Конспект урока по русскому языку "Для чего служат предлоги? Как пишутся предлоги со словами?

  • docx
  • 26.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Предлоги.docx

Технологическая карта урока «Русский язык»

Учитель: Шестакова Анастасия Федоровна

Класс: 2 «г»

Тема: Для чего служат предлоги? Как пишутся предлоги со словами? (Урок 2)

Цель урока: выявление роли  разных предлогов в письменной и устной речи; развитие умения находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;

Задачи:

  1. развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;
  2. воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выявить роль предлогов в письменной и устной речи.

- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;

- знать наиболее употребительные предлоги;

Метапредметные:

Личностные:

-  правильно употреблять предлоги в речи;

- мотивировать учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу.

Познавательные:

-  выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

- работать в парах, в малых группах;

- составлять небольшие устные и письменные высказывания.

Оборудование: электронная презентация, карточки для индивидуальной работы (парной, групповой), учебник, тетрадь


 

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный      этап

2

Организовать детей, настроить на работу.

Настраиваю на урок

Словесный.
Слово учителя

Ф

 

Приветствует уч-ся. Проверяет готовность  обучающихся к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

 

2. Актуализация знаний.

5

повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»

1.      Повторение знаний о предлоге.

        Что такое предлоги?

        Как пишутся предлоги со словами?

        Для чего служат предлоги?

        Составьте словосочетания используя предлоги.

Р

 

 

Ф

 

 

 

Наводит на размышление

 

 

 

 

Высказывают своё мнение. (Это детская игрушка, в которой можно увидеть разные узоры…)

 

 

3.  Постановка цели и задач урока.

2

Организация формулирования темы урока учащимися

Тема нашего урока: “ Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

 - Мы продолжаем работать над предлогами.

Используя опорные слова, поставим задачи:

Мы познакомимся с… (новыми  предлогами.)

Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.)

Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.)

Мы можем поразмышлять… (какой предлог вставить.) 

Молодцы, ребята, поставили задачи.

Словесный

 

П

 

 

 

 

 

Подводит к формулированию темы и постановке учебных задач.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение нового материала

10

познакомить с новым материалом        

Казалось бы, предлоги – маленькие слова, не имеющие отдельного смысла и самостоятельности, без других слов они ни о чем не скажут. Но попробуйте убрать предлоги из текста, и вы увидите, что связь в предложении нарушена, а понять мысль автора стало гораздо сложнее. В своей речи вы употребляете предлоги, даже не замечая, настолько плотно они вплетаются между остальными словами.

-Зачем нужны предлоги, какую роль они играют в предложении и можно ли без них обойтись?

-Чтобы потренироваться в записи предлогов, на уроке будем выполнять упражнения.

Смотрим упр. 186.

 

Выписать существительные с предлогами.

 

-Отвечаем по цепочке, комментируя.
 

-Сделаем вывод.

Из истории языка и культуры.

В древности в нашем языке были слова, которые обозначали направление движения и расположение в пространстве: въ, за, надъ, подъ и другие.

Они могли стоять и перед глаголом, и перед существительным. Постепенно слова стоящие перед глаголами, «приросли» к ним и превратились в приставки. Слова же, стоящие перед существительными, остались отдельными словами – сейчас мы и называем их предлоги.

 

Нужно запомнить: В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРЕДЛОГИ СТОЯТ ПЕРЕД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ И НИКОГДА НЕ СТОЯТ ПЕРЕД ГЛАГОЛАМИ.

-Скажите, как правильно: «Пришел из школы» или «Пришел со школы»?

Предлог "с" выражает пространственное отношение, а именно "направление сверху вниз": спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы.

У предлога "из" несколько другое пространственное значение: "направление изнутри наружу" : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.

[схема.JPG]



Если "на" - то "с":
залез НА крышу -слез С крыши

прилетела НА дерево -слетела С дерева
сходил НА рынок - пришел С рынка
пошёл НА работу - пришёл С работы

Если "в" - то "из":
пошел В школу - вернулся ИЗ школы
сходил В магазин - пришел ИЗ магазина
отправился В поликлинику пришёл ИЗ поликлиники
пригласил В кафе - вышли ИЗ кафе

 

 

 

 

5.Физкультминутка

2

Смена деятельности

- Немного отдохнём.

        Встаньте, внимательно слушайте задания и выполняйте их.

o    Присесть около парты

o    Постоять на одной ноге

o    Подойти к доске

o    Встать возле двери

o    Взяться за руки

ПР

 

 

 

К

 

 

 

Выполняют действия

 

 

6. Первичное закрепление  новых знаний

14

умения решать учебно-познавательные задачи, выявить затруднения уч-ся

 -На закрепление выполним упр. 187

-Подобрать к существительным глаголы, запишите эти словосочетания.

 

Наглядный, словесный

 

 

Ф

 

 

 

 

Задает вопросы, формулирует задание

 

 

Отвечают на вопросы, составляют предложения

 

 

 

 

 

 

 

7. Контроль усвоения

5

.

-Как правильно говорить: «Возвращаемся из цирка» или «Возвращаемся с цирка»?

-Что нового запомнили про предлоги?

 ПР

И

 Предлагает выполнить тест  на карточке, организует проверку

 

Выполняют тест, подчёркивают правильные ответы, проверяют, оценивают

8. Информация о домашнем задании

2

обеспечение понимания дом. задания, проверка записи

   Д/З: Прием «Идеальное домашнее задание»

1 уровень. Составить 6 словосочетаний с предлогами.

2 уровень. Составить предложения с предлогами.

3 уровень.  Написать  мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.

Все предлоги выделить.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Посмотрите задание на дом, понятно ли как выполнять?

Р

Ф

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Записывают д/з в дневники и слушают объяснение дом. задания

9. Рефлексия и подведение итогов урока

3

подведение итогов урока

– Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились.

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Какие предлоги мы используем чаще в своей речи?

- Для чего служат предлоги?

- Почему надо правильно употреблять предлоги в речи?

- Скажите, пожалуйста, выполнили все поставленные задачи?

- Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru