Конспект урока по русскому языку. 3 класс. на тему "Омонимы"

  • docx
  • 03.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку..docx

Русский язык. 3 класс. Школа России.

Тема: Омонимы

Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова первой группы с синонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

— Прочитайте слова второй группы с антонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

III . Минутка чистописания

М м    Мир

- Как вы понимаете значение слова мир?

- Обратимся к толковому словарю.

- Придумайте предложение с этим словом. Запишем его в тетрадь.

IV. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.

Ветер, повар, интересный.

— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов.

Печаль, ссора, героизм.

(Проверка.)

— Какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

V. Самоопределение к деятельности

(Работа в группах.)

— Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова лисички и лист. Прочитайте их лексические значения.

— Назовите лексические значения слова лисички. Как называются такие слова? (Многозначные.)

— Назовите лексические значения слова лист. 

— Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)

— Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.

V I. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 45).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)

— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

— Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются омонимами?

— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)

VI I. Физкультминутка

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем.

VII I. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).

— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)

— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Назовите первый день недели. (Понедельник.)

— Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)

 IX .Рефлексия

(Работа в парах.)

— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.

Папа купил новый гаечный ключ. ( Ключ –  Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)

В нотной тетради пишем басовый ключ. (Ключ - Музыкальный ключ .Скрипичный ключ,  басовый ключ)

— Оцените свою работу на уроке.

X. Подведение итогов урока

— Что такое омонимы?

Домашнее задание

Упр. 78 (с. 46).