Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Число имен существительных"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Число имен существительных"

Оценка 4.8
docx
08.02.2022
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Число имен существительных"
урок открытый.docx

 

 

Урок русского языка в 3 классе.

 

Тема урока: «Число имён существительных»

 

Цели урока :   1) развитие умения ставить перед  собой учебную задачу и                              находить способы её осуществления.

                          2) формирование учебно-логических умений (анализ,                                      классификация).

                           3) формирование коммуникативных компетенций (работа в                            группах, в парах).

Задачи урока:  1. Развивать умение  классифицировать имена                                                  существительные   по числам;

2.Познакомить с существительными, которые не изменяются по числам.

3. Создавать у учащихся положительную мотивацию к                  изучению русского языка путём вовлечения каждого в                                   активную деятельность, воспитывать культуру речи,  уважительное отношение друг к другу

Оборудование: ЭОР, ЦОР, листок «успеха» для учащихся, листы с                                           заданиями для учащихся, раздаточный материал, комплект                                                снежинок двух цветов для   рефлексии.

 

Технология:  проблемное обучение , элементы игровой,                                                            здоровьесберегающей, ИКТ, развития критического мышления через   чтение и письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Организационный момент

         Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жанна Михайловна.  Сегодня в вашем классе я проведу урок русского языка. Надеюсь, что этот  урок принесёт всем нам радость общения и  новых открытий.

         Вы уже обратили внимание, что на ваших столах нет ни учебников, ни тетрадей, ни дневников. Лист заданий сегодня послужит вам учебником и тетрадью, а «листок вашего успеха» станет вашим дневником.

 

II. Актуализация знаний

-Своё зимнее путешествие мы продолжим по стране под названием «Речь».

Скажите, как называются жители этой страны? (части речи)

Сегодня на уроке мы продолжим…….(изучение имени существительного)

Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени существительном.

Для этого я предлагаю заполнить кластер.

( дети по очереди называют признаки, приводят примеры)

 

Блок-схема: альтернативный процесс: Часть речи
Блок-схема: альтернативный процесс: Обозначает предмет
Блок-схема: альтернативный процесс: ?
 

 


                                                                               

Блок-схема: альтернативный процесс: Имя сущест-вительное
Блок-схема: альтернативный процесс:    ? Блок-схема: альтернативный процесс: Кто? Что?
 

 


                                                                                               

Блок-схема: альтернативный процесс: Собственное
нарицательное
Блок-схема: альтернативный процесс: М.род
Ж.род
Ср. род
Блок-схема: альтернативный процесс: Ед.число
Мн. число
 

 

 

 


Кластер -  гроздь, пучок,   любая группа объектов или явлений,  принадлежащие одному классу, составляющие естественную группу. В контексте Сочинской Олимпиады слово «кластер» стало обозначать набор из нескольких спортивных объектов, расположенных поблизости друг к другу.

 У нас  остались незаполненные ячейки? Как вы думаете, почему? (есть еще признаки, с которыми нам предстоит знакомство)

- Вы уже наверно поняли, что сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. А вот, о чем именно пойдет речь, вы попробуете сформулировать сами, выполнив одно несложное задание.

Прочитайте данные слова и устно распределите их на 2 группы:

сугробы, узоры, метель, заносы, буран, берлога, снегири, вьюга, зяблик.  

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о числе имен существительных)

III. Работа над новым материалом.

 

1. Определение темы урока

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какую тайну скрывает число имени существительного.

         Запишите дату и название темы урока

2. Работа по теме урока.

 а) - Сейчас я предлагаю поработать в группах.  (Р.К.)

Перед вами стихотворение «Зима». Автор этого стихотворения  наш земляк, житель города Минеральные воды, участник ВОВ, поэт Дмитрий Коба.

За окном бушует непогода,

Белым пухом вьётся снегопад.

И зима пришла к нам с Новым годом,

Принесла нам сказочный наряд.

 

Всё бело, всё инеем одето,

Нарядились ёлочки в фату.

Я люблю и красочное лето,

И зимы волшебной красоту.

 

Хорошо морозным днём лучистым

Мчаться по укатанной лыжне.

Иль пойти в сосновый бор душистый

С тишиной побыть наедине.

 

 

 

Посмотреть, как шишки собирает

Озорница – белочка в лесу.

Или как охотник замирает,

Вдруг увидев рыжую лису.

 

Там глядишь,  на санках мчатся дети,

И летит пушистый белый снег.

Что милей зимы у них на свете?

 И как счастлив их задорный смех.

 

За окном бушует непогода,

Будто спят притихшие дома,

И пришла к нам в гости с Новым годом

Матушка – кудесница зима.

 

Каждая группа получит четверостишье из этого стихотворения.

Ваша задача: выписать имена существительные, изменить их число.

Когда группа закончит работу, все ребята дружно поднимают руки вверх.

В ходе проверки  выясняется, что не у всех существительных удалось изменить число.

(оценка результатов № 1)   

- Назовите  слова, которые у вас вызвали затруднение?

Слова на слайде  пух, санки, дети, свет, смех, лыжня

В чем особенность этих слов? (невозможно изменить число).

Оказывается, в русском языке …..(есть такие слова , форму числа которых изменить нельзя.)

Физминутка

(под песню Э.Хиля «Зима»)

_в) –Кто главный герой песни?

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»? (снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы).

 

 

 

 

 

- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы! А давайте посмотрим, какие слова нам приготовила Снегурочка.

- Вар..жки

 м..роз

 с..сулька

 с..ребро

 с..лазки

 сн..жки

 п..льто

 х..(к,кк)ей

к..никулы

 

   Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните лишнее слово. Выполните взаимопроверку. (сверяем с доской) (оценка результатов  №3)

 

-Помогите Снегурочке  записать их в таблицу. (таблицу заполняем коллективно)

Единственное число

Множественное число

 

варежки

мороз

 

сосулька

 

серебро

 

 

салазки

 

снежки

пальто

 

хоккей

 

 

каникулы

 

- А теперь, работаем в парах.

Измените данные существительные по числам и запишите в таблицу. Если у  кого-то возникнут затруднения, поставьте знак вопроса простым карандашом.

Итак, кто сумел выполнить задание полностью?  Какая возникла проблема?

Слова «салазки» и «каникулы» не удалось поставить в форму ед.числа.

Слова «пальто», «хоккей», «серебро» не удалось поставить в форму мн.числа.

Как поступить в такой ситуации? (обратиться за помощью к словарю)

(демонстрация словаря)

 

 

IV.Реализация продукта

Игра  «Кто быстрее». Восстановите слова,  найдите лишнее. (Работа в парах)

Байша, клшкюа, ротаво.

шайба, клюшка ,ворота,                      

                            (оценка результатов №4)               

V.Подведение итогов урока.

- Какую же тайну скрывает число имени существительного?

(В русском языке есть существительные, которые… ( употребляются только в форме единственного числа, а есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа).

Итоговая оценка результатов

Объявление оценок за урок

 VI. Домашнее задание.

Подготовить презентацию слов на данную тему ( книжка-малышка, видеопрезентация, рисунки, стихи)

Рефлексия

А сейчас я попрошу вас высказать своё мнение об уроке.

Если вам урок понравился,  работалось на уроке легко, вы правильно и быстро выполняли все задания  – прикрепите на веточку голубую снежинку.

А если вам  что-то не понравилось, или вы  чего-то так и не поняли на уроке – прикрепите  белую снежинку.

-Посмотрите, как красиво у нас получилось.  Ну а белая снежинка останется вам на память о нашем уроке.

 Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы!

Урок окончен. Всем спасибо.

 

        


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

I . Организационный момент

I . Организационный момент

У нас остались незаполненные ячейки?

У нас остались незаполненные ячейки?

Посмотреть, как шишки собирает

Посмотреть, как шишки собирает

Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

Слова «пальто», «хоккей», «серебро» не удалось поставить в форму мн

Слова «пальто», «хоккей», «серебро» не удалось поставить в форму мн

Мне очень понравилось с вами работать

Мне очень понравилось с вами работать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022