Тема: «Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных»
Класс:
3б
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: комбинированный
Дата проведения: 2.03.18
Цель: создать условия для углубления
полученных ранее знаний о связи имён прилагательных с именами
существительными.
Задачи:
Образовательные: учить учащихся правильно определять и писать окончания имён прилагательных, отрабатывая обязательную последовательность действий (алгоритм); продолжить знакомить учащихся с родом имён существительных и имен прилагательных; формировать навык определения частей речи по основным признакам.
Развивающие: развивать учебно – интеллектуальные умения учащихся; развивать умение грамотно излагать мысли.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, внимательность к родному языку; интерес к
учению, желание и умение учиться; аккуратность при работе с учебником,
тетрадью.
Оборудование
и материалы:
1. Учебник
– «К тайнам нашего языка», автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
2. Тетрадь на печатной основе – «К тайнам нашего языка», автор:
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
3. Интерактивный комплекс.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1. Орг. момент. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин) |
Доброе утро, ребята! Прежде, чем начать урок, проверим вашу готовность. Посмотрите, лежит ли у вас на парте: Дневник, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. Садитесь. Ноги на пол мы поставим, Меня зовут София Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
Приветствуют
учителя, друг друга. |
|
2. Актуализа-ция знаний (3 мин) |
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие, которое полное опасностей и неожиданностей. м ре м рские м ряк - Что вы можете сказать об этих словах? - Какие орфограммы пропущены? - Какое слово является проверочным? - Какое слово на ваш взгляд «лишнее»? Почему? Что мы называем именем прилагательным?
|
Однокоренные
без. гл.
море
морские Это имя прилагательное Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие. |
На слайде |
3. Формулирование темы. Целеполагание (3 мин) |
- Чтобы всё хорошо получилось на уроке, мы будем работать под общим девизом: Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далек… страны! - В словах какой части речи нужно решить орфографические задачи? - В какой части слова орфограмма? - Как вы думаете, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке?
- Автор этого учебника сформулировала тему урока: Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. |
Имени прилагательном
В окончании
Мы продолжим работать над правописанием окончаний в именах прилагательных. |
На слайде |
4. Планирование (4-5 мин) |
- Какие задачи поставим на урок? 1. Повторить, что такое имя прилагательное. И расширить свои знания. 2. Составить/закрепить алгоритм определения окончаний у имён прилагательных. 3. Применить знания, выполняя упражнения в учебнике и в ТПО. - Скажите, можно ли поставленные задачи назвать планом работы на уроке? Что поможет нам в реализации намеченного плана? А кто поможет? |
Можем
Учебник, ТПО Учитель, одноклассники. |
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ на слайде. |
5. Основная часть (22 мин)
|
- И вот мы в заливе Прилагательных. - Выполните тест и отгадайте слово (по вариантам). Самопроверка - Пусть сегодня в путешествии вам сопутствуют удача и успех. … Упражнение 485 в ТПО - На пустой строке впишите имя существительное, подходящее по смыслу и над каждым укажите число, род (только в единственном числе). - В скобках в начале строки впишите вопросы-команды для имён прилагательных. В вопросах и именах прилагательных поставьте ударение, выделите окончания и сопоставьте.
-Теперь понаблюдаем за окончаниями мужского рода. - Что заметили? Сверим наши выводы с учебником на стр. 65, 486.
- А сейчас мы откроем тайну вариантов окончаний ый-ий, ая-яя, ое-ее, ые-ие. Для этого выполним 487 упражнение в ТПО. - Для этого прежде, чем вы вставите буквы в окончания, давайте сначала выделим основы в словах. И над последними буквами основ укажите звуки, которые они обозначают. Допишите окончания, пронаблюдайте за окончаниями. - Какой сделали вывод? - Сравним наблюдения с правилом на странице 66. |
Прилагательные ж.р. имеют окончания -ая, -яя. ср.р. –ое, -ее. мн. ч. -ые, -ие.
-ой, -ый, -ий. Для окончаний мужского рода подсказка неточна: под ударением ой, а без ударения ый, ий. |
Приложение 1 |
Физминутка (1 мин) |
|
|
|
|
Продолжаем наше путешествие. - Выполним упражнение 489 самостоятельно в рабочей тетради. Откройте свои рабочие тетради, отступите от предыдущей работы две строки и запишите дату. Сегодня второе марта. Классная работа. (удвоенная согласная, работа – словарное слово) Прочитайте задание упражнения 489. Есть вопросы? Один человек выполнит его у доски, остальные у себя в тетради. В словах встречаются орфограммы, будьте внимательны. Выполняя задание у доски, вслух проговариваем вопрос от «командующего» слова, вставляем окончание. Проверка. - Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель, который был влюблён в родные поля, леса, горы. Оставил и вам отрывок из рассказа о природе в упражнении 490. - Сначала прочитаем текст, договаривая окончания. Для того, чтобы правильно определять окончание прилагательных, составим алгоритм. 1. Найти «командующее» имя существительное, поставить над ним крестик. 2. Определить число и род имени существительного. 3. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. 4. Написать окончание имени прилагательного. - Приступим к выполнению упражнения в рабочей тетради. Проверка -Назовите словосочетания (слово-командир и прилагательное), не забудь задать вопрос и определить окончание. -Прочитайте первое предложение. - Найдите в этом предложении главные члены предложения. (- Какой частью речи выражено подлежащее?- Сказуемое?)
-Теперь дадим характеристику предложению. -Каким предложение является по цели высказывания? -По интонации? -По наличию второстепенных членов? |
Летит над речкой зимородок. Зимородок – подлежащее, выражено им. сущ. Летит – сказуемое, выражено глаголом.
Повествовательное Невосклиц.
Распространённое |
|
6. Подведение итогов (2 мин) |
- Какую цель каждый поставил в начале урока? - Что закрепили сегодня на уроке? - Назовите алгоритм определения окончания у имён прилагательных. |
|
|
Домашнее задание (1 мин) |
Страница 66-67, упражнение 491 в учебнике. Посмотрите задание. Оно аналогично упражнению, которое мы выполняли в классе. Есть вопросы по выполнению домашней работы? |
|
|
7. Рефлексия (2 мин) |
… На уроке отлично работали …, хорошо … Остальным нужно быть более активными и внимательными. -Спасибо за работу на уроке. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.