Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?" 2класс.

  • docx
  • 06.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Части речи 2кл.docx

 Доброе утро, ребята.

В начале нашего урока я хотела бы узнать с каким настроением ,вы, пришли на занятие. Прошу подойти к светофору настроения и зажечь нужный сигнал .

Спасибо. А что бы ,у нас все получилось я предлагаю встать в круг и  пожелать друг другу хорошее.(Желаю тебе всего наилучшего всегда).

У. А теперь я вам предлагаю посмотреть на ваши парты. У вас у каждого есть свое дерево. Сегодня мы на уроке будем работать и результаты своей работы сегодня будем фиксировать в вот таком дереве «Дереве-знаний». Посмотрите, пожалуйста, на нем изображены яблочки. Давайте вспомним какие цвета мы используем  с вами при работе при оценивании на уроке. Давайте с вами вспомним.

Пожалуйста:

Слава,зеленый цвет-У меня все получилось.Я ,молодец! Или(я умею, я смогу)

Так,желтый ,Тимофей-Надо еще потрудиться! Или(я сомневаюсь)

И, красненький,Артем-Было очень трудно,нужно подтянуться! Или (Не умею и не знаю)

У. И будем работать с таким вот деревом знаний. Ознакомились.Отложите пока картинку  на край парты.

2. Актуализация знаний

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа. (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит)

Запишите :

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

А теперь прошу вас, ребята ,пожалуйста подчеркните орфограммы которые встретились в этих словах.

У.А теперь приготовили цветные карандаши, которые нам помогут отценить вашу работу. (Включаю опять слайд №1)

Посмотрите,пожалуйста:

0 ошибок-зеленым раскрашиваем яблочко на дереве

1-2 ошибки-желтым раскрашиваем

3 и более ошибки-красным. Нужно повторить слова.

У.Яблочко на дереве раскрашиваем,как вы отценили свою работу.(Повторяю правила раскрашивания еще раз)

Карточку отложите пока на край стола.А теперь пожалуйста просигнальте мне при помощи карточек светофора ,кто как справился с этим заданием.(Показывают карточку  светофора,каким раскрасили яблочко).Я комментирую результат. Отложили.

Давайте прочитаем еще раз эти строчки. Какой звук слышим?  Из чего состоит наша речь? (из звуков, слогов, слов, предложений)

- Для чего нужны слова? ( для выражения мыслей)

- В русском языке слов очень много. Слова окружают нас. Оказывается, у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы. Другие их признаки, третьи – действия. (привести примеры).

Название предметов.

Признаки предметов.

Действия предметов.

Кто?   Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

 Ребята, к нам пришёл гость. Посмотрите, кто изображён на картине (изображён клоун). Кто такой клоун? А где можем посмотреть(Словаре,интернете).Давайте посмотрим.

- Что делает клоун? (жонглирует). Чем он жонглирует? (словами). Давайте прочитаем эти слова и подумаем по какому признаку эти слова можно распределить на группы ( лес, снег, солнышко, играет, лёгкая, яркое, тёмный, падает, светит )

Слово - это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Давайте поможем клоуну распределить эти слова на группы. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277af.png

 

 

 

Все эти группы являются частью нашей речи и имеют свои названия. Кто догодался  какая тема нашего урока?

Тема : «Части речи.»

А зачем нам изучать части речи? Для чего?

Цель нашего урока? Познакомиться с частями речи.

У.Ну,а чтобы достичь нам нашу цель,давайте посмотрим задачи.(Зачитываю сама)

1.                 Какие названия есть у каждой части речи?

2.      Какую функцию выполняет каждая часть речи?

3.      Как обозначается каждая часть речи?

Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет называются – имена существительные.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета называются именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать» о том, что любят делать имена существительные назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.png

 

Вернемся к нашему клоуну. Вам сейчас  в парах ,нужно распределить слова по частям речи. Читаем задание, обсуждаем и быстренько выполняем.

У. А теперь приготовились проверять.

У. Поднимите пожалуйста желтый сигнал светофра те,у кого не так.У кого такой же вывод –зеленый сигнал светофора.

А теперь оцените свою работу в группе и закрасьте яблочко на дереве знаний.

Положите карточки на край парты .

Физминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели - все в полном порядке.

У. Молодцы, размялись. Присаживайтесь на свои места.  

А теперь давайте откроим с вами наши учебники на с.40 и прочитаем правила. Правильно ли мы с вами сделали вывод. Нашли правило Тетушки Совы. Прочитай, пожалуйста, Тимофей.

У.Слава,попробуй, пожалуйста, сказать это правило.

Хорошо.А теперь давайте попробуем рассказать это правило  по схемке. Тимофей,пожалуйста,выходи.(Рассказывают).

Верно. Я вам сейчас раздаю правило, пожалуйста, положите его в ваш помогатор и дома  выучите  наизусть. На следующем уроке мы будем с вами это правило проверять. Отложили.

У.  Внимание, пришло время выполнить небольшое задание.

Ребята,в русском языке приняты сокращения: имя существительное – сущ., имя прилагательное – прил., глагол – гл.

Ребята, а наш друг клоун приготовил нам интересное задание.  Составьте предложение  ,запишите в тетрадь и сверху подпишите какая это часть речи.

Проверяем. Закрасьте, пожалуйста, яблочко зеленым цветом.

А теперь давайте вернемся к нашим задачам.

2.                 Какие названия есть у каждой части речи?

2.      Какую функцию выполняет каждая часть речи?

3.      Как обозначается каждая часть речи?

Сейчас я попрошу открыть ваши дневники и  записать домашнее задание.Учебник,с.42-упр.71,выучить правило. Отложили дневники.

И вот еще одно задание от клоуна. Сейчас мы будем играть, но игра не простая. Давайте поиграем, я вам бросаю мяч и называю слово, а вы бросаете обратно и говорите, какая часть речи. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

(Старик,старуха,море,землянка,рыба,синее,морская,золотая,грозная,тихое,жили,ловил,пряла,закинул,пришел).

Молодцы! Закрасьте, пожалуйста, яблочко зеленым цветом.

А теперь  посчитайте свои яблочки по цвету: сколько зеленых, сколько желтых, сколько ,если есть –красных.

У.  Если у вас два зеленых яблочка, то нужно дома еще раз проработать это правило, если три зеленых яблока и более, то за урок вы получили отметку-отлично. Поставьте с ,пожалуйста, отметку отлично возле своего дерева сами .

Сейчас возьмите картинку с изображением радуги ,и все желающие могут  высказаться об  уроке. Пожалуйста, Слава. И т.д.

Спасибо, большое за работу. Урок окончен. До свидания.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277al.png

 

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166134/t1503317277ai.png

 

Название предметов

Признаки предметов

Действия предметов

Кто?   Что?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

 

 

 

Существительное

 

Прилагательное

Глагол

Солнышко

Снег

Лес

Легкая

Темный

Яркое

Белеет

Светит

Падает