Пояснительная записка к конспекту урока по рисованию в 1 класс МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»
в рамках муниципального конкурса
«Мой лучший урок»
Предмет |
Рисование |
УМК |
В.Г. Петрова Обучение учащихся 1-4 кл. вспомогательной школы (изобразительное искусство) Москва «Просвещение»1982г. Изобразительное искусство (И.А. Грошенков). АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» |
Класс |
1 класс МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» |
Тема |
«Рисование с натуры «Светофор» |
Цель урока |
Формирование умения составлять и рисовать рисунок из геометрических фигур. |
Задачи урока |
Формирование умения анализировать рисунок по вопросам учителя, планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Обучение приемам расположения кругов и обведение их карандашом. Коррекция мышления в процессе анализа образца и планирования ближайшей операции. Ориентировка на плоскости листа и рисование деталей относительно друг друга. Развитие мелкой моторики на основе упражнений в обведении и раскрашивании. Воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к урокам рисования. |
Тип урока |
Сообщение новых знаний |
Базовые универсальные действия |
Личностные -Развитие познавательных интересов учебных мотивов -Выражать положительное отношение к рисунку, к его герою - Положительное отношение к окружающей действительности -Формировать навыки работы с цветными карандашами -Самостоятельность в выполнении игровых заданий -Выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности Познавательные -Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя -Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов -Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам Постановка и решение проблемы Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости Регулятивные -Нацеливание на успешную деятельность - Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) - Соотносить свои действия и их результаты с заданиями -Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя -Проверять работу, сверяясь с образцом -Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев Коммуникативные -Умение отвечать на вопросы различного характера -Умение ясно излагать свои мысли -Формирование умения слушать -Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений -Доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми -Выстраивать речевые конструкции Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности -Обращаться за помощью и принимать помощь |
Оборудование |
Альбом, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, шаблон круга, мультимедийная презентация |
Характеристика класса |
В классе 12 человек. По классификации М.С.Певзнер они относятся к следующим группам Неосложнённая форма – 1 человек Осложнённая форма: Эритические-3человека Торпидные –3 человека С нарушением эмоционально-волевой сферы-2 человека Аутизм -1человек С нарушением зрения -2 человека
По возможностям обучения дети разделены на 3 группы: I группа-2 человека. Дети сравнительно легко выполняют задания по словесной инструкции. Движения при рисовании целенаправленны, достаточно свободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша ритмичны и точны. II группа-4 человека. Дети, у которых двигательная расторможенность. Они проявляют чрезмерную торопливость. Для них работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка довольно трудно. У таких детей преобладает возбуждение над торможением. III группа-6 человек . Этим детям характерны заторможенность и вялость. Движения рук при рисовании скованные, очень замедленные. Задания выполняют неуверенно. Штрихи в основном еле заметные, направление движения часто теряется, а замедленный темп ещё больше ослабевает к концу задания. Мелкие мышцы рук плохо координированы. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Базовые универсальные действия |
Результативность этапа |
Организационный момент: настрой на урок, проверка готовности к уроку |
Летит, летит по небу шар
По небу шар летит
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит
Проверим, готовы ли вы к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, шаблон круга. |
-Поднимают руки в сторону, показывают пальцем в небо и делают круг, изображая шар. -Палец в небо, изображают шар, руки в сторону. -Руки на грудь, изображают шар. -Палец в небо, руки в стороны.
-Показывают предмет, который называет учитель. |
Регулятивные -нацеливание на успешную деятельность Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: -формирование умения слушать |
Положительная мотивация к работе |
Ориентировка на альбомном листе |
Альбомный лист поверните вертикально Покажите верхний край листа Покажите нижний край листа Покажите левую сторону листа Покажите правую сторону листа Покажите центр (середину листа) |
показывают показывают показывают показывают показывают |
Познавательные: -Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя |
Подготовка к восприятию задания |
Актуализация знаний учащихся Загадка Слайд № 2
|
У полоски перехода, На обочине дороги, Зверь трёхглазый, одноногий, Неизвестной нам породы, Разноцветными глазами Разговаривает с нами. Красный глаз глядит на нас: - Стоп! - гласит его приказ. Жёлтый глаз глядит на нас: - Осторожно! Стой сейчас! А зелёный: что ж, вперёд, Пешеход, на переход! Так ведёт свой разговор Молчаливый ... |
Отгадывают загадку
светофор |
Познавательные: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов -Личностные: Развитие познавательных интересов учебных мотивов Коммуникативные: -Умение отвечать на вопросы различного характера -умение ясно излагать свои мысли |
Подготовка к восприятию материала по теме |
Просмотр мультфильма «Светофор» Слайд № 4
|
Мультфильм из серии: «Безопасное поведение на дороге»
Расскажите стихотворение про огни светофора. |
Смотрят мультфильм. Обмениваются впечатлениями
1ученик показывает зелёный круг. Свет зелёный - проходи. 2ученик показывает жёлтый круг. Жёлтый –лучше подожди. 3ученик показывает красный круг. Если цвет зажёгся красный-значит двигаться опасно. Все: Красный-стой, жёлтый-жди, а зелёный свет-иди! |
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения: поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д. Личностные -Выражать положительное отношение к героям Познавательные: -Уметь называть, характеризовать предметы по цвету Коммуникативные: -Умение рассказать выразительно строчку стихотворения |
Подготовка к восприятию учебного материала |
Сообщение темы урока
Показ презентации Слайды № 5-8 |
Ребята, вы догадались, что мы сегодня будем рисовать? Молодцы! В нашем селе всё больше становится разных машин. А светофоров нет. А вот в городе без светофоров никак нельзя. Поднимите руки, кто был в городе. Светофор по форме… Светофоры бывают разные Посмотрите и запомните |
Мы будем рисовать светофор
поднимают четырёхугольный, прямоугольный |
Познавательные: Постановка и решение проблемы Коммуникативные: -Умение отвечать на вопросы различного характера
|
Формулирование темы урока 2 группой, 3 группа повторяют ответы.
Определение формы светофора и его «глаз»
|
Физминутка Слайд № 9
|
Светофор Руки, ноги разминаем. Влево, вправо поворот. Вот и желтый загорелся, Начинаем, детвора! Вверх поднимем, вниз опустим, Вот зеленый загорелся,
Смело мы идем вперед. Светофор — помощник
славный |
-Ходьба на месте. -Встряхивание руками и ногами
-Наклоны назад и вперёд. -Повороты туловища.
-Рывки руками перед грудью.
-Бег с высоким подниманием бедра. |
Коммуникативные - доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданиями |
Игровые действия. Снятие физического и эмоционального напряжения. Предупреждение утомляемости учащихся |
Составление плана рисования светофора Слайды № 10-11
|
Рассматривание макета светофора
Посмотрите на доску. Вам будут помогать карточки, на которых показано, что и как надо рисовать. 1.Подумайте, с чего начнём рисовать светофор. 2.Соединим точки линиями. Что мы получим? 3. Обведём кружок. Сколько кружков обведём? Почему?
Как они буду расположены? 4.Раскрашиваем круги в одну сторону. Показ учителем штриховки кругов Как будем раскрашивать круги? 5. Каким цветом раскрасим прямоугольник? |
1. Светофор прямоугольной формы 2. Три круга расположены сверху вниз: красный, жёлтый, зелёный. 3. Прямоугольник светофора коричневого цвета.
1.Поставим 4 точки
2.Соединим линиями прямоугольник
3.Три кружка, потому что три глаза у светофора Сверху вниз, друг под другом.
4.В одну сторону 5.Коричневым цветом |
Познавательные Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости Коммуникативные - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности Личностные - положительное отношение к окружающей действительности -формировать навыки работы с цветными карандашами |
Умение пользоваться пооперационными картами при составлении плана работы |
Работа с учебными предметами Слайд № 12
|
Берём в руки карандаш. Говорим и выполняем за учителем.
Ослик хвостиком махал Чуть его не потерял Ты махай, махай, махай Да смотри-ка не теряй!
Самолёт построим сами Понесёмся над лесами Понесёмся над лесами А потом вернёмся к маме. |
|
Личностные -самостоятельность в выполнении игровых заданий Коммуникативные - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию |
Разогревание пальчиков для практической работы
|
Практическая работа учащихся |
1.Посмотрите на первую карточку. Что будем делать сначала? 2.Посмотрите на вторую карточку. Что будем делать теперь? 3.Посмотрите на третью карточку. Что сделаем дальше? 4.Что сделаем наконец? Раскрашиваем аккуратно. В одну сторону
5.Раскрашиваем прямоугольник-светофор коричневым цветом. 6. Ребята, у светофора одна нога. Кто желает, может дорисовать внизу прямоугольник и раскрасить его коричневым цветом. |
1.Поставим 4 точки. Ставят.
2.Соединим точки линиями. Соединяют.
3.Нарисуем три кружка сверху вниз. Обводят шаблон. 4.Будем раскрашивать кружочки. Первый –зелёным. Второй - жёлтым. Третий- красным. Раскрашивают Дети 1 группы и желающие дорисовывают прямоугольник ножку светофора
|
Коммуникативные Обращаться за помощью и принимать помощь Личностные Выполнение заданий за учителем и самостоятельно Регулятивные -Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя -Проверять работу, сверяясь с образцом Познавательные -Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам: цвету, форме -- работать с информацией: понимать изображение, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных носителях |
Самостоятельная работа 1 группы учащихся Оказание помощи слабым обучающимся (2 и 3 группа) |
Анализ рисунков
Оценка качества готовых работ
|
– Кому понравилась своя работа? – Сравните свой рисунок с образцом. – Как выполнен рисунок аккуратно, хорошо или не очень? – Что не получилось? – Чей рисунок понравился больше всех? Почему? – Очень хорошо рисовали, старались. -Особенно аккуратными рисунки получились у ……… - Обращаю внимание на правильность рисования кругов по отношению друг к другу. На качество раскрашивания. Ваши рисунки поставим на выставку в классе. |
|
Личностные -выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами Коммуникативные -Умение отвечать на вопросы различного характера Умение ясно излагать свои мысли, выстраивать речевые конструкции |
Учащиеся адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.
Выбирают лучшие работы |
Итог урока: Рефлексия Слайд № 13
Слайды № 14-15
Слайд № 16 Песня -караоке «Светофор» |
1.-Что мы сегодня рисовали на уроке? 2.-Из каких фигур мы рисовали светофор? -С чего начали наш рисунок - Что рисовали затем… -Потом… -Наконец… Трудно ли было рисовать? 3.Повторим правила дорожного движения Просмотр и слушание песни про светофор. |
1.Мы рисовали светофор.
Ученики с опорой на предметно-операционный план называют действия и порядок рисования.
2.Повторяют правила дорожного движения 3.Смотрят и слушают. |
Регулятивные -принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев |
Используют план отчёта о работе, составляя последовательный рассказ
Закрепление правил дорожного движения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.