Конспект урока по родному русскому языку Орфоэпические нормы" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка будет полезна учителям, ведущим курс родного русского языка в 9 классе.Наряду с разбором упражнений учебника предлагаются занимательные задания по теме. К учебнику Александровой.
Иконка файла материала Орфоэпические нормы.docx

 

Урок родного русского языка в 9 классе.

Тема: «Орфоэпические нормы

современного русского литературного языка»

 

 Цели урока:

Личностные:

ü  воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры

Метапредметные:

ü  анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал;

ü  строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

ü  осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

ü  формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), в т. ч. соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

ü  понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка.

Ход урока.                             

  Заговори, чтоб я тебя увидел...

                                                         Сократ

1. Мотивационный этап.

Учитель

В выходной Вася весь день катался на лыжах. А утром в понедельник у него поднялась температура. Лежит в постели и думает: «Через неделю наш класс играет в хоккей  с 9 Б. Надо срочно выздоравливать. А то на воротах стоять некому, проиграют наши без меня. Нужно лекарство принять». Он берёт пузырёк с лекарством и читает: «Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ». Выпил Вася лекарство и запищал. Испугалась мама, спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?» Вася отвечает: «Я лекарство принял, а там написано: после приёма – пищИ». Мама рассмеялась: «Эх ты! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: «Три раза в день после приёма пИщи», то есть после завтрака, обеда и ужина».

- Почему Вася оказался в смешном положении?

- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Какие нормы языка нарушил Вася?

- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.

2. Определение темы урока «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка».

- Прочитайте материалы учебника на стр. 58 и найдите ответы на вопросы:

- Что такое «НОРМА» в языке?

(Норма ‒ это образец общепризнанного употребления элементов языка).

 

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке?

(Орфоэпия).

- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) ‒ раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение слов).

 

- Какие цели мы должны с вами достичь? (обобщить знания по орфоэпии, полученные на уроках русского языка, запомнить произношение слов, трудных с точки зрения орфоэпии)

 

3. Актуализация проблемы.

            Учитель:       Речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

             В обыденной жизни мы, не зная многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим слова правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания.

      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

 

4. Работа с учебником.

- Расставьте ударение в словах: шофер, фарфор, приговор, заперта, добыча, балованный.

Ученики выполняют работу, осуществляют самопроверку по упр.84 и теоретическому материалу на с. 59.

- Что делать, если сомневаешься в произношении слова?

- Прочитайте материалы Упр.85.

- О каком языковом процессе говорит лингвист Каленчук? (Перенос ударения).

- Какова закономерность изменения? (Изменение ударения затрагивает весь класс слов, но с разной скоростью).

- В чём уверен известный лингвист? (Изменение ударения станет допустимой нормой через некоторое время).

- Как различить варианты произношения? (Теория стр. 59.)

 

5.Открытие нового знания.

- Прочитайте информацию на стр.64. На что обращает наше внимание Булаховский?

 

- Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение для сохранения ритма стихотворной строфы. Поработаем с упр.96

 

- Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом.

 

6.Выполнение практического задания.

Стихотворение В.Громова «Шутка»

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

 

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?

- Найдите в словаре слово «творог» и правильно прочитать его. 

 - Это вариативность произношения: творОг – твОрог.

- Зачем нам нужен орфоэпический словарь?  Проверка усвоения материала.

 

7. Закрепление.

Чётких правил, регламентирующих произношение слов, нет. Какие-то слова нужно просто запоминать, другие подчиняются определенным закономерностям.

Рассмотрите упр.86,89,91,92,93. О каких особенностях произношения идет речь в каждом упражнении. Разделимся на группы.

Игра «Морской бой»

Учащиеся делятся на две команды (мальчики – девочки). Игровое поле вывешивается на доске. Команды по очереди открывают клетки игрового поля, на котором спрятано 6 кораблей. Каждый корабль занимает одну клетку игрового поля. Команда, назвавшая номер клетки, на которой расположен корабль, первой отвечает на вопрос. Если ответ неверный, команда-соперница исправляет ошибку и забирает корабль. Выигрывает команда (получает «5»), которая «захватила» больше кораблей.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1

 

 

 

Х

 

 

2

Х

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Х

 

4

 

 

Х

 

 

 

5

 

Х

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Х

 

Корабль А2.

Упр. 86 (чн и шн): по заданию в учебнике + выписать те слова, в которых чаще допускаются ошибки (вынести их на доску для других групп)

 

Корабль Б5.

Упр. 89 (произношение согласного перед е): по заданию в учебнике + выписать те слова, в которых чаще допускаются ошибки (вынести их на доску для других групп)

 

Корабль В4.

Упр.91: списать, расставить ударение в словах на 4 строчках, прочитать

 

Корабль Г1.

Упр. 92 (произношение краткой формы прилагательного): записать краткую форму женского рода + трудные случаи(варианты) на доске

 

Корабль Д3.

Упр.93: прочитать 3 строчки, расставляя правильно ударение.

 

Корабль Е6.

Карточка. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов.

Дикообраз -

Подчерк-

Мукулатура-

Тубаретка-

Бадминктон-

Уплоченный-

Ключ: дикобраз, почерк, макулатура, табуретка, бадминтон, уплаченный.

Вывод: выигрывает команда (получает «5»), которая «захватила» больше кораблей. Это команда…….

 

Подведение итогов.

- Обратимся к эпиграфу всего раздела «Культура речи» (стр.58), прочитаем высказывание русского языковеда Александра Пешковского.

- Согласны ли вы с его высказыванием? (Данные слова абсолютно верны. Соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения).


 

Посмотрите также