Урок родного русского языка в 9 классе.
Тема: «Орфоэпические нормы
современного русского литературного языка»
Цели урока:
Личностные:
ü воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры
Метапредметные:
ü анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал;
ü строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
ü осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
ü формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), в т. ч. соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
ü понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка.
Ход урока.
Заговори, чтоб я тебя увидел...
Сократ
1. Мотивационный этап.
Учитель
В выходной Вася весь день катался на лыжах. А утром в понедельник у него поднялась температура. Лежит в постели и думает: «Через неделю наш класс играет в хоккей с 9 Б. Надо срочно выздоравливать. А то на воротах стоять некому, проиграют наши без меня. Нужно лекарство принять». Он берёт пузырёк с лекарством и читает: «Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ». Выпил Вася лекарство и запищал. Испугалась мама, спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?» Вася отвечает: «Я лекарство принял, а там написано: после приёма – пищИ». Мама рассмеялась: «Эх ты! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: «Три раза в день после приёма пИщи», то есть после завтрака, обеда и ужина».
- Почему Вася оказался в смешном положении?
- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?
- Какие нормы языка нарушил Вася?
- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.
2. Определение темы урока «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка».
- Прочитайте материалы учебника на стр. 58 и найдите ответы на вопросы:
- Что такое «НОРМА» в языке?
(Норма ‒ это образец общепризнанного употребления элементов языка).
- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке?
(Орфоэпия).
- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) ‒ раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение слов).
- Какие цели мы должны с вами достичь? (обобщить знания по орфоэпии, полученные на уроках русского языка, запомнить произношение слов, трудных с точки зрения орфоэпии)
3. Актуализация проблемы.
Учитель: Речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»
В обыденной жизни мы, не зная многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим слова правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания.
Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.
4. Работа с учебником.
- Расставьте ударение в словах: шофер, фарфор, приговор, заперта, добыча, балованный.
Ученики выполняют работу, осуществляют самопроверку по упр.84 и теоретическому материалу на с. 59.
- Что делать, если сомневаешься в произношении слова?
- Прочитайте материалы Упр.85.
- О каком языковом процессе говорит лингвист Каленчук? (Перенос ударения).
- Какова закономерность изменения? (Изменение ударения затрагивает весь класс слов, но с разной скоростью).
- В чём уверен известный лингвист? (Изменение ударения станет допустимой нормой через некоторое время).
- Как различить варианты произношения? (Теория стр. 59.)
5.Открытие нового знания.
- Прочитайте информацию на стр.64. На что обращает наше внимание Булаховский?
- Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение для сохранения ритма стихотворной строфы. Поработаем с упр.96
- Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом.
6.Выполнение практического задания.
Стихотворение В.Громова «Шутка»
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
- Так как же правильно: «творог» или «творог»?
- Найдите в словаре слово «творог» и правильно прочитать его.
- Это вариативность произношения: творОг – твОрог.
- Зачем нам нужен орфоэпический словарь? Проверка усвоения материала.
7. Закрепление.
Чётких правил, регламентирующих произношение слов, нет. Какие-то слова нужно просто запоминать, другие подчиняются определенным закономерностям.
Рассмотрите упр.86,89,91,92,93. О каких особенностях произношения идет речь в каждом упражнении. Разделимся на группы.
Игра «Морской бой»
Учащиеся делятся на две команды (мальчики
– девочки). Игровое поле вывешивается на доске. Команды по очереди открывают
клетки игрового поля, на котором спрятано 6 кораблей. Каждый корабль занимает
одну клетку игрового поля. Команда, назвавшая номер клетки, на которой
расположен корабль, первой отвечает на вопрос. Если ответ неверный,
команда-соперница исправляет ошибку и забирает корабль. Выигрывает команда
(получает «5»), которая «захватила» больше кораблей.
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
|
|
|
Х |
|
|
2 |
Х |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Х |
|
4 |
|
|
Х |
|
|
|
5 |
|
Х |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Х |
Корабль А2.
Упр. 86 (чн и шн): по заданию в учебнике + выписать те слова, в которых чаще допускаются ошибки (вынести их на доску для других групп)
Корабль Б5.
Упр. 89 (произношение согласного перед е): по заданию в учебнике + выписать те слова, в которых чаще допускаются ошибки (вынести их на доску для других групп)
Корабль В4.
Упр.91: списать, расставить ударение в словах на 4 строчках, прочитать
Корабль Г1.
Упр. 92 (произношение краткой формы прилагательного): записать краткую форму женского рода + трудные случаи(варианты) на доске
Корабль Д3.
Упр.93: прочитать 3 строчки, расставляя правильно ударение.
Корабль Е6.
Карточка. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов.
Дикообраз -
Подчерк-
Мукулатура-
Тубаретка-
Бадминктон-
Уплоченный-
Ключ: дикобраз, почерк, макулатура, табуретка, бадминтон, уплаченный.
Вывод: выигрывает команда (получает «5»), которая «захватила» больше кораблей. Это команда…….
Подведение итогов.
- Обратимся к эпиграфу всего раздела «Культура речи» (стр.58), прочитаем высказывание русского языковеда Александра Пешковского.
- Согласны ли вы с его высказыванием? (Данные слова абсолютно верны. Соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.