кОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "МЕСТОИМЕНИЕ"

  • docx
  • 21.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский открытый.docx

Тема: Местоимение.

Цель урока: создать условия для формирования у школьников представления о местоимении, как части речи, и его роли в предложении. 

Задачи:

  • узнать, какова роль местоимений в тексте;
  • рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;
  • формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;
  • учить различать местоимения и другие части речи;
  • развивать речь учащихся;
  • совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации;
  • развивать навыки адекватной самооценки;
  • осуществлять орфографический самоконтроль;
  • учить обобщать свои знания, сводить их в единый алгоритм, повысить психологическую комфортность урока;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • развивать умение работать в парах.

 

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

 

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

 

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.



Этап урока

Ход урока

1

Организационный момент.

 

- Ребята, сегодня урок будет особенный. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

2

Мотивация на учебную деятельность.

 

- Прежде чем нам перейти к теме урока, я прошу вас озвучить выражение, которое символизирует эта картинка Слайд 2 (Заруби себе на носу).

- Что оно означает? (Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.)

-Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

- Почему на уроке вспомнили это выражение?

- Я желаю вам, чтобы вся информация и знания, полученные на уроке, остались в ваших умных головках навсегда.

- Как пройдет сегодняшний урок? (Ооооо-тлично!)

3

Актуализация опорных знаний.

 

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбалка».

Задание. На доске три ведерка: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На рыбках написаны слова: тетрадь, заяц, морозить, ягодный, работать, его, они, я, умный. Нужно выловить рыбку-слово, определив часть речи и положить в нужное ведерко.

4

Формулирование темы урока и постановка цели урока.

 

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Какое название вы бы дали этим словам?

- Почему ее так назвали? (- Сейчас узнаем, как она называется и почему.)

 

(Сказку читает учитель.)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

 

- Почему местоимения так назвали?

- Разгадав ребус, вы сможете сформулировать тему урока. Слайд 3 ( Местоимение)

- Чем будем заниматься на уроке? Какие задачи перед собой поставим?

 

 

5

Усвоение новых знаний.

 

- Прочитай текст. Слайд 4

 

Я уже давно мечтаю о нем. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет веселое настроение.

 

- Кто герой этого текста?

- О ком или о чем мечтает герой?

- Можно ли это определить?

- Какие слова нужно заменить в этом тексте, чтобы стало понятно, кто его герой и о чем он мечтает?

- Какой вывод ты можешь сделать? (Местоимения указывают на какой-то предмет, но не называют его)

 

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

- Продолжим предложения, выбрав  верные высказывания: Слайд 5

 

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы)

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения)

 

- Давайте сравним наше определение с учебником стр.101.

 

- Сейчас я предлагаю вам поработать корректорами в известном журнале «Вокруг света».

- Кто знает, чем может заниматься корректор?

- Теперь представьте, молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор— остался недоволен статьей? Слайд 6

Сова

Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.

 

(Обучающиеся читают текст и замечают повтор слова "сова")

- Как исправить текст, чтобы избежать повторов? (Заменить другими словами, местоимениями.)

- Правильно. Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова» местоимениями. Каждый работает на своем листочке, но можно совещаться в паре.

- Предлагаю обсудить проделанную работу.

- Какие слова заменили?

- На кого в тексте указывают выделенные слова?

- Запишите данный текст в тетрадь.

- Подчеркните местоимения.

- Были по ходу работы у кого-то ошибки? В чем возникло затруднение?

 

Физкультминутка Музыкальная.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»

 

6

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

– В своей речи человек часто употребляет местоимения. Чтобы выяснить, с какой целью это делается, выполним задание в группах:

- Каждой группе будет выдан текст, который разрезан на части. Первая ваша задача собрать его воедино, наклеив на лист бумаги. Затем еще раз его прочесть и при обнаружении повторов слов отредактировать текст, используя слова для справок.

- Роли в группе сегодня распределяться вот так…

- Правила работы в группах все помнят?

-Начинаем работу!

 

Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Зайчонок сильно хромал.

Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали зайчишку Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили зайчика. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.

В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

Слова для справок: он, его, беднягу.

 

– О чем вы узнали?

- Грамотно ли был составлен этот текст?

- Что вы сделали, чтобы он стал более выразительным и грамотным?

- Что помогало работе группы? Что мешало?

9.

Рефлексия. Итог урока.

 

- Что такое местоимение?

– Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? (Они заменяют имена существительные, прилагательные, числительные, чтобы не было повторов, делают нашу речь ясной, понятной и грамотной.)

– Вы убедились, что язык полон тайн? Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну. Какую?

– Что мы узнали о местоимении?

 

Продолжи, начав предложение с местоимения: Слайд 7

Я…

Мы…

Вы…

Все…

Ты…

Мне…

 

- Как прошел урок? (Ооооо-тлично!)

 

Спасибо за урок!