Открытый урок по русскому языку
в 3 классе УМК «Школа России»
Тема урока: Состав слова (обобщение)
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент:
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей.
Я желаю Вам успеха.
II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).

- Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Какое слово получилось по вертикали? (состав)
- Хорошо. Молодцы!
- О чем же будем говорить на уроке, догадались? (о составе слова)
- Тема нашего урока « Состав слова: обобщение»
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл.
А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).
Состав слова
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()



Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова? (Чтобы правильно писать слова)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
- Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?
- Поезд.
- Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
- Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
- Давайте запишем дату нашего путешествия.
(Записать число, классная работа,)
III. Минутка чистописания и словарная работа.
Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда – посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался?

Кто знает значение этого слова? (Космос – “вселенная”, “мир”)
Какой первый звук этого слова? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква к.

- Космос – слово словарное. (Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.)
- А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (Слышится ы, а пишется о). Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.
- Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.
- А теперь посмотрите на доску, подумайте, какое слово лишнее. Почему?
Космос, космонавт, ракета, космический. (Космический, т.к. это имя прилагательное, обозначает признак предмета, а остальные – существительные).
- Какое еще слово может быть лишним? (Ракета. Космос, космонавт, космический – однокоренные).
- Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях). Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)
- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах.
- А теперь составьте предложения с этими словами. (Мальчики играли в космонавтов. Космический корабль полетел в космос. Я видела космический корабль.) Найдите орфограммы и объясните их.
- Что такое “космос” мы выяснили, а теперь можно и в путь.
Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
- Итак, в космос мы отправляемся на ракете, на той, что вы сделали сами на уроке труда.
IV. Обобщение по теме.
1. Повторение об окончании слова.
-Подготовку к полету мы прошли, можно отправляться в путь.
Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
- Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим!
- Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.
« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».
- Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.
1. ![]()
- Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.
(Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.)
- Как называется часть слова без окончания? (Основа слова)
Давайте вместе проверим, что у вас получилось.
2. Повторение о корне слова.
- Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.
(Корень, ствол, ветки, листья)
- А какая часть самая главная? ( Корень)
- А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч-. Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:
- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)
- Почему вас так называют? (т.к. учимся)
- Как называют того человека, который учит? (учитель)
- Какие пословицы вы знаете со словом у которого такой корень ? (Ученье – свет, а неученье – тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Учѐного учить только портить. Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного. Ученье лучше богатства. Чему учился, тому и пригодился.) Запишите эти слова. Выделите корень.
2. ![]()
- Какие это слова? (Однокоренные)
- Почему их так называют? (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению).
- Что такое корень?(Корень – это общая часть однокоренных слов).
- Вот какое красивое дерево выросло. Придумайте еще три однокоренных слова и запишите их. (Учительница, ученица, ученический, учѐный, учительская).
Работа в парах.
- Поделите слова на две группы.
- По какому принципу поделим слова на группы?
Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.
Роза розами
Розовый розы
розоватый роза
розоветь
- Что мы доказали выполнив это задание? (окончание образует формы слова)
- Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)
- Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)
- Почему? (слова не связаны по смыслу).
- Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).
- Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.
- Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)
- Как понимаете эту пословицу?
- Выделите окончание в словах и определите часть речи.
- (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).
- Выполняя это задание что повторили об окончании? ( связывает слова по смыслу)
3. Повторение о приставке.
- На планете много цветов, но они загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? ( Ромашка).
На этой планете такой цветок называется приставочным.
Как вы думаете, почему? (На лепестках – приставки).
Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите их на третьей строке , записывать будем по одному слову с каждой приставкой и выделять приставки.
Разучить, выучить, обучить, доучить, проучить, изучить, поучить, научить, подучить.
- Что такое приставка? Для чего она служит?
(Приставка –значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.
Физминутка.
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
Нам зарядку завершать
4. Повторение о суффиксе.
-Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.
гнездо ѐнок
сова ышк
ветер к
береза ок
коза ик
мост очк
Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.
- Вот и мостик!
- Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?
(Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.
- Посмотрите пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (Окончание, основу, корень, приставку, суффикс)
- Как называется такой разбор? (Разбор слова по составу) (таблица «Разбор слова по составу»)
Помни: при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Найдите памятку в учебнике на стр. 142 и прочитайте.
А теперь проверим, чему вы научились на этой планете.
VII. Закрепление.
Сказка «Кто главнее и важнее»
- Живут на свете удивительные морфемы: суффиксы и приставки. однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффиксы. Конечно нужны и очень много. Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.
Приставки. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суффиксы. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .
Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем хватает.
К. В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.
Пр. Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.
Суф. - Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Всё равно я всех проворней!
Уч. А о какой части слова ни слова не было сказано в сказке?
Дети. –Об окончании.
Уч. –А вот спешит к нам уже и окончание.
Окон. И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал …
Дети. МОЛОДЕЦ
Разбор слова по составу.
- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)
- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.

- Сделайте разбор частей речи, используя памятку.
- Сверьте свои работы с теми, что на доске. Поставьте себе оценку.
Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.
Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.
Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль) Сколько в тексте предложений? Найдите третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное) Можно ли этот текст дополнить другими предложениями? Составьте 1-2 предложения. Устно вставьте их в текст. Стал текст лучше или хуже? Почему вы так считаете?
VII. Итог.
- Нам уже пора домой. Но, прежде чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называется эта планета. Для этого надо ответить на вопросы.
1. Изменяемая часть слова.
2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
4. Общая часть однокоренных слов.
- Планета, на которую мы прилетели, называется Планетой морфем.
Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.
Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.
IX. Оценка.
Славно, дети потрудились,
Вижу - многого добились.
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награду!
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.