Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Знакомство с предлогом как частью речи"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Знакомство с предлогом как частью речи"

Оценка 5
docx
07.04.2023
Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Знакомство с предлогом как частью речи"
Конспект урока по русскому языку новый.docx

Конспект открытого  урока по русскому языку для 2 класса

Учитель: Новикова Елена алексеевна, учитель начальных классов МБОУ ОСШ им. С.М.Кирова, первой категории, стаж работы 15 лет

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык, 2 класс

Тема урока: «Знакомство с предлогом как частью речи»


 

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Предлог»

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: обеспечить условия для формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.

Задачи

1. Формирование предметных умений:


правописные умения:        

 - познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;

- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;

-развивать память, мышление;

- каллиграфически правильно писать;

 учебно-языковые умения:  

- ставить ударение;

 речевые умения:              

- составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

 

 2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:         

- принимать и осваивать социальную роль ученика;       

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:   

 - ориентироваться в учебнике, в тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.


 


План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний учащихся .
  3. Возникновение проблемной ситуации. Выявление места и причины затруднения
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
  5. .Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Физминутка.
  7. Включение в систему знаний и повторение .
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
  9. .Отметки. Домашнее задание

Планируемый результат: расширение знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределенеие) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

 

Организационный момент.

 

Эмоциональный настрой на урок

Прозвенил звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем и запоминаем

Ни минутки не теряем.

 

– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. Тихо сели. Начинаем урок!

 

- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Пальчиковая гимнастика

– Подготовим пальчики к работе.  Игра «Кросс»

Мы бежим сегодня кросс

Кто обгонит вот вопрос

Обогнатьмы все хотим

И бежим, бежим, бежим

 

Правила посадки

Давайте вспомним правила посадки при письме.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

– Отступите от последней записи 2 строки вниз. Подпишите число . Сегодня 18 апреля.

 – Классная работа.

 

Выразительно говорят

 

 

Тихо садятся

 

 

 

 

 

Дети разминают пальчики

.

 

 

 

 

 

 

Подписывают дату, классная работа.

 

 

Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

Орфографическая минутка

 

От с*ла до л*сной опу*ки я иду по у*кой тр*пинке.

 

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.

 

 

– Спишите предложение в тетрадь. Подчеркните орфограммы.

 

– Подчеркните грамматическую основу.

 

– Как определить части речи?

 

– Определите части речи. Подпишите их названия над словами карандашом.

 

–  А все ли части речи мы определили?

- К каким словам мы не поставили вопрос?

– Почему?

– А может быть это не часть речи?

 

– Давайте ещё раз хором назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.

 

–  А как они называются?

 

 

 

 

 

По цепочке объясняют написание

 

 

Дети пишут в тетради.

 

 

Один определяет устно на оценку.

 

–Задать вопрос. Подумать, что обозначает.

 

По очереди устно с доказательством.

 

 

–Нет

– от, до, по

 

Невозможно поставить вопрос.

Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи

 

Называют хором

ПРЕДЛОГИ

 

Развитие речи (фразеологизмы)

 

– Следующее задание. Работаем устно. На доске записаны образные выражения с пропущенными словами. Необходимо их вставить и

и объяснить значение образного выражения.

Зарубить __на_ носу. ( Хорошо запомнить)

Льёт как __из___ ведра. ( Проливной дождь)

Ушки __на__ макушке. ( Прислушаться)

Как снег _на_ голову. ( Неожиданно)

Душа уходит _в_ пятки. ( Сильно испугаться)

Язык __без_ костей. ( Болтливый человек)

Летать _в__ облаках. ( Не слушать, мечтать).

–  Прочитаем еще раз все слова, которые мы вставили. Как они называются?

Пропущенные слова напечатаны на карточках. Дети называют пропущенное слово, учитель вставляет карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОГИ

 

Возникновение проблемной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

 

– Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Откройте учебник на стр. 108.

– Прочитайте учебно-познавательные задачи на сегодняшний урок.

 

 

– Можем мы сразу ответить на вопросы?

О предлогах

 

Открывают учебник с. 108

Читают про себя. Потом одник читает вслух

 

 

– нет

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

 

-Давайте попробуем сегодня ответить на эти вопросы .

– А для начала сформулируем тему нашего урока.

 

-Давайте попробуем сформулировать, что же мы сегодня узнаем на уроке и чем будем заниматься?

-Конечно же, вопросы учебника и будут целями нашего урока.

 

Итак, тема урока «Знакомство с предлогом»

Цели урока:

1.     Узнаем, для чего нужны предлоги в речи.

2.     Как они пишутся со словами.

3.     С какими частями речи употребляются.

 

Предлог

 

Для чего служат предлоги

Как пишутся со словами.

 

Первичное закрепление во внешней речи. Реализация построенного проекта.

Цель:проверка правильности проекта

 

Работа по теме урока.

– Ребята,  всего в русском языке насчитывается 200 предлогов. Мы используем в нашей речи примерно 20 предлогов.

– Предлог- в переводе с латинского означает «постановка впереди, стоящий перед чем-либо, впереди чего-либо».

– Оправдывает ли предлог свое название?

Сообщение уч-ся

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «Туй вылын» ( «туй» - дорога, «вылын» - предлог На).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештбен» - « в Будапеште» («бен»- предлог В) Вот вам и предлоги!

– Предлоги – маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам. Попробуем доказать это.

– упр. 183 с. 108. Прочитайте стихотворение.

– Какие слова выделены  в тексте. Прочитайте хором. Почему?

– Попробуем прочитать текст без предлогов.

–Понятно о чем идет речь? Почему?

–Прочитаем с предлогами.

– Стало лучше?

– Сделаем вывод. Можно построить предложение без предлогов? Почему?

– Для чего же нужны прелоги?

– Итак, повторим.  Предлоги служат для связи слов в предложении.

Понаблюдаем за предлогами.

– Что значит на полянке? Рядом с какой частью речи употреблен предлог. Докажите, что это имя существительное.

Что значит у тропинки? Рядом с какой частью речи употреблен предлог. Докажите, что это имя существительное

Что значит с бугорка? Рядом с какой частью речи употреблен предлог. Докажите, что это имя существительное.

Что значит под ёлкой? Рядом с какой частью речи употреблен предлог. Докажите, что это имя существительное.

– Сделаем вывод. Вместе с какой частью речи употребляются предлоги?

– Итак, повторим.  Предлоги употребляются в речи вместе с им. сущ.

– Еще раз прочитайте стихотворение и проанализируйте, как написаны предлоги со словами слитно или раздельно?

– Итак, повторим.  Предлоги со словами пишутся раздельно.

– Попробуем сформулировать правило. Что же такое предлог? Кто попытается?

– Прочитаем правило на стр. 109 учебника.

 –Что нового узнали из правила?

– Еще раз повторим открытые  знания о предлоге. Работае хором.

1.     Предлоги служат для связи слов в предложении

2.     Предлоги употребляются в речи вместе с им. Сущ.

3.     Предлоги со словами пишутся раздельно.

4.     Перед глаголами предлогов не бывает.

– Работаем в тетради. Подготовим пальчики к письму. Кросс

– Упр. 183. Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся. Подчеркните  пробел между словами. Надпишите части речи.

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Это предлоги.

 

Читает один вслух

 

– Нет. Слова не связаны между собой.

 

 

Читает один вслух.

 

– Да.

 

– Нет. Слова не связаны между собой.

 

 

– Для связи слов впредложении.

 

Повторяют хором

 

 

 

Непосредственно на поляне. Что? Полянка, обозначает предмет. Значит им. сущ.

 

Около тропинки.

 

 

 

Сверху бугорка вниз.

 

 

 

Внизу около ствола ёлки

 

– Предлоги употребляются в речи вместе с им. сущ.

 

 

–Предлоги написаны раздельно с другими словами.

 

 

– Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении, употребляется с им. Сущ. И пишется раздельно со словами.

 – Перед глаголами предлогов не бывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному с комментированием у доски.

Физминутка

– А теперь немного отдохнем и поиграем. Встаньте около своих парт.

Я буду называть предлоги и имена существительные. Если я произнесу имя существительное, вы плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышите предлог, присядите.

Огонь, о, костёр, без, под, снег, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.

– Спасибо. Садитесь, пожалуйста

 

 

Дети выполняют приседания и тянутся вверх

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение в систему знаний и повторение.

– Упр. 184 с. 109. В этом упражнении дана таблица наиболее распространенных пердлогов. Эти же таблицы продублированы у меня на доске.

– Прочитаем предлоги так, как они написаны и так, как мы их произносим. Если произносим и читаем по-разному, то обозначаем воскл. знаком.

–Написание каких предлогов нужно запомнить?

 

 

 

 

Читают хором

 

– тех, которые произносятся не так, как пишутся.

 

 

Работа в паре по карточкам

У вас на столе лежат карточки. Обсудите в паре, какие слова надо писать слитно, а какие раздельно.

(по) шёл (по) лесу

(с) катился (с) горы

(за) шёл (за) дерево

(до) шёл (до) тропинки

(за) цепился (за) ветку

Проверяем. Читаем  фразы и объясняем.

Самостоятельная работа

–Запишите в тетрадь словосочетания, правильно употребив предлоги, подчеркните пробел между предлогом и словом.

– Для проверки обменяйтесь тетрадями в парах. Поставьте + на полях, если все правильно. ? знак, если есть ошибки.

- Поднимите руки, кто не допустил ошибок в этом задании.

–- Поднимите руки, кому нужна моя помощь.

 

 

 

 

 

Дети обсуждают.

 

Читают по одной фразе и объясняют. Пошёл – эчто сделал? Это глагол, Предлог с глаголом не употребляется. Значит пишу слитно по это не предлог.

По лесу. Что лес. Это им. Сущ. Значит по – предлог пишу раздельно.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Вопросы:

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Как мы будем использовать полученные знания?

-Какое задание было самым интересным?

-Что было трудным?

-Что такое предлоги?

-Какие мы молодцы.

– Кому было легко, кто разобрался с темой урока и может обяснить другому. Нарисуйте на полях три кружочка.

– Кто в основном понял материал, но остались небольшие затруднения, не может объяснить другому. Нарисуйте два кружочка.

– Кто не понял материал и ему нужна помощь в освоении темы. Нарисуйте один кружочек.

– Кому было комфортно на уроке закрасьте кружки в зеленый цвет.

– Если вы испытывали тревогу – красным.

 

 

 

Отметки за работу на уроке получают

 

 Уч-ся выставляют отметки в дневник

Домашнее задание.

Домашнее задание.

– Рассказать родителям о новой части речи.

- Упр 184 на с.108 выполнить по заданию.

- Кто хочет, можно взять у меня дополнительное задание. Раскрасить рисунок и устно составить несколько предложений по этому рисунку. По желанию любое предложение можно записать в тетрадь. Помните предложения получаются более красивыми, если вы употребляете имена прилагательные.

 

 


 

 

(по) шёл (по) лесу

(с) катился (с) горы

(за) шёл (за) дерево

(до) шёл (до) тропинки

(за) цепился (за) ветку

 

 

(по) шёл (по) лесу

(с) катился (с) горы

(за) шёл (за) дерево

(до) шёл (до) тропинки

(за) цепился (за) ветку

 

 

(по) шёл (по) лесу

(с) катился (с) горы

(за) шёл (за) дерево

(до) шёл (до) тропинки

(за) цепился (за) ветку

 

 

(по) шёл (по) лесу

(с) катился (с) горы

(за) шёл (за) дерево

(до) шёл (до) тропинки

(за) цепился (за) ветку

 

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «Туй вылын» ( «туй» - дорога, «вылын» - предлог на).

 

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештбен» - «в Будапеште» («бен»- предлог В).

 

Вот вам и предлоги!


 

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Можно начинать писать!!! – Отступите от последней записи 2 строки вниз

Можно начинать писать!!! – Отступите от последней записи 2 строки вниз

Развитие речи (фразеологизмы) –

Развитие речи (фразеологизмы) –

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Предлоги – маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам

Предлоги – маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам

Что значит под ёлкой? Рядом с какой частью речи употреблен предлог

Что значит под ёлкой? Рядом с какой частью речи употреблен предлог

Услышите предлог, присядите.

Услышите предлог, присядите.

Проверяем. Читаем фразы и объясняем

Проверяем. Читаем фразы и объясняем

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(по) шёл (по) лесу (с) катился (с) горы (за) шёл (за) дерево (до) шёл (до) тропинки (за) цепился (за) ветку (по) шёл (по) лесу (с)…

(по) шёл (по) лесу (с) катился (с) горы (за) шёл (за) дерево (до) шёл (до) тропинки (за) цепился (за) ветку (по) шёл (по) лесу (с)…

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023