Открытый урок по русскому языку
Тема урока: Основа слова.
Цель
урока: Вывести понятие «Основа слова» и построить алгоритм нахождения основы
- познакомить с понятием «основа слова»;
- способствовать открытию способа нахождения основы слова;
- создавать ситуации, позволяющие отрабатывать алгоритм нахождения основы слова;
- развивать умение подбирать слова к схемам.
Задачи урока:
предметные
-формировать у учащихся умения образовывать новые слова ;
-углублять представления о значении частей слова;
-обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
метапредметные
-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство
товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации
своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Оборудование:
-карточки для работы в группах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-презентация к уроку.
Технология: групповая, изучение нового материала, критическое мышление
Методы исследовательско-поисковый
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, индивидуальные и групповые задания).
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится (Слайд 2)
Работа в тетради.
-запишите число.
II. Актуализация опорных знаний.
-К нам в гости пришла Мудрая Сова, принесла задание. Отгадав его, мы узнаем, чем будем заниматься на уроке. (Слайд 3)
-Давайте сообразим, что предлагает нам Сова?(Слайд 4)
- Что у нас получилось? (Слайд 5 )Состав слова.
- Что мы можем рассказать Сове о Составе слова?
-Догадайтесь,
что это?
1)Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту (корень).
- Как догадались? Докажите словами из загадки.
2) После
корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком (суффикс).
-
Как догадались? Докажите.
3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова (приставка).
- Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?
4) На конце любого слова
………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь.
……………он найдет.
Его в рамочку возьмет (окончание).
-Какие слова помогли догадаться, что это окончание?
III. Сообщение темы
урока. Постановка учебной задачи
По
мере отгадывания загадок в презентации появляются слова-карточки с отгадками и
образовывается кластер.
-Что
появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
Морфема – это
-Но
у нас есть ещё один квадратик в нашем кластере. Как вы думаете почему?
-Определите тему сегодняшнего урока. (Основа слова)
Чему мы сегодня научимся?
Сегодня
мы научимся находить основу слова
IV. Усвоение новых знаний и способов действия
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр. 165
Работа по рубрике «Тайны языка» - Часть слова без окончания – это основа.
Упражнение 1.
Прочитайте задание к упражнению.
-Как обозначить основу в слове?
Обратимся к подсказке на стр. 165.
Согласны ли вы с этой подсказкой?
Как вы будете находить основу? (дети составляют алгоритм)
Выполняем упражнение самостоятельно (взаимопроверка)
Упражнение 2.
У вас на столах есть карточки. Работаем в парах «Подбери слова к схемам» (проверка по шаблону)
7.Физкультминутка.
Я
буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.
-под – подняться
-со – согнуться
-разо – разогнуться
-по – положить руки за спину, подышать, потянуться, помахать руками.
Упражнение 3.
Спишите с экрана предложения в тетрадь. В выделенных словах обозначьте основу:
Растянула зима по небу серые тучи и покрыла землю снегом. Побелели поля и пригорки.
V. Рефлексия
Дидактическая игра «Собери слово».
1)
Работа в группах.
- Повернитесь в свою группу.
- Прочитайте задание и запишите получившиеся слово.
1 группа. Запиши слово, в котором корень, как в слове
красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание,
как в слове речка. Выделить основу слова. (покраска)
2
группа. Корень – дарить
суффикс – шнурки
приставка – покрышка
окончание – очки (подарки)
3
группа.
Корень – сказка
суффикс – извозчик
приставка – расход
окончание – волк (рассказчик)
4
группа. Корень – лыжня
суффикс – грибница
приставка –
окончание – лиса (лыжница)
5
группа.
Корень – ходит
суффикс – ложка
приставка – подумай
окончание – вода (походка)
6
группа.
Корень – цена
суффикс – тетрадка
приставка – очерк
окончание – руда (оценка)
От каждой группы выходит один ученик и объясняет ответ группы. Слова
прикрепить на доску.
VI. Итог урока.
-Какова была тема сегодняшнего урока?
-Назовите морфемы слова.
-Какие задания понравились?
-Что было интересно?
-Какие задания показались трудными? Почему?
- Как мы определим тему урока:
5) Окончание
отбросим
И останется она (основа).
Домашнее задание: стр.148 упр.№3 и 5 (объяснить)
Запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове берёзка, приставка, как в слове пошёл, окончание, как в слове речка.
______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове дарить, суффикс, как в слове шнурки, приставка, как в слове покрышка, окончание, как в слове очки.
______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове сказка, суффикс, как в слове извозчик, приставка, как в слове расход, окончание, как в слове волк.
______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове лыжня, суффикс, как в слове грибница, приставка, как в слове лететь, окончание, как в слове лиса.
______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове ходит, суффикс, как в слове ложка, приставка, как в слове подумать, окончание, как в слове вода.
______________________________
______________________________
Запишите слово, в котором корень, как в слове цена, суффикс, как в слове тетрадка, приставка, как в слове очерк, окончание, как в слове вода.
______________________________
______________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.