Конспект урока по развитию речи в подготовительном классе «Птицы зимой».

  • docx
  • 27.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по развитию речи в подготовительном классе.docx

ГОУ ЯО «Петровская школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по развитию речи в подготовительном классе

 «Птицы зимой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект составил учитель

начальных классов, логопед

Куксова Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Птицы зимой»

 Цели урока:

1. Формирование умения самостоятельно добывать знания.
2. Обобщение накопленных жизненных наблюдений детей о зимующих птицах.
3.Расширение  и закрепление знаний  детей о зимующих птицах.
4. Формирование  умения ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
5. Продолжение работы над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).
6.Воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные:

  

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

 

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3.Закрепить умение образовывать именительный  падеж множественного числа существительных ,

4.Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;

5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

 

6.  согласовывать имена числительные с именем существительным .

 

7.Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

8. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

 

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

 

Коррекционно-развивающие:

 

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

 2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Оборудование:

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Использование современных педагогических технологий:

- технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);

- технология   личностно  - ориентированного    взаимодействия   (ориентация   на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);

- полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);

- технология моделирования

- технология игры

-мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

 

 

План урока

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

-Какое время года идет?

-Какой месяц?

-Какой день недели сегодня?

-Какой был вчера?

-Какой будет завтра?

2.Введение в тему урока

- Послушайте запись.(учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)

- Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)

-Какое это время года?

- Какие признаки зимы вы знаете?

Стук в дверь, учитель сообщает, что в о класс прислали письмо.

- Что написано в письме, кто из вас может прочитать? ( Соня )

Ждем в гости.

- А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? ( птички )

- Как вы догадались? (Следы птиц)

- На чем эти следы? ( на снегу)

-А разве не все птички улетели в теплые края?

- Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? ( о зимующих птицах)

3. Работа по теме урока

- Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?

- Где мы можем увидеть птиц зимой? ( в лесу, в парке, у дома)

- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

- Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.

- Открываем глазки.

На экране монитора фото детей в парке зимой

- Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может слева под бревном?

Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой»

Загадки

-Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?  Дети:  голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц)

 

-Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки.

 Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.

Учитель загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Не поет она - стрекочет,

 Обратить вниманье хочет.

 Меньше, чем вороны рост,

 Очень длинный черный хвост,

 В черном вся, но белобока,

 Это модница -... .( сорока)

 

Любит прыгать и летать,

 Хлеб и зёрнышки клевать,

 Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

 

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Игра «Повтори за дятлом»

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

Беседа о зимующих птицах.

-Назовите одним словом.

-Какие это птицы?      Дети: Зимующие.

 

Игра с мячом  «Один – много».

 

Ворона - (вороны)                                   

Голубь - (голуби)

Галка - (галки)

Перо - (перья)                                            

воробей –(воробьи)

сорока – (сороки)

крыло - (крылья)

 

- Чем птицы отличаются?    Дети: размером.

Выставляю плакат «Зимующие птицы»

-Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.  

-Назовите больших птиц.

-Назовите маленьких птиц.

-Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

 Игра «Назови ласково»

Голова  - …(головка)
Клюв – …(клювик)
Лапы - …(лапки)
Хвост - ...(хвостик).
Шея - …(шейка).
Перья - …(пёрышки)


-Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)

-Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.  

Игра «Угадай чей голос»

Учитель включает аудиозапись голосов птиц, а дети отгадывают, чей это голос

Игра  «Кто как голос подаёт?»
Ворона (что делает?) - … каркает.
Сорока (что делает?) - … стрекочет.
Воробей (что делает?) - … чирикает.
Голубь (что делает?) - … воркует.
Снегирь (что делает?) - … свистит.

-Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?
Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением  тела.
-Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

Игра «Скажи одним словом»

У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.

Беседа о жизни птиц зимой

- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.

-Вам их жалко?

– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.

- А хватает ли птицами пищи зимой?.

- Почему не хватает? 

- А чем мы можем помочь птицам?  ( Кормушку)

Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

-Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке?

-Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок.

На кормушке много дятлов.

На кормушке много синиц.

На кормушке много ворон.

На кормушке много снегирей.

 

Динамическая пауза

-Подумайте какой птичкой вы будите?

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

-Какой птичкой был Рома? Я был вороной.

Упражнение «Сосчитай!» (согласование числительного с существительным)

 

-Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:

1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона

2 воробья

3 воробья

4 воробья

5 воробьев

6 воробьев

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)

 

Воробей маленький, а ворона большая.

У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжёлый, а воробей легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

 

Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы»

Упражнение «Сосчитай»

-Сколько на картинке ворон?

-Сколько дятлов?

-Сколько синиц?

-Сколько сорок?

-Сколько голубей?

-Сколько воробьев?

 

Описание птицы по плану . Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку - описание птицы по плану.

-Ну что , ребята, пора возвращаться  в класс. Скажем волшебные слова:

-Повернись, покружись, снова в классе окажись.

4.Итог урока

-Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.

-Понравился урок?

-Что особенно понравилось?

-А зачем мы это изучаем?

-Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.

-Что это? (Кормушки)

- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода .Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

-Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.

.

– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

-Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

 

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

 

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

 

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

 

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

 

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

 

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".