Конспект урока по русскому языку
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку

Оценка 4.8
doc
31.05.2022
Конспект урока по русскому языку
конспект урока по русскому языку по теме:Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка
2 урок.doc

 

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Конспект урока  по русскому языку

«Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка»

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Преподаватель: Смирнова К. В.                                                               

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              г. Любим

                                                                2020 г

 

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка

         Цели: повторить, углубить и обобщить знания о слове как центральной единице языка, о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

         Опрос учащихся.

II. Работа по теме урока

         1. Слово учителя.

            Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.

         2. Работа с учебником.

         (Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)

         Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово.

         (Работа с текстом упражнения 3 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)

         3. Составление конспекта

         Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию.

Основные лексические понятия

Лексическое значение – конкретное название предмета, признака, действия, состояния, явления: девочка – ребёнок женского пола

Грамматическое значение – отнесенность к определённой части речи: девочка – имя существительное

Однозначность слова: доверие - уверенность в чьей-либо добросовестности, порядочности

Многозначность слова: хвост – 1) у животных, задняя суженная часть тела (прям.), 2) задняя часть летательных аппаратов (перен.)

Прямое значение: волк воет

Переносное значение (основанное на прямом и связанное с ним по смыслу): ветер воет

Способы образования новых значений слова

а) Перенос названия по внешнему сходству предметов по цвету, форме, качеству: иглы для шитья – иглы ежа – иглы хвойного дерева

б) Перенос названия по сходству выполняемой функции: полотёр – 1) человек, натирающий полы (прям.), 2) машина для натирания полов (перен.)

в) Перенос названия по смежности явлений: чай (растение) – чай (напиток)

(Выполнение упражнений 4, 5, 6.)

         4. Работа с таблицей.

         (Поскольку тропы уже изучались в 5-9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера. Учащимся раздаются листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учащихся – распознать каждый троп по определению, данному в таблице, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений.)

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Примеры

Эпитет

Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность

 

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение

 

Метонимия

Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами.

 

Сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее.

 

Перифраза (перифраз)

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

 

         1 Вариант:

         1. Город спит (метонимия). 2. Вольный ветер (эпитет). 3. Французы двинулись, как тучи (сравнение). 4. День помрачнел (метафора). 5. Город на Неве (перифраз).

         2 Вариант:

         1. Я всю тарелку съел (метонимия). 2. Горячее сердце (эпитет). 3. Лес, точно терем расписной (сравнение). 4. Шёпот волн (метафора). 5. Северная столица (перифраз).

 

5. Выполнение упражнений 7, 8, 9, 10.

Упр. 7.

1.     Густая толпа (перен.) – эпитет.

2.     Мраморное здание (прям.); раскинув свои крылья (перен.) – метафора.

3.     Льются веселые крики (перен.) – метафора.

4.     Вечер печален (перен.) – эпитет; утолщенном молчании (перен.) – метафора.

5.     Идет ночь (перен.) – метафора.

Упр. 8.

Перенос значения произошел на основе исторически устоявшегося представления в народе о характерах животных и качествах предметов.

Упр. 9.

1. С моря тянет легкий бриз (перен. - метафора). — Паровоз тянет вагоны (прям.).

2. С гор ласково течет запах цветов (перен. - метафора). — Время течет быстро (перен. - метафора). — Из раны течет кровь (прям.).

3. Все флаги в гости будут к нам (перен.- метонимия). — Флаг развевался на ветру (прям.).

4. Синие волны залива бьют в камень набережной (перен.). — Яркий свет бьет в глаза (перен. - метафора).

 

III. Итог урока

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.

 

Домашнее задание

Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов. Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.

Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться в качестве индивидуальных заданий.


Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Выполнение упражнений 4, 5, 6

Выполнение упражнений 4, 5, 6

Льются веселые крики (перен.) – метафора

Льются веселые крики (перен.) – метафора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022