Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного вида" (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного вида" (7 класс)

Оценка 4.7
docx
16.08.2022
Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного вида"  (7 класс)
уроки.docx

Тема: Деепричастия совершенного вида     (7 класс)

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри­частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I.    Лингвистическая разминка

Осложненный диктант,

Учитель диктует глаголы, от которых ученики должны образо­вать деепричастия несовершенного вида.

Опаздывать, торопиться, черпать, следовать, побеждать, наклеивать, заворчать, стоять, обозначать, кричать, баловать, подбросить, подскакивать, победить, ржаветь.

Комментарий. Деепричастия несовершенного вида не обра­зуются от глаголов заворчать, подбросить, победить, так как это глаголы совершенного вида.

II.   Проверка домашнего задания

 морфологический - све­тило

III.    Изучение темы «Деепричастия совершенного вида»

1.            Слово учителя.

Если деепричастия несовершенного вида означают незакончен­ные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавоч­ные действия и отвечают на вопрос что сделав!

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устро­ив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

Как их не перепутать? Главное - помнить, что деепричастия -неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовы­ваться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот/оттенок исчезает: зацепивши зацепившись, унёсши -унёсшись.

2.           Синтаксический разбор предложения, характеристика дее­
причастий.

Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш...йся о гранит на­бережной давно уже изм...лъчал и раста...л. (Ильф, Петров.)

(Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набе­режной, давно уже измельчал и растаял.)

IV.    Выполнение упражнений

1. Упражнение 178: устно.

2.  Упражнение 179: устный разбор; работа над орфоэпически­ми нормами. Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

1)      с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, на­чать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

2)      с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

3)      с ударением на четвертом слоге: распорядиться.

3.             Упражнение 180: комментированное письмо.
Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

4.            Упражнения 182,183: самостоятельная работа по вариантам,
с последующей взаимопроверкой.

 V. Занимательная лингвистика

Домашнее задание


 

Тема: Деепричастия совершенного вида (7 класс)

Тема: Деепричастия совершенного вида (7 класс)

Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш

Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2022