Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Оценка 5
doc
13.08.2021
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
русский язык.doc

Конспект урока по русскому языку. 2 класс

Тема. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: создать условия для усвоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Цель урока направлена на формирование:

Личностных результатов: у обучающегося будут сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, понимание причин успехов в учебе, оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; обучающийся получит возможность для формирования интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметных результатов:

- регулятивные УУД: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; обучающийся получит возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

- познавательные УУД: учащиеся научатся строить сообщение в устной форме, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос, подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения ; обучающийся получит возможность научиться строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

- коммуникативные УУД: учащиеся научатся воспринимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя), строить понятные для партнера высказывания; обучающийся получит возможность научиться строить монологическое высказывание, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать другое мнение и позицию, осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметных результатов: учащиеся научатся определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, освоят алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; получат возможность научиться определять признаки одушевлённых и неодушевленных имён существительных, самостоятельно подбирать имена существительные.

Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» по УМК «Школа России» авт. Канакина, набор карточек для самооценки, карточки с заданиями, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Давайте их поприветствуем и подарим улыбки. А сейчас тихо сели, ножки – вместе, спинки – ровно и к уроку все готово!

- Нас ждет интересный урок. Вы любите путешествовать? (Да) Я предлагаю отправиться в зимний лес. (СЛАЙД №2)

- Посмотрите как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас греет и любит. Пусть каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил и уверенности.

- А кто это гуляет в лесу? Вы узнали? (Это Маша из мультфильма «Маша и медведь»)

- Предлагаю пригласить Машу к нам на урок, и показать, что в школе очень интересно.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- С чего мы обычно начинаем нашу работу? (С минутки чистописания)

- С какой целью мы ее проводим? (Тренируемся писать правильно и красиво)

- Для начала нужно размять пальчики. Так как гостья большая затейница , давайте ее попросим провести гимнастику. (СЛАЙД №3)

- Пальчики готовы. Теперь записываем число и классная работа. (СЛАЙД №4)

- Мы потренируемся в написании заглавной и строчной буквы М,м.

- Как вы думаете, почему сегодня я выбрала именно эту букву? (С нее начинается имя гостьи).

- А какую мы выберем букву, чтобы написать слово «Маша»? Какие еще слова мы будем писать с заглавной?

(СЛАЙД №5) Маша нашла следы на снегу. Давайте поможем разобраться чьи следы, для этого отгадаем загадку.

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (ПТИЦЫ) (СЛАЙД №6)

- Получается эти следы оставили птички? Хотите узнать, что это за птички?

- У вас на парте лежит карточка №1 – это шифрограмма. Нужно найти среди букв затерявшиеся слова и подчеркнуть их.

Жзворобейлгщбвороначфйснегирьсчяйсорокаъхзщинеййъёяю

 

- Какие слова вы нашли? Что вы можете о них сказать? (словарные слова)

- Внимательно их выпишите и подчеркните орфограммы. Проверьте правильность написания.

- К какой части речи их можно отнести? (имя существительное)

III. Выявление места и причины затруднения.

- Проверим, что мы знаем об имени существительном?

Для этого нам нужны карточки под №2

- Определите, что вы знаете, что умеете, что можете. Обратите внимание, вам нужно поставить + рядом с утверждением, ? если сомневаетесь или не знаете.

На карточке есть два столбика: в начале урока и в конце. Вы ставите значок только в начале урока.

С какой проблемой мы столкнулись?(ответы детей)

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (одушевленные и неодушевленные имена существительные) (СЛАЙД №8)

-Чему будем учиться на уроке?

- Уточним главный вопрос, на который нам нужно ответить. (Как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные) (СЛАЙД №9)

- Цель обозначена. Планируем работу. (СЛАЙД № 10) (крепим на доске)

1. Делаю открытие.

2. Закрепляю.

3. Самостоятельная работа.

4. Итог.

- Как мы будем работать? (Ответы детей)

 

V. Реализация построенного проекта.

 

- Русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать его и чувствовать. Произнесите еще раз: одушевленные и неодушевленные имена существительные. Попытайтесь их почувствовать. Одушевленные имена существительные – это слова, обозначающие предметы у которых есть душа. К ним можем отнести имена существительные, которые обозначают название людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные не имеют души, не обозначают людей или животных и отвечают на вопрос что? (СЛАЙД № 11)

- Вернемся к словарным словам из шифрограммы. Маша нашла лишнее слово. Почему она считает это слово лишним? (СЛАЙД № 12)

- Какой вопрос мы ставим к названиям птиц?

-А какой вопрос к слову «иней»?

 

Сделаем вывод.

- Слова «воробей», «ворона», «снегирь», «сорока» обозначают названия животных и отвечают на вопрос кто? - значит это одушевленные имена существительные. Слово «иней» обозначает название природного явления и отвечает на вопрос что? – значит это неодушевленное имя существительное.

(СЛАЙД № 13) Какой вопрос интересует Машу? Как вы думаете, где можно эту информацию уточнить? (в учебнике, прочитать правило)

- Откройте учебники на странице 48 и странице 50. Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом.

- Главный вопрос урока – как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Предлагаю составить алгоритм, который поможет нам в работе. (СЛАЙД № 14)

Алгоритм.

1. Найди слово, обозначающее предмет.

2. Определи, что оно обозначает.

3. Если обозначает людей или животных, задай вопрос кто?

4. Если не обозначает людей или животных, задай вопрос что?

5. Сделай вывод и докажи.

- Какой этап урока мы прошли? (сделали открытие)

 

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

(СЛАЙД № 15) – К Маше пришел друг – заяц. Он тоже учил в Лесной школе эту тему и теперь предлагает вам поиграть в игру. Зайчик поведет поезд под названием КТО? А Маша поезд под названием ЧТО? Ваша задача – посадить пассажиров в свой поезд. (задание на слайде, фронтально)

- Вы хорошо поработали, теперь подошло время для отдыха. Приглашаю всех на веселую физминутку. (СЛАЙД № 16)

- Молодцы. Хорошо отдохнули. Давайте вместе с Машей покажем Мишке, как мы умеем находить имена существительные. (фронтально, каждое слово)

- Все имена существительные мы нашли. Предлагаю их записать в два столбика. В 1 столбик – одушевленные, во 2 столбик – неодушевленные.

(Проверка с доски)

- Маша и Миша тоже распределили имена существительные в два столбика. И у Маши и у Миши записано одинаковое слово. Кто из них прав? (ответы)

- Как определить в какой столбик нужно записать слово «лисичка»?

(СЛАЙД № 17) Как называются такие слова? (многозначные)

Вывод.

- В русском языке много слов, которые бывают и одушевленными, и неодушевленными. Они меняют свое лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

- А кто еще повстречался нам в лесу? (волки)

- Сколько волков вы видите? (2)

- Что это нам подсказывает? (будем работать в паре)

- Правильно. Недаром говорят: « Один ум хорошо, а два лучше». Только вот волки постоянно ссорятся, не умеют работать вместе. Давайте им поможем и вспомним, какие мы знаем правила работы в паре. (СЛАЙД № 20)

(правила с экрана)

- Маша приготовила для волков задание. Это игра «Придумай слово». Вы тоже поработайте в паре и подберите однокоренные слова к неодушевленным именам существительным, чтобы они стали одушевленными. Прежде чем начать работу, вспомните, какие слова мы называем однокоренными.

- Устно составьте предложение с одним одушевленным именем существительным и одним неодушевленным. Мы закрепили свои знания. Какой этап урока мы прошли? (закрепление)

- Посмотрите, какой этап следующий? (самостоятельная работа)

(СЛАЙД № 21)

В какую игру хочет поиграть с вами ёжик? (Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет) Перед вами лежит оценочный лист, на котором записаны задания. Первое задание в нем так и называется, «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Вам нужно определить, какое слово лишнее в каждой строчке.

- Поменяйтесь листочками и проверьте по образцу. Посчитайте количество правильных ответов и внизу напишите, сколько всего правильных ответов дал ваш товарищ по парте.(СЛАЙД № 22)

- А теперь выпишите слова, которые вы подчеркнули в тетрадь и подчеркните одной чертой только одушевленные имена существительные.

- Еще раз поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу правильность выполнения работы. Запишите в оценочный лист, сколько слов подчеркнули правильно.

 

VIII Включение в систему знаний и повторение.

- Посмотрите на экран. Маша с друзьями составили предложение, но ветер подул и слова перемешались. Давайте поможем вернуть слова на свои места.

Кустом, под, длинноухий, спрятался, заяц. (СЛАЙД № 23)

Под кустом спрятался длинноухий заяц.

-У нас получилось предложение. Что вы можете о нем рассказать? (повествовательное, распространенное, не восклицательное, подлежащее – заяц, сказуемое – спрятался)

- Кто может назвать одушевленное имя существительное, которое есть в этом предложении? (заяц)

- Урок подходит к концу. Дома вы повторите материал, который усвоили на уроке, а также поработаете с текстом, который нужно будет разбить на предложения и подчеркнуть одушевленные имена существительные. Страница 49, упражнение 83

 

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.

- Вы хорошо поработали сегодня и пора подводить итог. Это последний этап, который мы должны пройти.

- Вернемся вначале к оценочному листу.

У вас уже стоят баллы за самостоятельную работу. Добавьте еще от 0 до 3 баллов за устные ответы, от 0 до 3 баллов за работ в паре. Подсчитайте баллы.

Если вы набрали от 12 до 14 баллов , вы за урок получаете 5. Если от 9 до 11 – за урок 4, меньше 8 баллов – 3. Свои оценочные листы вы вложите в тетрадь и в конце урока мне сдадите.

- А сейчас вернемся к карточке под №2 «Я знаю, я умею» и еще раз попробуем отметить, что знаем, что умеем. Сравните количество + в начале урока и в конце. Что у вас получилось.

Я предлагаю поделиться впечатлениями об уроке. Вам помогут слова-подсказки. (СЛАЙД № 24)

-Мне понравилось….

- Я научился…

- Я узнал новое…

- У меня получилось…

- Я сомневался…

- Мне было трудно…

(СЛАЙД № 25)

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

«Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет»

Всего баллов:____________

Правильно подчеркнуты одушевленные имена существительные. Всего баллов:__________________

Устные ответы. Всего баллов:__________________

Работа в паре. Всего баллов:_______________

Общее количество баллов:_____________________________

КАРТОЧКА № 1

Жзворобейлгщбвороначфйснегирьсчяйсорокаъхзщинеййъёяю

КАРТОЧКА №2

начало конец

КАРТОЧКА №3


Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода

Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода

А какую мы выберем букву, чтобы написать слово «Маша»?

А какую мы выберем букву, чтобы написать слово «Маша»?

Уточним главный вопрос, на который нам нужно ответить

Уточним главный вопрос, на который нам нужно ответить

Откройте учебники на странице 48 и странице 50

Откройте учебники на странице 48 и странице 50

Вывод. - В русском языке много слов, которые бывают и одушевленными, и неодушевленными

Вывод. - В русском языке много слов, которые бывают и одушевленными, и неодушевленными

VIII Включение в систему знаний и повторение

VIII Включение в систему знаний и повторение

Я научился… - Я узнал новое… -

Я научился… - Я узнал новое… -

Устные ответы. Всего баллов:__________________

Устные ответы. Всего баллов:__________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2021