Конспект урока по родной литературе (русской)
Тема : Нормы русского невербального этикета
Цели :
Образовательные: дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни;
Воспитательные: показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.
Развивающие: развивать невербальные средства общения у учащихся для точного содержания высказывания.
Планируемые результаты :
Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные УУД: знать невербальные средства общения.
Тип урока : урок общеметодологической направленности
Оборудование: иллюстрации с мимикой и жестами ,учебник О.М. Александрова и др., 2021г. «Родной язык», тетрадь, конспект.
Ход урока:
1.Организационный момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.
2.Актуализация знаний.
Каждое движение души имеет своё естественное
выражение в голосе, жесте, мимике.
Цицерон.
3.Целеполагание(мотивация)
. - Какое слово в названии темы непонятно? (Даётся представление о невербальных средствах общения).
- А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значение этих слов.
Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.
Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон. Поэтому цели нашего урока таковы (учитель рассказывает о цели урока).
4.Основная часть урока .
1-й ученик. Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
2-й ученик. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
3-й ученик. При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё и высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.
4-й ученик. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Учитель. Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.
- А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)
Попробуйте вспомнить примеры, как использованы невербальные средства общения в художественной литературе.
Решение ситуативных задач.
С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся в парах или по группам).
Решение ситуативных задач.
1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).
2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).
3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).
4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?
5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?
6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)
8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?
Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.
5.Физминутка. Работа с иллюстративным материалом.
- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что эти жесты обозначают?
Высунуть язык – жест-дразнилка.
Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.
Грозить кулаком – жест-угроза.
Поднять брови – жест-удивление.
Обхватить голову руками – жест-испуг.
6.Первичное усвоение новых знаний
. - А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:
Муравей сороконожке повстречался на дорожке.
- С добрым утром! Как дела? –
сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
Тут и вечер набежал.
Э.Гольдман.
Итак, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А.И.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, поднять руку «лодочкой» - человек смущён, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д. но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.
1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
7.Закрепление изученного материала
А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот
и что посоветовала ему мудрая мама? (Просмотр отрывка из мультфильма.)
хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -
всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада
8.Рефлексия.
Что было сложным сегодня на уроке?
Что больше всего запомнилось ?
О чем более подробнее хотели бы знать?
Что было интересным?
9.Д/з. Постарайтесь увидеть себя со стороны. Нет ли в вашем поведении скованности? Или, может быть, для вас характерна, наоборот, излишняя жестикуляция?
Составьте для себя памятку: «Мои жесты; на что обратить внимание».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.