Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Оценка 4.9
docx
10.01.2021
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Словари. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.docx

Родной русский язык. 4 класс.

Тема урока:   Словари. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.

 Цели урока:

-       отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1-го и 2-го склонения;

-       познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение прове­рять написание безударных окончаний ударными.

-       воспитывать культуру работы со словарями разных типов

-       развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков;

-       развитие умения слушания и распределения  внимания во время слушания

-       познакомить с видами словарей, совершенствовать навыки работы со словарями, другой справочной литературой;

-        расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование:     выставка словарей.

Эпиграф: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке!» А. Франс

Ход урока:

I. Организационный момент.       

– Здравствуйте ребятаГлубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

 

II. Актуализация знаний

1.     Проверка домашнего задания:

- Ребята, что вам было задано на дом. Что вы должны были сделать? (от им. сущ. 2скл. образовать однокор. слова  2скл.). Тогда поиграем.  Я называю слово, а вы мне называете однокоренное.

Берег -…,  горох - …, солнце - …, заяц - …, кольцо - …, костюм - ….

Молодцы!

Так как у нас урок русского языка, то чем мы на нем в основном занимаемся? (пишем). Перед  работой разомнем руки.

2. Пальчиковая гимнастика.

- Готовим руки к работе. (растирание пальчиков, мытьё рук, встряхивание кистей).

3. Упражнение в чистописании.

  - Откройте тетради.  Запишите число, классная работа.

 

Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз


Золото добывают из земли, а знания из книг.

 

Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Спишите ее.

А какие книги главные для православного христианина?

Евангелие и молитвослов, Псалтирь. Евангелие — Слово Божие и основа основ. Молитвослов — собрание молитвенных правил. Псалтирь — утешение и поддержка для души в любое время суток. Труды Святых Отцов, Жития Святых, «Закон Божий»  и др.

 

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен книгам. А каким книгам,  вы узнаете, отгадав загадку.

 

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот... (словарь)

 

Запишите отгадку, дайте грамматическую характеристику слову. (сущ., отвечает на вопрос что?, нариц., неодуш., муж. род,2скл., в ед.ч., в И.п.

 

- Как определили, что это сущ. 2 склонения? Какие имена существительные относятся ко 2 скл.?  Приведите примеры. Молодцы!

 

III. Вступительное слово.

22 ноября, в день рождения В. И. Даля, в России отмечается уже ставший

традиционным праздник русской словесности – День словаря, учрежден 22 ноября 2010 года.

- Что же такое словарь?(ответы детей)

– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

– Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.

 

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

                                                                                                         А. Франс

 - Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Запишите их. Как будите их записывать? (в кавычках) Почему?

 

   – Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

–Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?

– Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

–Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу познакомить вас с главными героями нашего сегодняшнего урока - словарями.

 

–.Среди них есть энциклопедические,  языковые и православные.

- Скажите, ребята, а в нашем учебнике Русского языка» есть словари. А какие?

 Демонстрация имеющихся на выставке  словарей  

В словарях  вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

–А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

–Какие словари русского языка вам известны?

– К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

–В каких случаях словари приходят вам на помощь?

–Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари.

– Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Что такое словарная статья?

- Запишите это словосочетание. Какое слово в нем главное. Определите склонение существительного.

–Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

 

IV . Гимнастика для глаз

V. Знакомство со словарями.

1.     Православный  словарь.  

  Феофан Затворник  сказал «Учитесь добру из божественных книг».

-       Спишите это высказывание. Определите род и склонение имен существительных. Вспомните однокоренное слово к слову добро, которое  помогает следовать заповедям Божьим. Найдите в словаре значение этого слова.

 

Добродетель - делание добра, положительные нравственные качества личности.  

Что  можно отнести к добродетели?  (покаяние, страх Божий, любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, рассудительность, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и ряд других добрых качеств).

 

2.     Толковый словарь.

–Решила я как-то книгу почитать. А там все слова какие-то странные, незнакомые: кафтан, сюртук, кушак. Как книгу читать, если ничего не понятно? Что мне делать? Может быть словарь поможет, но какой?( ответы детей)

–Толковый словарь– одноязычный словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и, часто, сопровождающий толкование слов примерами их использования

(Демонстрация толковых словарей В.И.Даля и С.И.Ожегова)

–Словарь Даля состоит из 7 томов и  содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.

– Словарь Ожегова содержит 70000 слов

 Практическая работа (по группам) : Запишите эти слова под диктовку. Определите склонение этих слов.

Найдите значения слов : кафтан, сюртук, кушак. Каждая группа будет искать свое слово, в зависимости от цвета закладки в словаре.  Прочитайте и запишите, что обозначают эти слова. (Проверка)

VI. Физкультминутка.         

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

3.     Орфографический словарь.

– Ученик пишет сочинение о войне. Но вот незадача, не знает он, как пишутся слова офицер, генерал и лейтенант.  К какому словарю ему следует обратиться? (ответы детей)

– Конечно же ему поможет орфографический словарь.

Практическая работа ( в парах)

­– Помогите ученику получить хорошую оценку за сочинение.

(ищут слова в орфографическом словаре). Найдите и запишите эти слова, выделите окончания, определите род и склонение. (Проверка).

А что обозначают эти слова? (Генерал - Звание или чин высшего командного состава армии, а также лицо, носящее это звание или имеющее соответствующий чин. Лейтенант - Воинское звание младшего офицерского состава армии и флота. Офицер - Лицо командного и начальствующего состава армии и флота, а также в милиции и полиции, имеющее воинское или специальное звание)

4.     Орфоэпический словарь.

В стране слогов и слов порядок строг:

Во всяком слове есть ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что наделяют голосом его:

Как будто молоточком ударяют -

И в каждом слове это повторяют...

 

– Для чего нужно ударение? (ответы детей)

Практическая работа ( в группах)

– выпишите из орфоэпического словаря с. 151 учебника три существительных 2 склонения и объясните свой выбор. (род, окончание).

 

5.     Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

­­– Что можете сказать о словах в этих предложениях?  (ответы детей).

– Сова, которые пришли в русский язык из других языков, собраны в специальном словаре, который так и называется «Словарь иностранных слов»

Демонстрация словаря

Практическая работа ( в группах)

–Найдите в словарях значения слов фрикадельки, винегрет, какао. Из каких языков пришли эти слова? Что они обозначают?

Спишите предложение, определите склонение и род  выделенных слов.

VII. Конкурс знатоков

– С каким из словарей мы чаще всего работаем на уроках русского языка? Правильно, с орфографическим. Предлагаю соревнование: какая команда вспомнит и запишет как можно больше словарных слов. Учитываются только слова, записанные без ошибок. (на доске)

VIII. Рефлексия

   –Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

   –Понравилось ли вам работать со словарями? Довольны ли вы своей работой? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? В каких случаях?

– Спасибо за урок.


 

Родной русский язык. 4 класс.

Родной русский язык. 4 класс.

Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз Золото добывают из земли, а знания из книг

Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз Золото добывают из земли, а знания из книг

Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком

Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком

Что можно отнести к добродетели? (покаяние, страх

Что можно отнести к добродетели? (покаяние, страх

А что обозначают эти слова? (

А что обозначают эти слова? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021