Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области
Районный конкурс
профессионального мастерства педагогов
образовательных школ Беловского района
по направлению начальная школа
«Мой лучший урок»
Разработала и провела Ельникова Наталья Васильевна, учитель I квалификационной категории.
2018-2019 учебный год
Анкета-заявка
на участие в конкурсе
профессионального мастерства педагогов
общеобразовательных организаций Беловского района «Мой лучший урок»
по направлению начальная школа
(на
2018/2019 учебный год)
1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
Ельникова Наталья Васильевна 2. Год, месяц день рождения 1977год апрель 01
3. Место работы
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа »
полный адрес: индекс 307931 Курская область, Беловский район , село Бобрава, ул. Молодёжная, д. 2
4. Должность учитель начальных классов
5. Педагогический стаж работы 21 год
6. Преподаваемый предмет начальные классы
7. Класс проведения урока 4
количество детей в классе 7
8. Домашний адрес автора (полностью) индекс 307910 Курская область, Беловский район, сл. Белая, ул. Советская, дом 134
Сотовый телефон 8-920-727-39-33
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения
Севрюкова Наталья Николаевна телефон для связи 8 919135 09 05
Телефон факс__________________________________
e-mail для переписки elnikova.nata@mail.ru
Подпись руководителя образовательного учреждения _______________
М.П. Дата заполнения 08.10. 2018г
Пояснительная записка. Урок русского языка был проведен в 4 классе по теме «Третье склонение имён существительных». Работа ведется по программе «Школа России». В учебном базисном плане отведено 204 часа в год (6часов в неделю - 34 учебные недели). Изучение русского языка предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса: 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы 1-4классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015 г. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 1-4 класс: Учебники. – М. Просвещение, 2015 год 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 1-4 класс: Рабочие тетради. – М. Просвещение, 2015 год Урок №70 в разделе «Имя существительное». В классе, в котором проводился урок, 7 обучающихся разного уровня подготовки. Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. Педагогическая цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (дидактический материал, презентация и др.). Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от возможностей детей. Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса. На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический. Применялись педагогические технологии: проблемно - диалогическая, ИКТ. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока. Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: дети освоили новый способ творческой деятельности, продолжили учиться вести диалог, учиться планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Удалось вовлечь всех в учебный процесс и вызвать интерес к данной теме. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.
Предметная область: русский язык Тема урока: Третье склонение имён существительных. Тип урока: урок открытия новых знаний . Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический. Формы: групповая, индивидуальная, коллективная, работа по парам.
Цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Задачи:
Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;
Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;
Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Участвовать в творческом, созидательном процессе;
Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД
Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД
Формировать умения:
Осознавать познавательную задачу;
Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
Коммуникативные УУД
Формировать умения:
Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование
урока:
· технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)
· учебник русского
языка
· презентация к уроку, разноуровневые карточки
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
I.Самоопре -деление к деятельности (Орг. момент)
|
Включение в деловой ритм урока Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Добрый день, мои друзья! Вас снова рада видеть я! К уроку русского языка готовы? -Да! -Шагнём к открытиям мы новым? -Да! Дети, у вас на партах лежат картинки: -лицо весёлое -лицо грустное - лицо равнодушное. -Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению. -Замечательно, у вас радостное настроение. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам справиться со всеми трудностями и сделать новые открытия! Желаю вам успехов! - Откройте тетради и запишите: число Классная работа. 1. Чистописание А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Положите правильно тетради, сядьте ровно и постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно. Нн Сс Лл Оо Ее Нн Ее Ии Кк - Запишите буквосочетания, правильно выполнив все соединения. Проверка: Прохожу по рядам и делаю замечания, если это необходимо. Называю имена детей, которые хорошо справились с заданием.
|
|
Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Л. вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений Р.самостоятельно организовывать свое рабочее место; -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
П. логический анализ объектов с целью выделения признаков. Р.оценивание своих действий и полученного результата.
|
II. Актуализация знаний.
|
1. Игра «Предложение рассыпалось» -Составьте предложение из словосочетаний. Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке. -Подчеркните орфограммы в словах. - Разберите предложение по членам предложения. -Разберите слово (на пригорке) как часть речи. -Разберите по составу слово одинокая. -С какой частью речи мы работаем? -Что мы знаем об имени существительном?
-Назовите признаки имени существительного.
-Вспомните, что значит лексическое значение слова?
-Запишем словарные слова по его лексическому значению. 1) Тоже что и разговор. 2) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. 3) Книгохранилище. 4) Упакованные в дорогу вещи. 5) Срок в семь дней. 6) Крупное морское судно.
-Проверяем. У кого так же записаны слова?
-Что общего у этих слов? -По каким признакам отличить 1 скл. от 2 скл.? |
(Три ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске. Коллективная проверка, самооценка)
. Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос Кто? Что? ПРИЗНАКИ: собственные, нариц, Одуш., неодушевл. М.р., Ж. р., Ср.р., Ед.ч., Мн.ч., Изменяются по падежам, склонение у сущ. 1 и 2
То, что слово обозначает.
(Один ученик у доски) Беседа вокзал библиотека багаж неделя корабль
Имена существительные в нач. форме. 1 ск. М.р. -а, -я, Ж.р. -а, -я, 2 скл. М.р. Нулев. Оконч. Ср.р. -о, -е, |
Общеучебные: Построение логической цепи рассуждений. Логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
П.коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений по теме.
Р.оценивание своих действий и полученного результата.
|
III. Мотивацион-ная и целевая установка на урок |
- Прочитайте группы слов. Конь дверь Огонь мелочь Портфель сирень Шампунь полынь - В чём их сходство? - Чем отличаются слова в столбиках?
- Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей. - Что вы можете сказать о склонении этих существительных?
- К какому склонению относятся существительные первого столбика? Докажите.
- Выделите окончания у слов второго столбика. -Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет?
- Как вы думаете, к какому склонению они относятся? - Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с.96 учебника. - Сформулируйте задачи урока. |
- Это имена существительные с мягким знаком на конце. - В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором – женского. - Нет коня – нет двери, конём – дверью. - Они склоняются по-разному, имеют разные окончания. - Ко 2-ому – они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание. - У них нулевое окончание. - Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием. (Ответы детей). - Познакомиться с особенностями имён существительных 3-его склонения, научиться распознавать такие существительные. |
Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; -определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя. Л. формировать эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
|
Прочитайте слова: Сельдь, метель, мышь, ночь, кость.
-Докажите, что это существительные 3 скл. - Образуйте от каждого существительного однокоренное слово 1 скл. Запишите парами слова по образцу: Сельдь-селёдка - Какой способ словообразования вы использовали? Вывод: как распознавать существительные 1 и 3 скл среди существительных женского рода?
Внимание на доску (работа на интерактивной доске) На доске предложение: Золотой метелью мчится жёлтый лист. (Запись предложения в тетрадях.)
-Выпишите существительное 3 скл.
-Как определить склонение имен существительных в косвенной форме?
-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Сейчас вы будете работать в парах. Работаем сообща, уважая друг друга. - Сколько типов склонения мы знаем? 1 ряд: Находит информацию по 1-му склонению и заносит в таблицу 2 ряд: Находит информацию по 2-му склонению и заносит в таблицу 3 ряд: Находит информацию по 3-му склонению и заносит в таблицу (приложение) Что узнали? -Сколько типов склонений в русском языке? -По какому признаку существительные объединены в группы? - Какие параметры учитываются при определении склонения? На доске вывешивается, дети проговаривают новые знания 1 ряд 2 ряд 3 ряд (приложение) Я на доске вывешиваю таблицы со склонениями по порядку. - Мы теперь знаем, какие существительные относятся к каждому склонению, и какие окончания они имеют. - Кто правильно заполнил таблицу, встали и похлопали себе. Молодцы. - У меня вопрос, с чего нам начать, чтобы определить склонение? Как вы думаете, что нам надо составить? Подойти к сосне, подойти к воде, подойти к дому, подойти к коню, подойти к степи, подойти ко ржи. Составлять его будем вместе. Для того, чтобы определить склонение нужно определить…. род. Но сначала посмотрите на словосочетание нужно поставить его… в начальную форму. Алгоритм определения склонения (приложение) Давайте определим склонение по алгоритму. Сосна -1 скл., вода- 1 скл., дом – 2 скл., конь-2 скл., рожь – 3 скл., степь – 3 скл. Значит у них разное склонение Ответили на вопрос? Похлопали себе. |
сельдь-селедка метель - метелица мышь-мышка ночь-ночка кость-косточка
Суффиксальный
По окончанию 1ск -а, -я 3скл -нулев оконч.
Дети записывают предложение и отвечают на вопросы учителя. Метелью – метель
Надо поставить существительное в начальную форму, выделить окончание.
Существительные ж.р. с нулевым окончанием.
Работа в парах Чтение правила в учебнике выбор нужной информации.
Выступление групп
Дети встают и хлопают
Алгоритм или порядок определения склонения у существительных.
Дети с учителем составляют алгоритм определения склонения. Дети определяют склонение и отвечают на вопрос
|
П. нахождение в материалах учебника необходимой информации - чтение и понимание указанных слов; - коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений. К. участие в общей беседе; - участие в совместной деятельности; - высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения. - оформлять грамотно свою устную и письменную речь. - участие в совместной деятельности; умение работать в парах
|
V.Физкульт -минутка |
(См. приложение.) |
|
Л.понимание ценности физического здоровья.
|
VI. Первичное закрепление
|
Реализация построенного проекта. 1.Игра «Поймай свое слово» (Услышав своё слово, пара поднимает руки) слова записывают в тетрадь, пользуйтесь алгоритмом! Жизнь, картошка, речь, картофель, скатерть, гнездо, мелочь, жара, зной, ученик, помощь, Серёжа, земля, перо, дичь)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2.Работа по учебнику. - Прочитайте имена существительные 3-го
склонения. - По каким
признакам определили? - Какие из этих слов вы бы
поставили рядом со словом совесть? Почему?
Работа в группах. 3.Собери пословицы. Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу, объясняют смысл пословицы. (Приложение) 4.Работа по карточкам: Разноуровневые карточки Голубая (слабым учащимся). Поставь “плюс” напротив склонения существительного. Красная (сильным) Зачеркни лишние слова. (Приложение) 5. Работа по карточкам (программный уровень) (уровень повышенной сложности) (Приложение) 6.Работа в парах с текстом. Прочитайте текст. Определить тему текста. (Сверка с эталоном)
|
Дети работают в парах.
Проверяют по образцу.
Самостоятельная работа учащихся.
Дети собирают пословицы.
|
Р.действие по намеченному плану; П.нахождение на слух слов, относящихся к тому или иному склонению. К.оформлять грамотно свою устную и письменную речь, -участие в совместной деятельности; умение работать в парах П.умение правильно определять по алгоритму склонение имен существительных Л.самоопределение. Р.выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
К.участие в совместной деятельности; умение работать в парах
|
V. Итог урока и рефлексия учебной деятельности |
Работа с карточками. - Соедините стрелками признаки имён существительных 3-его склонения. Именительный падеж Мужской род Окончания -а, -я Женский род Нулевое окончание в начальной форме Средний род (Проверка. Один ученик читает ответы вслух.) - Какие задачи, цели ставили перед собой? На все ли вопросы ответили? -Какие существительные относятся к 1-му, 2-ому, 3-ему склонению? Как определить склонение. Вспомним алгоритм. - А сейчас, в соответствии со своим эмоциональным настроением, возьмите на память по одной звёздочке: - если отличное настроение- то красную звёздочку. Хорошее – жёлтую. Не очень хорошее – зелёную. Вот и прозвенел звонок Спасибо, дети, за урок. Домашнее задание: Выполнить упр. 170 с. 97, выучить правило |
|
Р.планирование своих действий; действие по намеченному плану;
П.нахождение в материалах учебника необходимой информации. |
Приложение к уроку
1.Игра «Предложение рассыпалось»
-Составьте предложение из словосочетаний.
Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке.
-Подчеркните орфограммы в словах.
- Разберите предложение по членам предложения.
-Разберите слово (на пригорке) как часть речи.
-Разберите по составу слово одинокая.
Беседа
вокзал
библиотека
багаж
неделя
корабль
3.Собери пословицы.
Друг проверяется
|
худая беседа. |
Без соли, без хлеба
|
в опасности. |
Доброе слово
|
а зима подбирает. |
Белые ручки
|
чужой труд любят. |
Лето собирает
|
и кошке приятно. |
4. Работа
по карточкам (программный уровень) 1
уровень: Определить
склонение имён существительных
Аллея, собачка,
дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Вставить пропущенные окончания и
определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на
ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
(уровень повышенной сложности) 3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.
• Телеграмма для______________.
• Рассказ о __________________.
• Сидит на __________________.
• Сок из _____________________.
• Гулял в ____________________.
(Слайд) Самопроверка
3.Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро, сын.
Первое склонение
К
первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с
окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Пример: весточка, яблоня, юноша.
Второе склонение
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.
Пример: ученик, герой, звено, сердце.
Третье склонение
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь, ель.
Составление алгоритма.
1.Поставить имя существительное в начальную форму. (Им.п., ед.ч.)
2.Определить род.
3.Выделить окончание.
4.По роду и окончанию определить тип склонения.
Работа по карточкам:
Разноуровневые карточки
Голубая (слабым учащимся).
Поставь “плюс” напротив склонения существительного.
Имя существительное |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Бег |
|
|
|
Медаль |
|
|
|
Поход |
|
|
|
Скакалка |
|
|
|
Гиря |
|
|
|
Красная (сильным).
Зачеркни лишние слова.
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Скакалка |
Плавание |
Кубок |
Обручи |
Лапта |
баскетбол |
Ракетки |
Эстафета |
Футболка |
Мячи |
Отжимание |
Медаль |
Работа в парах с текстом.
Прочитайте текст. Определить тему текста.
Чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни.
Если ты решил вести здоровый образ жизни, распиши собственный режим дня, подходящий для тебя.
Тебя не должна расстраивать плохая погода, отсутствие денег или предательство друга - смотри на все с позитивной точки зрения. Отрицательные эмоции - ведут к болезням.
Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной, не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе: занимайся спортом, танцами, учись играть на музыкальных инструментах, и в компаниях ты будешь незаменим. Веди здоровый образ жизни и будь здоров!
Выделенные слова выпишите в начальной форме в три столбика по типу склонения, выделите окончание, определить род.
Проверяем:
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
работа |
отдых |
жизнь |
погода |
сон |
болезнь |
точка |
день |
|
душа |
друг |
|
компания |
компьютер |
|
Работа с карточками.
- Соедините стрелками признаки имён существительных 3-его склонения.
Именительный падеж
Мужской род
Окончания -а, -я
Женский род
Нулевое окончание в начальной форме
Средний род
Самоанализ урока.
Урок русского языка был проведен в четвёртом классе по теме «Третье склонение имён существительных». Урок был направлен на формирование базовых компетентностей современного человека:
Ø информационной (умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Ø коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Ø самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Ø самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную деятельность).
Цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Тип урока: урок открытия новых знаний Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический, самостоятельной работы. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа по парам. Построение урока: Урок соответствовал требования ФГОС. Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: дети усвоили новый материал, продолжили учиться вести диалог, учиться планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы.
Урок соответствовал возрастным нормам и требованиям программы. Прослеживалась связь с пройденным материалом. Соблюдена методика проведения урока. Присутствовал этап актуализации знаний, который был представлен через систему вопросов. В ходе проведения урока учитывалась работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществлялся личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Использовались как репродуктивные методы (вспомни, расскажи и т.д.), так и задания поискового характера (узнай, сравни, оцени и т.д.) Методы и приемы: словесно-иллюстративный (диалог, дискуссия), практический. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока. На уроке были созданы условия для развития у детей памяти, внимания, речи, воображения, мышления. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Эмоциональная атмосфера на уроке была спокойной, доброжелательной. Для физической и психологической нагрузки была проведена физкультминутка. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик». На протяжении всего урока дети вовлекались в диалог, работали с различного рода наглядностью. В конце урока все смогли оценить результативность своей деятельности на уроке, деятельность одноклассника. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.
РЕЦЕНЗИЯ
на урок русского языка в 4 классе
Тема: «Третье склонение имён существительных»
автор: Ельникова Н.В.,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тип урока: урок открытия нового знания. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем, формулируется полно и точно и отражает основное содержание урока. Наталья Васильевна ставит цель, обеспечивающую решение триединой задачи во время работы на уроке. Обучающие задачи ориентированы на достижение предметных результатов, развивающие задачи — метапредметных результатов. Они предельно конкретны и соотносятся с этапами урока. Плану урока соответствует оптимальный темп, то есть рассчитано время на каждый его этап. При подготовке и проведении урока учитель использует разнообразные образовательные ресурсы: технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
Данный урок способствовал не только формированию универсальных учебных действий, но и успешно соединил несколько направлений: практическим применением новых знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Весь урок прошел в дружеской рабочей творческой атмосфере. Использованное в ходе урока мультимедийное дополнение – презентация, была вписана очень органично. Урок был дан на хорошем теоретическом, методическом и практическом уровне. Урок, разработанный Ельниковой Н.В., хорошо продуман, направлен на успешную реализацию, стал достойным вкладом в методическую копилку школы.
08.10.2018 г. Заместитель директора по УВР: ________ С.В.Скорнякова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.