Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"

Оценка 5
doc
05.02.2020
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"
конспект урока.doc

Конспект  урока 

Предмет: Русский язык

Дата проведения: 23.01.2018

Класс: 4

Тема: Имя существительное.

Тип урока: систематизация знаний

Создать условие для реализации целей:

Предметные:

- обобщение знаний учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени   существительного,             

 - закрепление умения определять род, число, имён существительных,

 - совершенствование умения правильно писать падежные окончания имён  существительных трёх склонений

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.

Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника, формулирование выводов и понятий, работа со словарем, обобщать, обращаясь от частного к общему

Личностные:

  • Смыслообразование: мотивация учебной деятельности
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы организации: парная, фронтальная

Для учителя: Компьютер

  • проектор
  • Карточки с заданием
  • Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук 4 класс 2, 3 часть, рабочая тетрадь

Для учащихся: Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Коммуникативная Регулятивная Познавательная

Осуществляемые действия

Формируемые

умения

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 

·                     Приветствие.

·                     -Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем друг другу успехов.

·                     Предлагаю вам понятия: активность, сотрудничество, грусть, позитив, лень, познание, аккуратность.

Что  нам на уроке не понадобится?

Молодцы! Значит, все у нас сегодня получится!

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, делятся эмоциями

самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

1.                                        Актуализация знаний

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание 

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности

.

-Ребята, я предлагаю вам  поработать с набором слов

  - Работаем в паре.

Игра «Видимо-невидимо» -

-морковь, корова, нога, роса, берег снег, гусь, лужи, жиры, начало, жарища, молчу, чугун, ночка, юла, кабан, навес, кошка, вилка, волк.

-найдите слово, которое является лишним по определению частей речи.

-найдите слова разного рода

-найдите слова разного склонения

-найдите слова  только множественного числа.

-Проверим    работы нескольких пар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (имя существительное)

В чем у нас возникают трудности при изучении  существительного

- Так чему мы должны научиться на уроке?

-Это урок закрепления или урок открытия новых знаний?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор слов по заданию, обо бщение знаний о  существительном- как части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему урока, ставят цели

 

Коллективная работа

Участвуют в учебном диалоге

 

Корректируют , изменяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение необходимой информации  (П);

- использование знаково-символических средст (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учѐт разных мнений (К);

- использование критериев для обсуждения своего суждения (К);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); -

- постановка и формулирование проблемы (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 

Составление плана и стратегия его реализации

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

 

Лев Васильевич  Успенский, русский   писатель   говорил об этой  части речи так:     ««Имя существительное    — это хлеб языка»  

 - Теперь, пожалуйста,    подумайте,   почему Л.Успенский так утверждал?

 —  поделитесь своими мыслями

ВЫВОД:

     Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так  невозможно представить русский язык без имен существительных… 

Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам

 

А сейчас мы попробуем  убедиться в справедливости  слов Л.Успенского 

 

-Перед вами фотография зимней рыбалки. Попробуйте с помощью только существительных описать фото.

 

 

Зима. Мороз. Река. Лед. Рыбак. Прорубь. Удочка. Ожидание.

Вы видите получился план рассказа, распространяя эти предложения мы получим  текст. Чтобы существительные  в речи звучали верно ,  какие признаки нужно  учитывать?

Род, склонение, падеж, число.

Потренируемся   в   их определении  устраним затруднения.

      

-Вспомним еще раз, что такое имя существительное?.

(имя сущ.- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?)

 

Вспомните, что вы уже знаете о числе сущ.?

(ед.число- обозначает один предмет, мн.число- несколько предметов, этот признак непостоянный)

 

- Как определить род сущ.?

(подставить слова он,она,оно)

 

-Как определить склонение сущ.?

(определить род и посмотреть на окончание в нач.форме)

 

рассуждают, высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

 

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап реализации построенного проекта

Цель этапа:

 

выявление уровня сформированности познавательных учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых

условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

-Давайте поработаем в тетради Упр2 стр.6 прочтите первую часть задания. Понятно ли вам задание?

-Какие слова имеют один род , но разное склонение?(дверь дорожка)

-Какие слова относятся к одному склонению, разному роду7

(крыльцо, сарай, дерево забор.)

 

  Физминутка «Будь внимателен, мой друг»

Если я называю существительное -  хлопаете в ладоши, если другую часть речи – топаете

День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, писать, ранняя, зима, наступает, холодное, ветер.

Об имени существительном, мы много говорили на уроках. Кроме некоторые  еще самостоятельно проводили исследовательскую работу и нашли интересное об имени существительном. Что интересного вы нашли?

 

Бердукаева А.

Знаете  ли  вы,  что...  есть  языки,   в  которых  у  существи­тельных   нет   никакого   рода,   ни   мужского,   ни   женского, ни  среднего?   Их   называют  «безродовыми»  языками.  Это английский,   финский,   венгерский,   эстонский,   турецкий,   китай­ский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.

...есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский...есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс жи­вотных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь)  и другие классы

 

Прочтите задание к упр.3 стр. 10..

 

- О каком признаке существительного идет речь в тексте упражнения?

 

-Давайте вспомним какие сущ. называют одушевленными?

 

А неодушевленными?

 

-Где находится обратный словарь? (2 часть учебника с. 141)

Выполните упражнение самостоятельно.

 

- Проверьте свою работу, сравнив его с доской.

Сделаем устно вывод по выполненному упражнению.

 

Вывод: Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. К одушевленным сущ. относятся сущ, которые обозначают живые предметы, к неодушевленным сущ., которые обозначают неживые предметы. Этот признак у сущ. постоянный.

 

 

 

-О какой части речи говорили на уроке?

-Составим кластер:

 

 

                           Имя существительное

 

 

 

 


Постоянные признаки        непостоянные признаки

     ?           ?     ?   ?                     ?             ?

 

-Поднимите карточки красного, желтого, зеленого цвета для того , чтобы определить  как вы оцениваете свою работу на уроке.

 Не расстраивайтесь, если на уроке у вас возникали трудности или вы не достигли всех своих целей. На следующем уроке вы продолжите работать над темой и обязательно добьетесь успеха.

 

Упражнение 4 с. 19

 

Работают фронтально, наблюдают над языковым понятием

 

 

 

 

 

 

Выполняют физические действия, анализируя языковой материал

 

 

 

 

 

Участвуют в учебном диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают с языковым материалом

 

 

Осуществляют самоконтроль своей деятельности

 

 

 

 

Участвуют в учебном диалоге

 

 

 

 

 

 

осуществляют рефлексию

делают выводы,обобщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

 

- выполнение действий по алгоритму(П);

-

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-понимание текста, извлечение необходимой информации(П);

 

 

 

 

 

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учѐт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 


Конспект урока Предмет:

Конспект урока Предмет:

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Целеполагание Цель этапа: постановка цели учебной деятельности

Целеполагание Цель этапа: постановка цели учебной деятельности

Зима. Мороз. Река. Лед. Рыбак

Зима. Мороз. Река. Лед. Рыбак

Этап реализации построенного проекта

Этап реализации построенного проекта

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Домашнее задание - Давайте поработаем в тетради

Домашнее задание - Давайте поработаем в тетради

Этап реализации построенного проекта

Этап реализации построенного проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020