Конспект урока по русскому языку «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»

Оценка 4.8
docx
10.03.2020
Конспект урока по русскому языку «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»
Конкспект.docx

Тема: «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»

Класс:
Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: комбинированный
Дата проведения: 2.03.18
Цель: создать условия для углубления полученных ранее знаний о связи имён прилагательных с именами существительными.
Задачи:

Образовательные: учить учащихся правильно определять и писать окончания имён прилагательных, отрабатывая обязательную последовательность действий (алгоритм); продолжить знакомить учащихся с родом имён существительных и имен прилагательных; формировать навык определения частей речи по основным признакам.

Развивающие:  развивать учебно – интеллектуальные умения учащихся; развивать умение грамотно излагать мысли.

Воспитательные:  воспитывать   любознательность, внимательность к родному языку; интерес к учению, желание и умение учиться; аккуратность при работе с учебником, тетрадью.
Оборудование и материалы:
1.
Учебник –  «К тайнам нашего языка», автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
2. Тетрадь на печатной основе – «К тайнам нашего языка», автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

3. Интерактивный комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Орг. момент.

Этап мотивации к учебной деятельности

(1 мин)

Доброе утро, ребята! Прежде, чем начать урок, проверим вашу готовность. Посмотрите, лежит ли у вас на парте:

Дневник, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями.

Садитесь.

Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём, 
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведём.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.

Меня зовут София Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствуют учителя, друг друга.
Проверяют свою готовность к уроку.

 

2. Актуализа-ция знаний

(3 мин)

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие, которое  полное опасностей и неожиданностей.

м   ре  м  рские    м   ряк

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Какие орфограммы пропущены?

- Какое слово является проверочным?

- Какое слово на ваш взгляд «лишнее»?  Почему?

Что мы называем именем прилагательным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однокоренные

 

без. гл.

 

море

 

морские

Это имя прилагательное

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие.

 

 

 

 

На слайде

3. Формулирование темы. Целеполагание

(3 мин)

- Чтобы всё хорошо получилось на уроке, мы  будем работать под общим девизом:

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далек… страны!

- В словах какой части речи нужно решить орфографические задачи?

- В какой части слова орфограмма?

- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке?

 

 

 

 

- Автор этого учебника сформулировала тему урока: Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имени прилагательном

 

В окончании

 

 

Мы продолжим работать над правописанием окончаний в именах прилагательных.

 

 

На слайде

4. Планирование

(4-5 мин)

- Какие задачи поставим на урок?

1. Повторить, что такое имя прилагательное. И расширить свои знания.

 2. Составить/закрепить алгоритм определения окончаний у имён прилагательных.

3. Применить знания, выполняя упражнения в учебнике и в ТПО.

- Скажите, можно ли поставленные задачи назвать планом работы на уроке?

Что поможет нам в реализации намеченного плана?

А кто поможет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можем

 

Учебник, ТПО

Учитель, одноклассники.

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ на слайде. 

5. Основная часть

(22 мин)

 

- И вот мы в заливе Прилагательных.

- Выполните тест и отгадайте слово (по вариантам).

Самопроверка

- Пусть сегодня в путешествии вам сопутствуют удача и успех.

Упражнение 485 в ТПО

- На пустой строке впишите имя существительное, подходящее по смыслу и над каждым укажите число, род (только в единственном числе).

- В скобках в начале строки впишите вопросы-команды для имён прилагательных.  В вопросах и именах прилагательных поставьте  ударение, выделите окончания и сопоставьте.

 

-Теперь понаблюдаем за окончаниями мужского рода.

- Что заметили?

Сверим наши выводы с учебником на стр. 65, 486.

 

 

 

- А сейчас мы откроем тайну вариантов окончаний ый-ий, ая-яя, ое-ее, ые-ие. Для этого выполним 487 упражнение в ТПО.

- Для этого прежде, чем вы вставите буквы в окончания, давайте сначала выделим основы в словах. И над последними буквами основ укажите звуки, которые они обозначают. Допишите окончания, пронаблюдайте за окончаниями.

- Какой сделали вывод?

- Сравним наблюдения с правилом на странице 66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагательные ж.р. имеют окончания -ая, -яя.    

ср.р. –ое, -ее.

мн. ч. -ые, -ие.

 

-ой, -ый, -ий.

Для окончаний мужского рода подсказка неточна: под ударением ой, а без ударения ый, ий.

 

 

 

Приложение 1

Физминутка

(1 мин)

 

 

 

 

Продолжаем наше путешествие.

- Выполним упражнение 489 самостоятельно в рабочей тетради.

Откройте свои рабочие тетради, отступите от предыдущей работы две строки и запишите  дату.

Сегодня второе марта. Классная работа. (удвоенная согласная, работа – словарное слово)

Прочитайте задание упражнения 489. Есть вопросы?

Один человек выполнит его у доски, остальные у себя в тетради. В словах встречаются орфограммы, будьте внимательны.

Выполняя задание у доски, вслух проговариваем вопрос от «командующего» слова, вставляем окончание. 

Проверка.

- Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель, который был влюблён в родные поля, леса, горы. Оставил и вам отрывок из рассказа о природе в упражнении 490.

 - Сначала прочитаем текст, договаривая окончания.

Для того, чтобы правильно определять окончание прилагательных, составим алгоритм.

1. Найти «командующее» имя существительное, поставить над ним крестик.

2. Определить число и род имени существительного.

3. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

4. Написать окончание имени прилагательного.

- Приступим к выполнению упражнения в рабочей тетради.

Проверка

-Назовите словосочетания (слово-командир и прилагательное), не забудь задать вопрос и определить окончание.

-Прочитайте первое предложение. 

- Найдите в этом предложении главные члены предложения.

(- Какой частью речи выражено подлежащее?- Сказуемое?)

 

 

-Теперь дадим характеристику предложению.

-Каким предложение является по цели высказывания?

-По интонации?

-По наличию второстепенных членов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летит над речкой зимородок.

Зимородок – подлежащее, выражено им. сущ.

Летит – сказуемое, выражено глаголом.

 

 

Повествовательное

Невосклиц.

 

Распространённое

 

6. Подведение итогов

(2 мин)

- Какую цель каждый поставил в начале урока?

- Что закрепили  сегодня на уроке?

-  Назовите алгоритм  определения окончания у имён прилагательных.

 

 

Домашнее задание

(1 мин)

Страница 66-67, упражнение 491 в учебнике. Посмотрите задание. Оно аналогично упражнению, которое мы выполняли в классе. Есть вопросы по выполнению домашней работы?

 

 

7. Рефлексия

(2 мин)

На уроке отлично работали …, хорошо … Остальным нужно быть более активными и внимательными.

-Спасибо за работу на уроке.

 

 

 


 

Тема: «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»

Тема: «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Формулирование темы. Целеполагание (3 мин)-

Формулирование темы. Целеполагание (3 мин)-

И вот мы в заливе Прилагательных

И вот мы в заливе Прилагательных

Продолжаем наше путешествие. -

Продолжаем наше путешествие. -

Приступим к выполнению упражнения в рабочей тетради

Приступим к выполнению упражнения в рабочей тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2020