Конспект урока по русскому языку. Изложение текста по вопросам, 2 класс

  • docx
  • 24.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обрезкова, 341 гр. Развитие речи. 2 класс. Изложение..docx

 

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

пробного урока по русскому языку

(развитие речи)

Студентки 341 группы

школьного отделения

Обрезковой Валерии Андреевны

Место проведения занятия:

Школа №, класс 2

Дата проведения занятия: 25.12.2020

Начало занятия

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Баклагина Лариса Владимировна

Допуск к проведению занятия:

______________________,

(подпись преподавателя)

______________________,

(подпись учителя).

 

 

 

 

Тема урока. Изложение текста по вопросам.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Создать условия для формирования навыка написания изложения по вопросам.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Изложение, клесты

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный:

•           Знают, что такое текст, его признаки;

•           Умеют писать изложение;

•           Умеют анализировать текст;

 

 

 

Личностный:

  • Положительно относятся к языковой деятельности;
  • Владеют навыками сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
  • Проявляют заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметный:

  • Слушают собеседника и понимают речь других; (к)
  • Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); (к)
  • Принимают участие в диалоге. (к)
  • Осознают познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; (п)
  • Воспринимают на слух и понимают различные виды сообщений; (п)
  • Умеют ориентироваться в учебнике; (п)
  • Принимают и сохраняют цель и учебную задачу; (р)
  • Планируют (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (р)
  • Высказывают свои предположения относительно способа решения учебной задачи; (р)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная;

·         Индивидуальная;

 

Ресурсы:

·         · Учебник «Русский язык» Л.Ф. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс

 

 

 

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Орг. момент. Мотивация детей на урок

·  Замотивировать

учащихся к учебной деятельности. (Л.)

 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!  Меня зовут Валерия Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания.

- Я вижу, что все готовы начать работу.

 

 

 

II. Актуализация знаний.

· Актуализировать знания детей об изложении (пр);

· Актуализировать знания о частях текста (пр);

· Учить оформлять свои мысли в устной форме (к);

· Формировать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками (к);

· Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к).

 

-Ребята, что нам нужно сделать для начала, чтобы узнать что-то новое?

-Верно, давайте мы с вами вспомним, что такое изложение?

 

 

 

 

-Какие части текста должны быть в изложении?

 

-Когда мы пишем изложение, все ли слова в точности надо передать?

 

 

 

- Молодцы!

-Повторить то, что мы уже изучили.

-Изложение – это письменная работа, в которой по памяти нужно изложить текст.

-Начало, основная часть и конец.

-Нет, главное, передать основную мысль текста, то, что хотел сказать нам автор. И чтобы смысл текста оставался такой же, какой мы излагаем.

III. Постановка темы урока и авторской задачи
1. Умеют аргументировать собственное мнение (К)

 

 

- Ребята, а если мы с вами повторили, что такое изложение, то, как вы думаете, чем мы займемся на нашем уроке?

- Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами должны написать изложение.

 

-Чтобы определить тему изложения, отгадайте загадку:

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым —

Клё! Клё! Клё! — поёт со свистом.

- Правильно, молодцы. О ком мы будем писать изложение?

- Ребята, прочитайте по очереди рассказ о клестах.

1 ученик. Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются.

2 ученик. Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. У птенцов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнуться. Тогда только птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев. Послушайте пение этих птиц (слушают пение птиц).

3 ученик. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».

4 ученик. Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст - еловик (клюв потоньше)

 

- Что интересного вы узнали из сообщений учеников?

 

- Давайте сейчас я прочитаю рассказ, а вы послушаете.

- Докажите, что это текст.

 

-Определите тип текста. Докажите

 

 

 

 

 

- Сколько частей в тексте? Как вы поняли?

- А какое изложение будет, полное или краткое?

 

- О чем этот рассказ?

- А чего здесь не хватает?

-О чем должен говорить заголовок, что он означает?

- Какое название вы бы дали этому тексту?

- Сегодня вы будете составлять изложение по вопросам.

- Будем писать изложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

- клёст

-о клестах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- все предложения связаны по смыслу

- повествование. В тексте рассказывается о событии, мы можем нарисовать несколько картинок, много глаголов.

повествуют нам.

-1 абзац

- Будет полное, потому что текст короткий.

- о клестах

-заголовка

-главную мысль текста

- «Клесты», «Клестята»

 

 

IV. Подготовка к написанию изложения.

1. Продолжать формировать умение составлять план;

2.Продолжить формирование умений анализа и синтеза. (Л.)

 

Февраль, вьюга, гнёзда, наедятся, будто, мороз, постелена, одеяльце.

-На что необходимо обратить внимание в тексте?

-На доске вы видите написание трудных слов.

 

- Давайте теперь посмотрим другие слова, написание которых мы можем проверить.

- Слово деревьях. Поставьте ударение и подберите проверочное слово.

- слово семенами.

-Ребята, как необходимо проверять слова с безударной гласной в корне?

 

-Верно. Но это еще не все. Посмотрите на 6 и 7 предложения, что в них необычного.

-Да, правильно. Запомните, что в 6 предложении, перед союзом и необходимо поставить тире. А в 7 предложении – перед словом мама.

Физ.минутка

- Давайте теперь немного отдохнем.

Повторяйте движения за мной:

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

- Прочитайте текст еще раз (читают сами).

-Теперь давайте по порядку ответим на вопросы текста. Отвечаем полным предложением.

-Когда и где клесты строят гнёзда?

 

 

-Чем они кормят птенцов?

 

- Почему не страшен клестятам мороз?

 

 

 

 

 

 

- Ребята, кто сейчас попробует закрыть учебник и пересказать текст, с опорой на слова, которые на доске?

-Хорошо, молодцы.

 

- Откроем теперь тетради. По середине строки напишем дату 25 декабря. На другой строке - изложение. Пишем все с заглавной буквы. Не забываем в конце ставить точку.

-На следующей строке под этим словом пишем название нашего изложения «Клесты».

-на правильное написание слов и на знаки пунктуации.

 

 

- дерЕвьях - дЕрево

 

- семенАми - сЕмя

- нужно подобрать проверочное слово, где безударная станет ударной.

-в 6 и7 предложениях стоят тире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В феврале клесты строят на хвойных деревьях тёплые гнёзда.

-Клесты кормят птенцов семенами ели.

- Наедятся клестята еловой каши – и спать. Снизу будто перинка в гнёздышке постелена, сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен.

V. Самостоятельная работа

1. Продолжать формировать умение писать изложение (Пр);

3. Продолжать формировать умение структурировать текст (Пр)

 

- Ребята, сейчас каждый еще раз прочитайте внимательно текст и постарайтесь его запомнить. Также обратите внимание на знаки пунктуации.

-Закрываем учебник и приступаем к работе.

 

Самостоятельная работа

VI. Итоги урока. Рефлексия.

·  Учить оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий (р);

·  Формировать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи (р);

·  Учить рефлексии содержания и деятельности (р);

 

- Закончили. Кто хочет прочитать свой текст всему классу?

- Ребята, как оценим изложение вашего одноклассника?

- Да, он, действительно, постарался, молодец!

- Что мы сегодня делали на уроке?

-Какой тип был у нашего текста? Почему?

 

- Как назывался текст, который мы писали?

-Кто считает, что хорошо написал изложение, поднимите зеленый квадратик, который лежит у вас на партах.

- А кто считает, что над изложением еще надо поработать, поднимите жёлтый квадратик.

- Молодцы, ребята!

 

Творческое задание на дом.

- Дома предлагаю всем придумать и записать, какой мог произойти забавный случай с маленькими клестами?

 

- Урок окончен. До свидания!

 

 

 

- писали изложение

-повествование. Было много глаголов.

- «Клестята»