Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Дата: 14.01.2023
Тема: Род и число имён прилагательных
Тип урока: изучение нового материала
УМК: Школа России
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Цель урока: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного
Задачи урока (инфинитив):
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: учебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Коммуникативные УУД: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Учебник (Русский язык, 4 класс «Школа России, авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий часть II, с. 7–9, презентация «Род и число имен прилагательных»
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке.
-Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.
II Актуализация знаний
Угадайте, что я загадала:
1. Круглое, спелое, сочное, румяное (яблоко)
2. Стройная, высокая, белоствольная (береза)
3. Голубое, чистое, высокое, безоблачное (небо)
4. Хитрая, красивая, рыжая, пушистая (лиса).
-Молодецы, присаживайся.
Определите тему урока, используя опорные слова.
(Зеленый, красная, голубое; новый- новые, лучший-лучшие)
-Молодцы.
-К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные? Примеры детей
-Сколько предметов могут обозначать слова новый и новые? Ответы детей.
-Кто точнее сформулирует тему и задачи урока?
«Род и число имён прилагательных» (слайд №2)
– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и научимся определять род и число этой части речи
– Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа. (слайд №3)
-Давайте проверим наши ответы (слайд №4)
— вкусный арбуз м.р. ( -ый,-ий)
— вкусная груша ж.р. (-ая, -яя)
— вкусное яблоко ср. р. (-ое,-ее )
— вкусные фрукты мн. ч. (-ые,-ие)
Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа
III. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Как вы считаете, имена прилагательные тесно связаны с именами существительными?
– Давайте прочитаем сказку «Скромные просители» и мы найдём ответ на поставленный вопрос. (слайд №5)
-Родились Прилагательные с
очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с
существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуются – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество.
IV Работа по учебнику с.7 упр.8 ( устно)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие?
- В каком числе они употреблены?
– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе.
– Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?».
-Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры.
Самостоятельная работа с.7 упр. 9
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Определите тему и главную мысль текста.
– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?
– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных
Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».
Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.
-Посмотрите на слайд, прочитайте задание (слайд№6)
Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.
(слайд №7)
— Облака голубые, волшебные. ( мн. ч., -ые, какие?)
— Речка глубокая, широкая. (ед.ч., ж.р., -ая, какая?)
— Пальто черное, длинное. (ед.ч., ср. р.,- какое?)
— Стул высокий, деревянный. (ед.ч., м.р., какой?)
Замени имена существительные на прилагательное (слайд№8)
— Платье из шерсти……(шерстяное платье)
— Шапка из меха…… ( меховая шапка)
— Матрешка из дерева…( деревянная матрёшка)
— Ваза из стекла… ( стеклянная ваза)
— Сок из яблок…… ( яблочный сок)
Подбери к имени прилагательному антоним (слайд№9)
-А что такое антонимы? (ответы детей- антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь)
— Маленький-большой
— Быстрый- медленный
— Мокрый- сухой
— Длинный-короткий
— Широкий-узкий
V. Закрепление
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
2.
Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
5. Выберите верное утверждение:
Взаимопроверка. (слайд №10)
VI. Рефлексия
· На сегодняшнем уроке я узнал…
· На это уроке я похвалил бы себя за…
· Сегодня я сумел…
· Самым трудным на уроке было …
VII. Домашнее задание
Учебник стр.8 упр.11, 12
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.