих птицах.
-Назовите одним словом.
-Какие это птицы? Дети: Зимующие.
Игра с мячом «Один – много».
Ворона - (вороны)
Голубь - (голуби)
Галка - (галки)
Перо - (перья)
воробей –(воробьи)
сорока – (сороки)
крыло - (крылья)
- Чем птицы отличаются? Дети: размером.
Выставляю плакат «Зимующие птицы»
-Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.
-Назовите больших птиц.
-Назовите маленьких птиц.
-Сейчас
я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
Игра «Назови ласково»
Голова -
…(головка)
Клюв – …(клювик)
Лапы - …(лапки)
Хвост - ...(хвостик).
Шея - …(шейка).
Перья - …(пёрышки)
-Ребята,
как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)
-Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну
птицу от другой.
Игра «Угадай чей голос»
Учитель включает аудиозапись голосов птиц, а дети отгадывают, чей это голос
Игра «Кто
как голос подаёт?»
Ворона (что делает?) - … каркает.
Сорока (что делает?) - … стрекочет.
Воробей (что делает?) - … чирикает.
Голубь (что делает?) - … воркует.
Снегирь (что делает?) - … свистит.
-Молодцы,
ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё
отличаются?
Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.
-Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.
Игра
«Скажи одним словом»
У
сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Беседа о жизни птиц зимой
- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)
- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.
-Вам их жалко?
– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.
- А хватает ли птицами пищи зимой?.
- Почему не хватает?
- А чем мы можем помочь птицам? ( Кормушку)
Упражнение «Кормушка»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
-Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке?
-Назовите птиц со словом много.
На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.
Динамическая пауза
-Подумайте какой птичкой вы будите?
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали –
все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
-Какой птичкой был Рома? Я был вороной.
Упражнение «Сосчитай!» (согласование числительного с существительным)
-Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:
1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
2 воробья
3 воробья
4 воробья
5 воробьев
6 воробьев
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы»
Упражнение «Сосчитай»
-Сколько на картинке ворон?
-Сколько дятлов?
-Сколько синиц?
-Сколько сорок?
-Сколько голубей?
-Сколько воробьев?
Описание птицы по плану . Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку - описание птицы по плану.
-Ну что , ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:
-Повернись, покружись, снова в классе окажись.
4.Итог урока
-Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.
-Понравился урок?
-Что особенно понравилось?
-А зачем мы это изучаем?
-Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.
-Что это? (Кормушки)
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода .Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
-Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.
.
– Я угощу синиц
семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
-Я угощу снегиря ягодами рябины.
Закончу я урок стихотворением.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.