Конспект урока по русскому языку 4 класс Род и число имён прилагательных (Школа России)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку 4 класс Род и число имён прилагательных (Школа России)

Оценка 4.8
docx
02.02.2023
Конспект урока по русскому языку 4 класс Род и число имён прилагательных (Школа России)
Конспект урока по русскому языку на тему _Род и число имён прилагательных_ (4 класс).docx

 

Конспект урока

 

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Дата: 14.01.2023

Тема: Род и число имён прилагательных

Тип урока: изучение нового материала

УМК: Школа России

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

 

Цель урока: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени    существительного                                                                                                 

 

Задачи урока (инфинитив):

  • Образовательные: содействовать усвоению умений подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
  • Развивающие: способствовать развитию навыков и умений образовывать однокоренные прилагательные от существительных
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и его традициям.

Планируемые результаты:

 

Регулятивные УУД: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

 

Познавательные УУД: учебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Коммуникативные УУД: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Учебник (Русский язык, 4 класс «Школа России, авторы: В. П. Канакина и  В. Г. Горецкий часть II, с. 79, презентация «Род и число имен прилагательных»

 

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке.

-Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.                                                              

Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.

 

II Актуализация знаний

Угадайте, что я загадала:

1.      Круглое, спелое, сочное, румяное (яблоко)

2.      Стройная, высокая, белоствольная (береза)

3.      Голубое, чистое, высокое, безоблачное (небо)

4.      Хитрая, красивая, рыжая, пушистая (лиса).

-Молодецы, присаживайся.

Определите тему урока, используя опорные слова.

(Зеленый, красная, голубое; новый- новые, лучший-лучшие)

-Молодцы.

-К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные? Примеры детей

-Сколько предметов могут обозначать слова новый и новые? Ответы детей.

-Кто точнее сформулирует тему и задачи урока?

«Род и число имён прилагательных» (слайд №2)

– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и научимся определять род и число этой части речи

– Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа. (слайд №3)                                                

-Давайте проверим наши ответы (слайд №4)

  вкусный арбуз       м.р.           ( -ый,-ий)

  вкусная груша       ж.р.           (-ая, -яя)

  вкусное яблоко     ср. р.         (-ое,-ее )     

  вкусные фрукты     мн. ч.       (-ые,-ие)

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа

III. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Как вы считаете, имена прилагательные тесно связаны с именами существительными?

– Давайте прочитаем сказку «Скромные просители» и мы найдём ответ на поставленный вопрос. (слайд №5)

-Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.            

                                                                                                                

 – Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными?                                  В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуются – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество.

IV Работа по учебнику с.7 упр.8  ( устно)   

https://img.gdz-online.ws/8ZOM43Xgqc0Yq4/9.jpg                                                                                                  

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие?

- В каком числе они употреблены?

– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе.

– Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?».

-Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры.

Самостоятельная работа   с.7 упр. 9

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тему и главную мысль текста.

– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных

Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.

-Посмотрите на слайд, прочитайте задание (слайд№6)

Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.

(слайд №7)

  Облака голубые, волшебные.  ( мн. ч., -ые,  какие?)

  Речка глубокая, широкая.   (ед.ч., ж.р., -ая, какая?)

  Пальто черное, длинное.    (ед.ч., ср. р.,- какое?)

  Стул высокий, деревянный. (ед.ч., м.р., какой?)

Замени имена существительные на прилагательное (слайд№8)

  Платье из шерсти……(шерстяное платье)

  Шапка из меха……     ( меховая шапка)

  Матрешка из дерева…( деревянная матрёшка)

  Ваза из стекла…          ( стеклянная ваза)

  Сок из яблок……         ( яблочный сок)

Подбери к имени прилагательному антоним (слайд№9)

-А что такое антонимы? (ответы детей- антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь)

  Маленький-большой

  Быстрый- медленный

  Мокрый- сухой

  Длинный-короткий

  Широкий-узкий

V. Закрепление

Тест

1. Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
  2. теплый;
  3. тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.

  1. - ие;
  2.  - ее;
  3. - яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

  1. гладкая;
  2. короткая;
  3. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:

  1. имени существительного;
  2.  глагола;
  3. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
  2.  В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
  3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
    членом предложения;

Взаимопроверка. (слайд №10)

VI. Рефлексия

 

·         На сегодняшнем уроке я узнал…

·         На это уроке я похвалил бы себя за…

·         Сегодня я сумел…

·         Самым трудным на уроке было …

VII. Домашнее задание

Учебник стр.8 упр.11, 12

https://img.gdz-online.ws/8ZOM43Xgqc0Yq4/10.jpg


 

Конспект урока Предмет: Русский язык

Конспект урока Предмет: Русский язык

II Актуализация знаний Угадайте, что я загадала: 1

II Актуализация знаний Угадайте, что я загадала: 1

На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,

На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,

На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые , -ие ? -

На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые , -ие ? -

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания

Род и число имени прилагательного зависит от: имени существительного; глагола; местоимения

Род и число имени прилагательного зависит от: имени существительного; глагола; местоимения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023