Предмет: Русский язык
Тема: «Обращение и знаки препинания при нем».
Возрастная группа: 3 класс
Описание методического материала.
Конспект урока по теме «Обращение и знаки препинания при нем» составлен с учетом всех требований и рекомендаций ФГОС, возрастных и психологических особенностей третьеклассников. Вводная часть отправляет детей на 200 лет в прошлое и знакомит с понятием «звательный падеж». Картинка исторической Москвы 1833 года поможет сфокусировать внимание учащихся и настроиться на занятие. Конспект подразумевает смены деятельности и динамику проведения урока. Все необходимые для проведения урока материалы можно найти в разделе "Приложение".
Цель занятия:
1. Познакомить с понятием «Обращение».
2. Познакомить с правилами расстановки знаков препиния при обращении.
3. Развивать навык нахождения обращений в предложениях.
4. Активировать словарный запас.
5. Расширять лексикон.
6. Развивать навыки письма и каллиграфии.
7. Развивать умение применять на практике полученные ранее знания.
8. Развивать навыки грамотного и последовательного изложения своих мыслей.
9. Продолжать учиться самостоятельно делать выводы и подводить итоги.
10. Развивать умение слышать и слушать собеседника.
Оборудование:
1. Картинка «Москва, 1833 год» (см. приложение)
2. Карточки для первичного закрепления (см. приложение)
Ход занятия
1. Введение в тему .
А вы бы хотели отправиться в путешествие во времени? В какое время вы бы хотели перенестись?
(Ответы детей)
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в прошлое на 200 лет назад, чтобы почувствовать себя в роли путешественников во времени и исследователей русского языка. Закрываем глаза и считаем 3, 2, 1… Пуск!
Вот мы с вами очутились в 1833 году.
Посмотрите, как изменились города с того времени. Также менялся и наш язык.
Послушайте строчки из сказки. Они были написаны в 1833 году
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Кто их автор?
Давайте попробуем найти в этом предложении все существительные и определить их падеж.
(Рыбка – им. п.)
А с каким существительным у нас возникли затруднение?
(Старче)
Почему мы не можем определить его падеж?
(Подходят вопросы всех падежей)
Оказывается, в старославянском языке, кроме шести обычных падежей, имена существительные имели ещё седьмую, особую форму, которая предназначалась для обращения к кому-нибудь. Седьмой падеж назывался «Звательным». Особая форма звательного падежа была свойственна только существительным мужского и женского родов в единственном числе. Это падеж исчез из современного русского языка, но вместо него сейчас мы используем особую форму слов – обращение. Как вы думаете, для чего и в каких ситуациях мы пользуемся обращениями?
(Ответы детей)
2. Основная часть.
Посмотрите внимательно на предложения.
«…ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
«…скажи,
Да всю правду расскажи!»
«Спи…усни.
В доме погасли огни»
«Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно…?»
Вы узнали произведения, откуда взяты строки?
(Колыбельная и сказки Пушкина)
Что вы заметили? Что не так с нашими строками? Чего не хватает? Можно ли понять, к кому именно обращается автор в каждом предложении? Давайте попробуем исправить и вставить нужные слова:
1. Ветер
2. Свет мой зеркальце
3. Моя радость
4. Старче
Что изменилось, когда мы восстановили предложения? Как изменился смысл предложений?
Что помогают уточнить слова, добавленные нами? Такие слова помогают нам называть того (или что), к кому мы обращаемся. Выберите и запишите одно из предложений.
Письменная индивидуальная работа.
Вот мы с вами и познакомились с группой слов - обращений в русском языке. Чтобы отметить обращение графически, ученые придумали специальное способ – обозначать их заглавной буквой «О». У обращения есть друзья, с которыми оно никогда не расстается. И в предложении они всегда будут стоять вместе! Самые лучшие и верные друзья обращения – это запятые!
При первичном закреплении в карточках детям предлагается цветными карандашами подчеркнуть обращение в предложении, графически обозначить буквой «О», затем выделить его (если необходимо, с двух сторон) вертикальными линиями.
Для более эффективного запоминания используются схемы, которые вместе с учителем составляются для каждого предложения. В схемах наглядно показано, в какой позиции стоит обращение в предложении и сколько требуется запятых.
О
Вези | СТАРИК| ее, куда захочешь!
О
Вези, | СТАРИК| , ее, куда захочешь! (сказка «Морозко»)
О
| ГОЛУБУШКА |, как хороша! [О, ….!]
О
Вези, | СТАРИК |, ее, куда захочешь! […, О, …!]
О
О чем ты плачешь, | ДЕВОЧКА | ? […., О? ]
3. Первичное закрепление.
Карточка 1.
Выпишите номера предложений с обращениями, подчеркните обращения (повышенный уровень сложности: составьте схемы предложений)
1) Я вернусь к тебе, Россия!
2) С чего начинается Родина?
3) Любимый город вечером зажег огни.
4) Зажги свои огни, любимый город.
5) Ели, кусты и цветы в саду стали мокрыми от проливного ливня.
6) Вдалеке я вижу горы, холмы, голубое озеро.
7) Лети, моя птичка, в родное гнездо.
8) Дорогие друзья, мы ждем от вас вестей!
9) Дорогие коротыши и коротышки, вы простите Незнайку?
10) Как приятно провести летний день, купаясь в реке и загорая на солнышке!
Карточка 2.
Найдите и исправьте ошибки в пунктуации в предложениях с обращениями.
1) Спой Светик, не стыдись!
2) Не пей, братец водицы: козленочком станешь.
3) Здравствуй, князь, ты, мой прекрасный.
4) Колобок, Колобок сядь ко мне на носко да спой еще разок!
5) Свети, нам солнышко, свети.
4. Итог урока.
Что нового мы узнали о секретах русского языка? С какой группой слов познакомились? Для чего служат эти слова? Как графически выделить обращение в предложении?
5. Домашнее задание.
Выписать из литературных произведений 5 предложений с обращениями. Выделить обращения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
О
Вези | СТАРИК| ее, куда захочешь!
О
Вези, | СТАРИК| , ее, куда захочешь! (сказка «Морозко»)
О
| ГОЛУБУШКА |, как хороша! [О, ….!]
О
Вези, | СТАРИК |, ее, куда захочешь! […, О, …!]
О
О чем ты плачешь, | ДЕВОЧКА | ? […., О? ]
Карточка 1.
Выпишите номера предложений с обращениями, подчеркните обращения (повышенный уровень сложности: составьте схемы предложений)
11) Я вернусь к тебе, Россия!
12) С чего начинается Родина?
13) Любимый город вечером зажег огни.
14) Зажги свои огни, любимый город.
15) Ели, кусты и цветы в саду стали мокрыми от проливного ливня.
16) Вдалеке я вижу горы, холмы, голубое озеро.
17) Лети, моя птичка, в родное гнездо.
18) Дорогие друзья, мы ждем от вас вестей!
19) Дорогие коротыши и коротышки, вы простите Незнайку?
20) Как приятно провести летний день, купаясь в реке и загорая на солнышке!
Карточка 2.
Найдите и исправьте ошибки в пунктуации в предложениях с обращениями.
6) Спой Светик, не стыдись!
7) Не пей, братец водицы: козленочком станешь.
8) Здравствуй, князь, ты, мой прекрасный.
9) Колобок, Колобок сядь ко мне на носко да спой еще разок!
10) Свети, нам солнышко, свети.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.