Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"

  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок рус. яз. Склонение имён сущ. 4 кл..docx

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                   «Бобравская средняя общеобразовательная школа»                                               Беловского района Курской области

 

 

 

 

Районный конкурс

профессионального мастерства  педагогов

образовательных школ Беловского района

по  направлению начальная школа

«Мой лучший урок»

 

 

 

 

 

                                                                                     Разработала и провела                                                            Ельникова Наталья Васильевна, учитель I                                                       квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

                                       2018-2019 учебный год

 

 

Анкета-заявка

на участие в конкурсе

профессионального мастерства педагогов

общеобразовательных организаций Беловского района                                                      «Мой лучший урок»

по направлению начальная школа
(на 2018/2019 учебный год)

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Ельникова Наталья Васильевна                                                                                                   2. Год, месяц день рождения                                                                                                                1977год апрель 01

3. Место работы                                                                                          

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа »

полный адрес: индекс 307931    Курская область, Беловский район , село Бобрава,  ул. Молодёжная, д. 2

4. Должность      учитель начальных классов

5. Педагогический стаж работы     21 год

6. Преподаваемый предмет   начальные классы

7. Класс проведения урока  4

количество детей в классе     7

8. Домашний адрес автора (полностью) индекс  307910 Курская область, Беловский район,  сл. Белая,  ул. Советская,  дом 134  

Сотовый телефон   8-920-727-39-33

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения    

Севрюкова Наталья Николаевна                                                                                               телефон для связи 8 919135 09 05

Телефон                            факс__________________________________

 e-mail для переписки elnikova.nata@mail.ru

 Подпись руководителя образовательного учреждения _______________

                                                                                              

 

 

 

                   М.П.                                       Дата заполнения  08.10. 2018г

 

 

 

 

             Пояснительная записка.                                                                                                        Урок  русского языка был проведен в 4 классе по теме «Третье склонение имён существительных».  Работа ведется по программе «Школа России». В учебном базисном плане отведено 204 часа в год (6часов  в неделю - 34 учебные недели).                           Изучение русского языка предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:                                                                                                                                     1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы 1-4классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -  М.: Просвещение, 2015 г.                                            2. Канакина В.П.,  Горецкий В.Г., Русский язык 1-4 класс: Учебники. – М. Просвещение, 2015 год                                                                                                                                                        3. Канакина В.П.,  Горецкий В.Г., Русский язык 1-4 класс: Рабочие тетради. – М. Просвещение, 2015 год                                                                                                                        Урок  №70  в разделе «Имя существительное».                                                                                     В классе, в котором проводился урок, 7 обучающихся  разного уровня подготовки.  Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. Педагогическая цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.                                                                                                                                                                             Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (дидактический материал, презентация и др.).  Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от возможностей детей.                                                                              Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей  и учетом возрастных особенностей данного класса.  На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический. Применялись педагогические технологии: проблемно - диалогическая, ИКТ.                                                                                           Выбранные методы и приемы  повлияли на положительную  результативность урока. Структура, содержание и методы  привели к формированию УУД: дети освоили новый способ творческой деятельности, продолжили учиться вести диалог,  учиться планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы.                                                    Урок прошел в доброжелательной обстановке. Удалось вовлечь всех в учебный процесс и вызвать интерес к данной теме. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область: русский язык                                                                                                                                                                                            Тема урока: Третье склонение имён существительных.                                                                                                                                       Тип урока: урок открытия новых знаний .                                                                                          Методы:  объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический.               Формы: групповая, индивидуальная,  коллективная, работа по парам.

Цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.                                                                                                                                       Задачи:

*      Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;

*      Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;

*      Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

*      Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

*      Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

*      Участвовать в творческом, созидательном процессе;

*      Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД

*      Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,

*      Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

Формировать умения:

*      Осознавать познавательную задачу;

*      Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,

*      Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

*      Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

Коммуникативные УУД

Формировать умения:

*      Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

*      Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

*      Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока: 
 · технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)                                                    · учебник русского языка                                                                                                                                  · презентация к уроку, разноуровневые карточки   

                                                  Сценарий  урока

 

Этапы          урока

Деятельность учителя

Деятельность   учащихся

Универсальные учебные действия                                       

I.Самоопре -деление к деятельности (Орг. момент)

 

Включение в деловой ритм урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Добрый день, мои друзья!

Вас снова рада видеть я!

К уроку русского языка готовы?

-Да!

-Шагнём к открытиям мы новым?

-Да!

Дети, у вас на партах лежат картинки:

-лицо весёлое

-лицо грустное

- лицо равнодушное.

-Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.

-Замечательно, у вас радостное настроение. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам справиться со всеми трудностями и сделать новые открытия!

Желаю вам успехов!

- Откройте тетради и запишите:

число

Классная работа.

1.      Чистописание

А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Положите правильно тетради, сядьте ровно и постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.

Нн Сс Лл Оо Ее Нн Ее Ии Кк

- Запишите буквосочетания, правильно выполнив все соединения.

Проверка:

Прохожу по рядам и делаю замечания, если это необходимо. Называю имена детей, которые хорошо справились с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Л. вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений

Р.самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-планировать учебное сотрудничество с учителем  и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

П. логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Р.оценивание своих действий и полученного результата.

 

II. Актуализация знаний.

 

1. Игра «Предложение рассыпалось»

-Составьте предложение из словосочетаний.

Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке.  

-Подчеркните орфограммы в словах.

- Разберите предложение по членам предложения.

-Разберите слово (на пригорке) как часть речи.

-Разберите по составу слово одинокая.

-С какой частью речи мы работаем?

-Что мы знаем об имени существительном?

 

-Назовите признаки имени существительного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вспомните, что значит лексическое значение слова?

 

-Запишем словарные слова по его лексическому значению.

1) Тоже что и разговор.

2) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции.

3) Книгохранилище.

4) Упакованные в дорогу вещи.

5) Срок в семь дней.

6) Крупное морское судно.

 

-Проверяем. У кого так же записаны слова?

 

-Что общего у этих слов?

-По каким признакам отличить 1 скл. от 2 скл.?

(Три ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске. Коллективная проверка, самооценка)

 

.

Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос Кто? Что?

ПРИЗНАКИ: собственные, нариц,

Одуш., неодушевл.

М.р., Ж. р., Ср.р.,

Ед.ч., Мн.ч.,

Изменяются по падежам,

склонение у сущ. 1 и 2

 

То, что слово обозначает.

 

(Один ученик у доски)    

                         Беседа

вокзал

библиотека

багаж

неделя

корабль

 

 

 

Имена существительные в нач. форме.

1 ск.  М.р. -а, -я,

          Ж.р. -а, -я,

2 скл. М.р. Нулев. Оконч.

           Ср.р. -о, -е,

 

Общеучебные:

Построение логической цепи рассуждений.

Логические:

анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

П.коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.оценивание своих действий и полученного результата.

 

 

 

IIIМотивацион-ная и целевая установка на урок

- Прочитайте группы слов.

Конь             дверь

Огонь           мелочь

Портфель     сирень

Шампунь     полынь     

- В чём их сходство?  

- Чем отличаются слова в столбиках?              

 

 

 

- Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей.

- Что вы можете сказать о склонении этих существительных?

 

- К какому склонению относятся существительные первого столбика? Докажите.

 

 

- Выделите окончания у слов второго столбика.

-Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет?

 

 

- Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с.96 учебника.

- Сформулируйте задачи урока.

 

- Это имена существительные с мягким знаком на конце.

- В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором – женского.

- Нет коня – нет двери, конём – дверью.

- Они склоняются по-разному, имеют разные окончания.

- Ко 2-ому – они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.

- У них нулевое окончание.

- Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

(Ответы детей).

- Познакомиться с особенностями имён существительных 3-его склонения, научиться распознавать такие существительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

Л. формировать эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

 

IV. Открытие нового знания (построение проекта  выхода из затруднения)

 

Прочитайте слова:

Сельдь, метель, мышь, ночь, кость.

 

-Докажите, что это существительные 3 скл.

- Образуйте от каждого существительного однокоренное слово 1 скл. Запишите парами слова по образцу: Сельдь-селёдка

  - Какой способ словообразования вы использовали?

   Вывод: как распознавать существительные 1 и 3 скл среди существительных женского рода?

 

                                                      Внимание на доску (работа на интерактивной доске)

На доске предложение:                                  Золотой метелью мчится жёлтый лист. (Запись предложения в тетрадях.)

 

-Выпишите существительное  3 скл.

 

-Как определить склонение имен существительных в косвенной форме?

 

 

 

 

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

 

 

 

 

- Сейчас вы будете работать в парах. Работаем сообща, уважая друг друга.

- Сколько типов склонения  мы знаем?

1 ряд: Находит информацию по 1-му склонению и заносит в таблицу    

2 ряд:  Находит информацию по 2-му склонению и заносит в таблицу

3 ряд: Находит информацию по 3-му склонению и заносит в таблицу (приложение)

Что узнали?

-Сколько типов склонений в русском языке?

-По какому признаку существительные объединены в группы?

- Какие параметры учитываются при определении склонения?

На доске вывешивается, дети проговаривают новые знания

1 ряд 2 ряд 3 ряд (приложение)

Я на доске вывешиваю таблицы со склонениями по порядку.

- Мы теперь знаем, какие существительные относятся к каждому склонению, и какие окончания они имеют.

- Кто правильно заполнил таблицу, встали и похлопали себе. Молодцы.

- У меня вопрос, с чего нам начать, чтобы определить склонение?

Как вы думаете, что нам надо составить?

Подойти к сосне, подойти к воде, подойти к дому, подойти к коню, подойти к степи, подойти ко ржи.

Составлять его будем вместе.

Для того, чтобы определить склонение нужно определить…. род. Но сначала посмотрите на словосочетание нужно поставить его… в начальную форму.

Алгоритм определения склонения

(приложение)

Давайте определим склонение по алгоритму.

Сосна -1 скл., вода- 1 скл., дом – 2 скл., конь-2 скл., рожь – 3 скл.,

степь – 3 скл.

Значит у них разное склонение

Ответили на вопрос? Похлопали себе.

 

 

сельдь-селедка

метель - метелица

мышь-мышка

ночь-ночка

кость-косточка

 

 

Суффиксальный

 

По окончанию

1ск -а, -я

3скл -нулев оконч.

 

 

 

Дети записывают предложение и отвечают на вопросы учителя.

Метелью – метель

 

Надо поставить существительное в начальную форму, выделить окончание.

 

Существительные ж.р.  с нулевым окончанием.

 

 

 

Работа в парах

Чтение правила в учебнике  выбор нужной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают и хлопают

 

Алгоритм или порядок определения склонения у существительных.

 

Дети с учителем составляют алгоритм определения склонения.

Дети определяют склонение и отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

П. нахождение в материалах учебника необходимой информации

- чтение и понимание указанных слов;

-  коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

К. участие в общей беседе;

- участие в совместной деятельности;

- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.

- оформлять грамотно  свою  устную и письменную речь.

- участие в совместной деятельности; умение работать в парах

 

V.Физкульт -минутка

(См. приложение.)

 

Л.понимание ценности физического здоровья.

 

VI. Первичное закрепление

 

Реализация построенного проекта.

1.Игра «Поймай свое слово» (Услышав  своё  слово, пара поднимает  руки) слова записывают в тетрадь, пользуйтесь алгоритмом!

Жизнь,  картошка,  речь, картофель,  скатерть,  гнездо, мелочь, жара,  зной,  ученик,  помощь, Серёжа, земля, перо, дичь)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2.Работа по учебнику.
Выполнение упр.170 (с.97)

- Прочитайте имена существительные 3-го склонения.                                                      - По каким признакам определили?                        - Какие из этих слов вы бы поставили рядом со словом совесть? Почему?
- Выпишите эти слова, определите склонение.
(Проверьте себя и свою работу по эталону).

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

3.Собери пословицы.

Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу, объясняют смысл пословицы. риложение)                                                             4.Работа по карточкам:                                Разноуровневые карточки                                     Голубая  (слабым учащимся).                               Поставь “плюс” напротив склонения существительного.                          Красная (сильным)                                     Зачеркни лишние слова.  (Приложение)

5. Работа по карточкам (программный уровень)

(уровень повышенной сложности) (Приложение)                                              6.Работа в парах с текстом.                 Прочитайте текст. Определить тему текста. (Сверка с эталоном)

 

 

Дети работают в парах.

 

 

 

 

 

Проверяют по образцу.

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети собирают пословицы.

 

 

 

 

 

Р.действие по намеченному плану;

П.нахождение на слух слов, относящихся к тому или иному склонению.

К.оформлять грамотно  свою  устную и письменную речь,

-участие в совместной деятельности; умение работать в парах

 П.умение правильно определять по алгоритму склонение имен существительных

Л.самоопределение.

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.участие в совместной деятельности; умение работать в парах

 

 

V. Итог урока и рефлексия учебной деятельности

Работа с карточками.

- Соедините стрелками признаки имён существительных 3-его склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания -а, -я

Женский род

Нулевое окончание в  начальной форме

Средний род

(Проверка. Один ученик читает ответы вслух.)

- Какие задачи, цели  ставили перед собой? На все ли вопросы ответили?

-Какие существительные относятся к 1-му, 2-ому, 3-ему склонению?

Как определить склонение. Вспомним алгоритм.
- Для  чего  нужно   знать  склонения  имён   существительных?

- А сейчас, в соответствии со своим эмоциональным настроением, возьмите на память по одной звёздочке: - если отличное настроение- то  красную звёздочку. Хорошее                                        – жёлтую.  Не очень хорошее – зелёную.                            

            Вот и прозвенел звонок

Спасибо, дети,  за урок.

Домашнее задание: Выполнить упр. 170 с. 97, выучить правило

 

Р.планирование своих действий; действие по намеченному плану;

 

 

 

 

 

 

П.нахождение в материалах учебника необходимой информации.

 

                             Приложение к уроку

1.Игра «Предложение рассыпалось»

-Составьте предложение из словосочетаний.

Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке.  

-Подчеркните орфограммы в словах.

- Разберите предложение по членам предложения.

-Разберите слово (на пригорке) как часть речи.

-Разберите по составу слово одинокая.

 

Беседа

вокзал

библиотека

багаж

неделя

      корабль

 

3.Собери пословицы.

Друг проверяется

 

худая беседа.

Без соли, без хлеба

 

в опасности.

Доброе слово

 

а зима подбирает.

Белые ручки

 

чужой труд любят.

Лето собирает

 

и кошке приятно.

 

4. Работа по карточкам (программный уровень)                                                                                   1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея,  собачка,   дорога,   поверхность,   мышь,  
герой,   деревня,   речка,  стройка.


2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж  и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

 

 

(уровень повышенной сложности) 3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж  имён существительных.

      Телеграмма для______________.

      Рассказ о __________________.

      Сидит на __________________.

      Сок из _____________________.

      Гулял в ____________________.

(Слайд) Самопроверка

 

 

3.Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро, сын.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Пример: весточка, яблоня, юноша.

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик, герой, звено, сердце.

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь, ель.

 

 Составление алгоритма.
1.Поставить имя существительное в начальную форму. (Им.п., ед.ч.)
2.Определить род.
3.Выделить окончание.
4.По роду и окончанию определить тип склонения.

Работа по карточкам:

Разноуровневые карточки

Голубая  (слабым учащимся).

Поставь “плюс” напротив склонения существительного.

Имя существительное

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Бег

 

 

 

Медаль

 

 

 

Поход

 

 

 

Скакалка

 

 

 

Гиря

 

 

 

Красная (сильным).

Зачеркни лишние слова.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Скакалка

Плавание

Кубок

Обручи

Лапта

баскетбол

Ракетки

Эстафета

Футболка

Мячи

Отжимание

Медаль

 

Работа в парах с текстом.

Прочитайте текст. Определить тему текста.

Чередование часов работыотдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни.

Если ты решил вести здоровый образ жизни, распиши собственный режим дня, подходящий для тебя.

Тебя не должна расстраивать плохая погода, отсутствие денег или предательство друга - смотри на все с позитивной точки зрения. Отрицательные эмоции - ведут к болезням.

Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной, не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе: занимайся спортом, танцами, учись играть на музыкальных инструментах, и в компаниях ты будешь незаменим. Веди здоровый образ жизни и будь здоров!

Выделенные слова выпишите в начальной форме в три столбика по типу склонения, выделите окончание, определить род.

Проверяем:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

работа

отдых

жизнь

погода

сон

болезнь

точка

день

 

душа

друг

 

компания

компьютер

 

 

Работа с карточками.

- Соедините стрелками признаки имён существительных 3-его склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания -а, -я

Женский род

Нулевое окончание в  начальной форме

Средний род

 

                                              Самоанализ урока.

   Урок  русского языка был проведен в четвёртом  классе по теме «Третье склонение имён существительных».                                                                                                                                                            Урок был направлен на  формирование базовых компетентностей современного человека:

Ø  информационной (умение  анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Ø  коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Ø  самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Ø  самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную деятельность).

 Цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.                                                                                                                                              Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                     Методы:  объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический, самостоятельной работы.                                                                                                                          Формы: фронтальная, индивидуальная, работа по парам.                                                         Построение урока: Урок соответствовал требования ФГОС. Структура, содержание и методы привели к формированию    УУД: дети усвоили новый материал, продолжили учиться вести диалог, учиться планировать свои    действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы.

     Урок соответствовал возрастным нормам и требованиям программы. Прослеживалась связь с пройденным материалом.  Соблюдена методика проведения урока. Присутствовал этап актуализации знаний, который был представлен через систему вопросов. В ходе проведения урока учитывалась работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и    осуществлялся личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Использовались как репродуктивные методы (вспомни, расскажи и т.д.), так и задания поискового характера (узнай, сравни,   оцени и т.д.)                                          Методы и приемы: словесно-иллюстративный (диалог, дискуссия), практический. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.                      На уроке были созданы условия для развития у детей памяти, внимания, речи, воображения, мышления. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.                                                                                                                            Эмоциональная атмосфера на уроке была спокойной, доброжелательной. Для физической и психологической нагрузки была проведена физкультминутка. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик». На протяжении всего урока дети вовлекались в диалог, работали с различного рода наглядностью. В конце урока все смогли оценить результативность своей деятельности на уроке, деятельность одноклассника. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на урок русского языка   в  4 классе

Тема: «Третье склонение имён существительных»

автор: Ельникова Н.В.,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

 

 

                   Тип урока: урок открытия нового знания.                                                                                                         Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем, формулируется  полно и точно и отражает основное содержание урока.                                                                                                                                                      Наталья Васильевна ставит цель, обеспечивающую решение триединой задачи во время работы на уроке. Обучающие задачи ориентированы на достижение предметных результатов, развивающие задачи — метапредметных результатов. Они предельно конкретны и  соотносятся с этапами урока.                                                                                          Плану урока соответствует оптимальный темп, то есть рассчитано время на каждый его   этап.                                                                                                                                               При подготовке и проведении урока учитель использует разнообразные образовательные ресурсы:                                                                                                                                  технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;

  • демонстрационный  материал – презентация;
  • раздаточный материал: карточки.                                                                                                  В стихотворной форме учитель приветствует детей, проверяет подготовленность  и организованность внимания обучающихся, готовность к предстоящей деятельности на уроке.                                                                                                                                                  Демонстрируя учебный материал, учитель выявляет границы знания и незнания и подводит детей к осознанию необходимости получения новых знаний. Работа с разнообразным материалом помогает учителю подвести детей к правильному определению и формулированию проблемы, цели и темы урока. Через поставленные вопросы к обучающимся, Наталья Васильевна формирует и развивает ценностные ориентации к совместной познавательной деятельности и открытию нового знания.                                                                                                               Дети знакомятся с алгоритмом определения склонения имён существительных,  вспоминают, какого склонения бывают имена существительные, как их различать. Соответственно  подготовленному сценарию урока, обучающиеся меняют виды деятельности. Самостоятельная работа, работа  в парах, группах  дает возможность закрепить полученные знания и способы действий, умение их применять на практике.                                                                           Выполнение заданий на разных этапах урока дает возможность обучающимся самим оценить свои знания и способности, проанализировать и осмыслить результаты собственной            деятельности.                                                                                                         Работа на уроке строилась с учётом гигиенических требований к организации деятельности школьников.  Наталья Васильевна применяла здоровьесберегающие технологии, соответствующие ФГОС НОО: постоянно следила за посадкой, осанкой, положением тетради, ручки, учебника, проводила физминутки.

Данный урок  способствовал не только формированию универсальных учебных действий, но и успешно соединил несколько направлений: практическим применением новых знаний   у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Весь урок прошел в дружеской рабочей творческой атмосфере.                                                       Использованное  в ходе урока мультимедийное  дополнение – презентация, была вписана очень органично. Урок был дан на хорошем теоретическом, методическом и практическом уровне. Урок, разработанный Ельниковой Н.В., хорошо продуман, направлен на успешную реализацию, стал достойным вкладом в методическую копилку школы.

 

 

 

 

 

  08.10.2018 г.                     Заместитель директора по УВР: ________  С.В.Скорнякова