Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 г классе на тему Автоматизация [р]. Текст "Я и моя семья" (3 занятие)

  • doc
  • 26.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0002a512-f1c90d9d.doc

 

Государственное общеобразовательное казённое учреждение

 «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушением слуха

г. Черемхово»

 

 

 

 

 

Конспект  урока

 

 по развитию слухового восприятия и формированию произношения

во 2 г классе

 на тему

 

Автоматизация [р].

Текст "Я и моя семья"

(3 занятие)

 

 

                                                                                                 Разработала и провела

                                                                                                 на внутришкольном конкурсе

                                                                                                       "Фестиваль открытых уроков                                                                                      с  использованием  ИКТ":

                                                                                                 учитель слуховой работы

                                                                                                 Абрамчук М.Н.

 

 

г. Черемхово, 2016 год

 

 

Тема урока:  Автоматизация  [р]. Текст  "Я и моя семья" (3-е занятие).

Цель урока: автоматизация звук  [р] во всех позициях  на материале  слогов, слов, словосочетаний и фраз из текста.

Задачи урока по ФП:

1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [р];

2. Упражнять в правильном произнесении звука [р] во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз из текста.

3. Продолжать работу по развитию  силы голоса,  темпа, словесного ударения и  норм орфоэпии.

4. Развивать умение произносить на выдохе до 4-5 слогов. 

5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку,  любовь к  членам семьи.

Задачи урока по РСВ: Развивать умение в восприятии, различении   и опознавании на слух и слухо-зрительно    материала  разговорно-бытового характера, фраз, связанных с учебной деятельностью, фраз из текста " Моя семья", фраз по теме "О семье".

Методы и приёмы:

− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;

− выполнение дыхательных и голосовых упражнений;

− предъявление речевого образца;

− отражённое и самостоятельное произнесение речевого материала;

− ответы на вопросы;

− игры – упражнения («Поймай  звук», «Гармошка», «Праздничный торт», «Слова убежали», "Составь  предложение");

− физминутка;

Демонстрационный и методический материал:

− картинки – символы  для выполнения артикуляционной гимнастики;

- таблички с письменным текстом

-"рассыпной" текст

- разрезная картинка "Семья"

Оборудование:  настенное зеркало; экран, ПК, компьютерный тренажёр «Дельфа-130»;  ЗУА индивидуального пользования, ИСА.

Предварительная работа:

− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики для сонорных  звуков;

− постановка звука [р]; автоматизация [р] в прямых, интервокальной позиции, обратных, стечениях слогах, словах, фразах.

− показ предметных картинок по теме "Семья";

− знакомство с правилами работы на компьютерном тренажёре «Дельфа-130»

Ход урока:

I.     Орг. момент

Максим,  поздоровайся. с гостями./ Здравствуйте.

-Сними аппараты.

- Надень наушники.

 [Максим]/ Я - Максим .

[Как ты слышишь?]. /Я слышу хорошо (плохо).

[Какой будет урок?]/ Будет урок развития слуха и речи.

II.     Сообщение темы, целей урока.

1.     Целевые установки.

[Будешь слушать и говорить.]/ Я буду слушать и говорить.

Максим, говори  правильно, внятно.

2.     Установка на поощрение.

Сегодня на уроке за работу  ты будешь получать  детали картинки.  В конце урока ты соберёшь картинку и узнаешь, что там.

III.           Формирование произношения

1.     Артикуляционная  и  дыхательная гимнастика

А) Артикуляционная гимнастика

- Посмотри на картинки.

- Что будешь делать?/  Я буду делать гимнастику.

а) Лопатка

б) Вкусное варенье  (фиксационные зажимы)

в) Маляр

г) Грибок

д) Гармошка

е) Фокус

 

Б) Дыхательная гимнастика

а) "Гармошка"

 

 

б) "Праздничный  торт" (ИКТ, тренажёр "Дельфа - 130")

 

-Что ты делал?/ Я делал гимнастику.

- Ты хорошо и правильно выполнял гимнастику. Возьми  деталь картинки.(1 поощрение)

2. Работа над звуком, слогами, словами и фразами

А) Игра "Поймай звук"

- Сегодня мы продолжим правильно учится говорить звук.

- Послушай . ( Р)

- Что услышал?/ Р

-Будешь  играть. / Я буду играть. Игра называется "Поймай звук".

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р.

-Молодец, ты справился с заданием. Возьми деталь картинки. (2 поощрение)

Б) Работа над слогами , словами  и фразами

- Будешь  слушать и говорить.

-Что будешь делать?/ Я  буду слушать и говорить.

- Слушай по порядку ( слухозрительно):      РА, РО , РУ - Дети  работают  в саду.

                                                                          АРА, АРО, АРУ - Я второй  стою.

                                                                          БРА, ТРА   -  Вот  брат и  сестра.

- Прочитай 1 строчку. Покажи картинку.

- Прочитай 2 строчку. Покажи картинку.

- Прочитай 3 строчку. Покажи картинку. 

- Послушай, какую строчку я сказала./ РА, РО, РУ - Дети  работают  в саду.

- Скажи медленно. / РА____РО____РУ____ - Дети____работают___в____саду___.

- Скажи нормально./ РА, РО , РУ - Дети  работают в саду.

В) Работа на голое ухо

- Сними наушники. Послушай и повтори : работают, брат. Вот брат и сестра.

(Говорю  на слух без аппаратов и ЗУА)

-Надень наушники.

г) Мини-диалог

- У тебя есть брат? / У меня есть брат.

- У тебя есть сестра?/ У меня есть сестра. У меня нет сестры.

- Как зовут брата? / Брата зовут......

- Молодец, ты внимательно слушал и правильно говорил. Возьми деталь картинки.

 (3 поощрение)

4. Физминутка (о семье)

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

IV.Развитие слухового восприятия

А) Работа над текстом.

- Какой  текст  читал?/ Текст " Моя семья". ("Моя семья". )

- О чём текст?/ О семье.

- О ком текст?/ О маме, папе, бабушке, дедушке, об Алисе.

- Будешь составлять текст.  Что будешь делать?/ Я буду составлять текст.

( Ученик  самостоятельно составляет текст)

Б) Проверка текста учителем.

Будем проверять. Слушай.

 (Читаю   весь текст на расстоянии  20-30  см . Ученик корректирует.)

-Ты правильно составил  текст?/Да.

 -Были ошибки?  Сколько?

- Возьми деталь картинки. (4 поощрение)

В)  Игра "Слова убежали" (ИКТ, презентация)

 Будешь играть.  / Я буду играть.

 Игра называется "Слова убежали". Вставь  слова.

.......... не работает.

Мама, папа и дедушка ........

- Возьми деталь картинки.  (5поощрение)

Г) Различение  слов, словосочетаний и фраз из текста

- Послушай  и повтори./ Буду слушать и повторять.

- Слушай:  [Семья большая. ]

                   [Мама, папа и дедушка работают. ]

                  [Семья большая, во втором классе. ]

                  [Работают - работает, не работает - не работают, учится - учатся - учусь. ]

- Что ты делал? / Я слушал и повторял.

Д) Составление предложения

Составь предложение. ( Мама, папа и дедушка работают)

-Что ты делал? / Я составлял предложение.

Е) Работа над дыханием.

Мама

Папа

Папа и дедушка

Мама, папа и дедушка

Мама, папа и дедушка  работают.

- Ты правильно выполнил задание. Возьми деталь картинки. (6 поощрение)

- Что ты делал?/ Я составлял текст, читал, вставлял слова, слушал , говорил, составлял предложение.

IV.    Итог урока:

1. Оценка работы. Составление разрезной картинки.

-Молодец! Ты хорошо сегодня работал.

- Собери картинку. Что там?/ Это семья.

2.Беседа по вопросам

- Какой был урок?/ Был урок развития слуха и речи.

- Какой  звук говорил?/ Я говорил звук [Р].

-Как ты говорил?

3. Домашнее задание

А) Нарисовать  рисунок "Моя семья".

Б) Собрать картинку в классе с ребятами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей6-9 лет. /сост. О. В. Епифанова.- Волгоград: Изд-во Учитель,  2010.- 179с.

2.     Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика./ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт А. Н.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 1996.-236с.

3.     Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей. / А. А. Гуськова.-М.: ТЦ Сфера,

2011.-128с.

 4.  Кузьмичёва Е.П., Федосова  И.Ф. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 2 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 240с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.      http://thumbs.dreamstime.com/

2.     http://fanparty.ru

3.     http://www.playcast.ru

4.     http://ped-kopilka.ru

5.      http://nhero.ru

6.      http://pandia.ru

7.     https://brodude.ru

8.     http://z54dnry6rxtmzcg7e6y3qtsig5yf5fmehuvakcg5wnuahx3iafuq.b32.i2p.xyz/illustrations/110/110143-i_152.png

9.     http://st.depositphotos.com/

10. http://www.playing-field.ru

11. http://www.chudopredki.ru

12. http://nakonu.com

13. https://im1-tub-ru.yandex.net

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также