Конспект урока по русскому языку на тему "Удвоенные согласные"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Удвоенные согласные"

Оценка 4.8
docx
29.01.2021
Конспект урока по русскому языку на тему "Удвоенные согласные"
урок по русскому языку. Удвоенные согласные.docx

Тема урока:  «Удвоенные согласные»

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием слов с удвоенной согласной.

Задачи урока:

1.    Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание и учить определять, в какой части слова  находится удвоенная согласная;

2.    Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

3.    Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник “Русский язык. 3 класс”.  Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.

Контингент участников:  учащиеся 3-го класса

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

Личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 

Метапредметных результатов:

 

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

 

Предметных результатов:

 

- Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

- сравнивают, классифицируют слова по составу;

- разбирают слова по составу;

- имеют представление о многообразии норм языка;

- различают орфографические и грамматические нормы;

- знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

ПРИВЕТСТВИЕ

- Долгожданный дан звонок

  Начинается урок.

- Я вас приглашаю на урок русского языка.

- Восточная мудрость гласит:

Приобретать знания – храбрость,

Приумножать – мудрость,

А умело применять – искусство!

- Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, внимательными, аккуратными и дружными.

- Открываем тетради. Запишем дату.

- При письме следите за правильной осанкой.

 

 

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы.

- Определим план урока.

(Первый пункт: выполнить то, что знаем;

второй пункт: определить тему урока и учиться применять новые знания)

 

1. Работа с карточкой.

- Сегодня на уроке вы будете опираться на знания частей слова. И я вам предлагаю, работая в паре, выполнить небольшой тест, соединяя части определения.

 

Изменяемая часть слова

приставка

Общая часть родственных слов

суффикс

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов

корень

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

основа

Часть слова без окончания

орфограмма

 

окончание

 

- Проверяем.

(Дети называют определение частей слова.

Учитель прикрепляет карточки на доску.)

- Какое слово лишнее?

- Что такое орфограмма?(буква или слог, которое требуют правила проверки написания)

-Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове?

- В какой части слова вы можете проверить орфограмму?

- Какие правила правописания корней вы знаете?

(Ответы учащихся)

 

СЛАЙД 1

Непроизносимые согласные

Двойные согласные

Проверяемые безударные гласные

Парные звонкие и глухие согласные

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова)

 

III. Сообщение темы урока

- Какая же тема нас интересует больше всего?

1. - Предлагаю вам сыграть в «Игру на выбывание».

 

НА ДОСКЕ

СОВА

 

КЛАСС

 

ДОЖДИ

 

ГРУППА

 

КРАСНЫЙ

 
 

 


- Назовите слово, которое по вашему предположению должно выбыть.

Выбывает:

1. красный (прил., все остальные сущ.)

2. дожди (мн.ч, все остальные в ед.ч.)

3. сова (одуш., все остальные – неодуш.)

ГРУППА

 

КЛАСС

 
 


- Остались слова

- Какая орфограмма в этих словах?

(Удвоенная согласная  в корне слова)

- Сформулируйте тему урока.

(Учащиеся называют тему урока)

На доске

(составление кластера)

Удвоенные согласные

 
 

 


- Какие учебные цели поставим перед собой?

 

СЛАЙД 2

- узнать в какой части основы слова пишутся двойные согласные;

- развивать навыки грамотного письма;

- работать совместно, в паре, в группе

 
 

 

 

 

 

 


- Для чего мы изучаем эту тему?

- Где мы можем применить полученные знания?

(грамотно писать при написании сочинений, изложений, диктантов)

- Вернёмся к слову ГРУППА

- Объясните лексическое значение слова.

(Группа – люди объединенные общими интересами)

- Где можно посмотреть значения слов?

(В толковом словаре)

(Учитель демонстрирует словарь)

- Назовите синоним к слову группа.

(Коллектив)

(Учитель прикрепляет карточку на доску)

 

2. Работа с пословицей.

Я на доске начала писать пословицу и не закончила.

Помогите мне, закончите пословицу.

Что одному не под силу, то легко… (коллективу)

 
 

 


- Объясните значение пословицы

(У коллектива большая сила. Нужно всегда друг другу помогать. Вместе любое дело по плечу.)

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Что общего у слов группа и коллектив?

(двойные согласная)

- Что вы знаете о словах с удвоенными согласными?

(они пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук. На письме долгий согласный обозначается двумя буквами. Это орфограмма)

( Учитель на доску прикрепляет карточки)

Удвоенные согласные

 

 

Согласные тянутся долго

 

 

орфограмма

 

 

На письме обозначается двумя буквами

 
 

 

 

 

 

 


IV. Решение учебных задач.

- Прочитайте слова, записанные на жёлтой карточке

Анна, Римма, Алла

 

 
 

 

 


- Произнесите чётко  эти слова

(учитель интонирует долгий звук на месте удвоенной согласной)

- Что заметили при произношении?

(есть в слова долгий согласный звук, который можно протянуть)

- Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь мы должны обратить внимание?   

(долгий согласный звук → двойная согласная)

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА

- Поработаем в группах. Займите свои места.

(учитель напоминает правила работы в группах)

- Вы уже знаете 1 способ определения в словах удвоенной согласной.

- Попробуем применить этот способ к другим словам.

- Перед вами лежат пазлы. Соберите их, чтобы получилась картинка со словом. Объясните лексическое значение этого слова.

- При чтении этого слова, что мы должны проверить?

(слышится ли долгий согласный звук)

 

ПРОВЕРКА

- От каждой группы приглашаю представителей к доске.

(ученики вешают карточку на доску, называют слово, орфограмму, объясняют значение)

экспресс

 

кристалл

 

нарцисс

 
 

 


- Прочитайте эти слова вслух.

- Что вы заметили?

(неясно, долгий звук или нет)

- Как быть?

(правописание запомнить или проверить по орфографическому словарю)

(учитель демонстрирует орфографический словарь и прикрепляет карточки)

Удвоенные согласные

 

 

Орфограмма

 

 

Долго тянется

 

 

Обозначается двумя буквами

 

 

запомнить

 

 

Обратиться к словарю

 

 
 

 

 

 

 

 

 


- Большинство слов с удвоенной согласной в корне заимствованно из других языков: - греческого, латинского, французского, итальянского. Эти слова иноязычные.

(учитель демонстрирует словарь иностранных слов)

- Двойные согласные в корне русских слов надо запомнить. Их не так много.

СЛАЙД 3

Россия, ссора, вожжи, жужжать, дрожжи, можжевельник

 

 
 

 

 


V.  Физминутка. Гимнастика для глаз.

- Предлагаю отдохнуть, проведём физкультминутку

«Как говорят части тела».

(дети выполняют упражнения)

- А сейчас упражнение для глаз.

 

СЛАЙД 4

 

VI. Наблюдение - исследование

- Продолжаем работу

- Прочитайте данные слова.

сумма

 

 

класс

 

 

группа

 

 

рассказ

 

 

осинник

 

 
 

 


- Что объединяет эти слова?

(существительные, двойные согласные)

- Какие слова из этой группы можно исключить?

(рассказ,  осинник)

- Почему?

(рассказ – есть приставка, осинник – есть суффикс)

- Разберите данные слова по составу?

рассказ

 

 

осинник

 

 
 

 

 


- А теперь проследите, в какой значимой части слова могут быть двойные согласные? Заполним таблицу – помощник.

 

Удвоенная согласная встречается…

Примеры

В корне слова

Класс, группа, сумма

 

На стыке приставки и корня

рассказ

На стыке корня и суффикса

осинник

 

(дети заполняют коллективно таблицу)

- В какой части слова стоят удвоенные согласные в словах класс, группа, сумма?

- На стыке каких значимых  частей слова находятся удвоенные согласные в слове рассказ?

- А в  слове осинник?

- Сделайте вывод, в какой части слова могут встречаться удвоенные?

(в корне, на стыке приставки и корня. На стыке корня и суффикса)

(учитель на доску прикрепляет карточку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Сравните свои выводы с записью в учебнике на с.123. Прочитайте.

(вслух читает один ученик)

-  Расскажите друг другу.

- Приведите свои примеры слов с удвоенной согласной и объясните в какой значимой части слова они находятся.

 

VII. Закрепление изученного материала

 

1. Работа по учебнику

 

С.122 упр. 236 – коллективно.

- Назовите слова в зависимости от места орфограммы:

а) в корне;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке корня и суффикса

 

- Предлагаю изменить задание.

- Выпишите слова, обозначающие имена существительные, в алфавитном порядке.

(учащиеся выполняют упражнение)

- Проверка

 

2. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по образованию родственного слова.

 

- Запишите слово ЛИМОН.

- Подберите однокоренное прилагательное и запишите.

- Что общего в этих словах?

(эти слова однокоренные)

- Чем отличаются?

(слова разных частей речи)

 

ВЫЯВЛЕНИЕ, КАК ОБРАЗОВАЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО, В КАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА НАХОДЯТСЯ ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

(двойные согласные находятся на стыке корня и суффикса)

 

3. Самостоятельная работа.

- Предлагаю самостоятельную работу.

- На синей карточке записан текст с пропущенными словами.

- Восстановите этот текст, впишите пропущенные слова.

 

    __________  ребят выпускает школьную газету. _______ , _______ и ________  встретились в _______ в классе. Тема газеты  –  _________  марок.  Алла и Эмма пишут ________, а Кирилл приклеивает марки.

 

Слова для справок: Алла, Кирилл, Эмма, коллекция, группа, рассказ, суббота.

 

Проверка (два  ученика читают получившийся текст).

- О чём вы прочитали?

- Определите тему и главную мысль текста.

- Как можно озаглавить текст?

- Выпишите из текста слова с изученной орфограммой и обозначьте эту орфограмму.

- В какой части слова встретились удвоенные согласные?

 

VIII. Итог урока.

РАБОТА В ГРУППАХ

(составление синквейна)

- Ребята, давайте попробуем составить синквейн по нашей теме.

- Разделимся на две группы.

- Вспомним алгоритм синквейна.

 

СЛАЙД 5

 

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 

(Дети + учитель читают алгоритм)

- Приступайте к работе.

Проверка

- Приглашаю представителей от каждой группы.

-Зачитайте ваш вариант.

(учитель читает свой вариант синквейна)

- Когда я готовилась к уроку, я тоже составила синквейн.

- Послушайте.

 

CЛАЙД 6

 

Первая строка. Согласные

Вторая строка. Удвоенные, трудные

Третья строка. Выучить, запомнить, не ошибиться

Четвертая строка. Нужно знать каждому

Пятая строка. Грамотность

IX. Рефлексия.

- Чему научились?

- Вспомните цели нашего урока.

 

СЛАЙД 7 (Цели урока)

 

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Какое задание помогло вам в этом?

- Предлагаю оценить свою работу на уроке по следующей шкале.

 

Я узнал _______________________________

Научился _____________________________

Получил ______________________________

Удивился _____________________________

 

Домашнее задание: с.122, упр. 225

- Урок закончен. Спасибо за работу.


Тема урока: «Удвоенные согласные»

Тема урока: «Удвоенные согласные»

Метапредметных результатов:

Метапредметных результатов:

Ход урока. Организационный момент

Ход урока. Организационный момент

Проверяем. ( Дети называют определение частей слова

Проверяем. ( Дети называют определение частей слова

Какие учебные цели поставим перед собой?

Какие учебные цели поставим перед собой?

Согласные тянутся долго орфограмма

Согласные тянутся долго орфограмма

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

А теперь проследите, в какой значимой части слова могут быть двойные согласные?

А теперь проследите, в какой значимой части слова могут быть двойные согласные?

VII . Закрепление изученного материала 1

VII . Закрепление изученного материала 1

Проверка (два ученика читают получившийся текст)

Проверка (два ученика читают получившийся текст)

Вспомните цели нашего урока.

Вспомните цели нашего урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2021