Стихотворение «Я сама» И. Муравейка:
– Давай будем одеваться…
– Я сама! Я сама!
– Пойдём, будем умываться…
– Я сама! Я сама!
– Ну идём хоть причешу я…
– Я сама! Я сама!
– Ну давай хоть накормлю я…
– Я сама! Я сама!
Самостоятельность! Что же это такое ?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
· умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
· умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
· умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
· умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
· умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
· умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Ранний старт (от 1 года до 3 лет)
Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, но проходит время, и он уже готов делать первые шаги к автономности. Только вот родители часто не успевают сами меняться и соответствовать развитию сына или дочки. Поэтому основная задача в этот период для взрослых – не упустить начало зарождения детской независимости, чтобы не пришлось потом мучительно и настойчиво формировать то, что могло бы возникнуть естественным путем.
В возрасте до 3 лет должен сформироваться первый «бастион» самостоятельности – элементарные навыки самообслуживания: умение есть, одеваться-раздеваться, собирать вещи, умываться. Существует множество потешек, прибауток, простых игр и песенок, которые помогают родителям в этой задаче, делая процесс легким и непринужденным. ПРИМЕРЫ????
Кроме самообслуживания ребенок уже может проявлять свободу выбора, собственное мнение и инициативу. Позвольте малышу самому решать, какой краской и какую картинку он хочет нарисовать, во что и сколько хочет играть, из какой чашки пить и в какую сторону идти гулять.
Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к детской самостоятельности.
Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость. Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности.
Основная деятельность ребенка этого возраста – это сюжетно-ролевая игра, в которой малыши чаще всего берут на себя роли взрослых и проигрывают сценки из жизни. Вот ваша дочка уже «стала мамой» и катает коляску с младенцем. А сын начинает ремонт в квартире игрушечными инструментами. Поэтому и самостоятельность у ребенка нужно развивать в игровой форме, придумывая разнообразные истории. Например, мытье в ванной можно превратить в игру «Пенное море», где сам малыш – Морской царь, которому необходимо с помощью губки и мыла покрыть себя пеной (а заодно и помыться). Или попробуйте поиграть с малышом в «Волшебное тесто», доверив ему процесс разминания и лепку фигурок с помощью формочек. Вспомните свое детство и дайте волю фантазии, дети легко включаются в игру и через какое-то время будут сами подсказывать новые игровые приемы, а чуть позже – и обходиться без них.
Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто заниматься «самообслуживанием» (хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, завязки, кнопки и т.д.), он уже в состоянии заботиться о других членах семьи. Пусть на элементарном уровне, но этот навык дает бесценный толчок для эмоционально-волевого развития ребенка. Просите вашего кроху поиграть одного в комнате, пока мама принимает ванну, ведь она так устала. Хорошо, если малышу дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами.
Кроме того, в этом возрасте ребенок учится делать выбор, принимать решения и оценивать свои действия. Главное – позволить ему это. Например, вы собираетесь в садик. Приготовьте для него одежду по погоде и разрешите самому выбрать, в чем он пойдет, и одеться. Пусть малыш на первых порах будет выглядеть нелепо, но подводите его к правильному решению ненавязчивыми вопросами: «Удобно было в садике в длинном платье? Может, лучше отложить его до праздника?» Позвольте ребенку самому делать выводы.
Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)
Теперь самостоятельность у ребенка – это не только умение делать что-то самому и занимать себя, но и нести ответственность за свои поступки. Пора поручать ребенку определенные обязанности, касающиеся уже не только его самого, но и семьи в целом. Это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что малыш будет делать без вашего напоминания и регулярно. Можно даже ради этого посадить дома растение, выбранное ребенком, за которое он сам будет отвечать. Вам не стоит вмешиваться, даже если вы заметите, что малыш забывает его поливать. Пусть он сам увидит результат своих трудов или ошибок. Вы же можете лишь помочь ему сделать выводы и попробовать вновь.
К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее старайтесь создавать для малыша хотя бы видимость свободы. Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость. Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.
Дошкольный возраст
В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Например, уборка своего уголка с игрушками, поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
Всем понятно, что самостоятельному ребенку легче и в учебе, и во взрослой жизни. Но как воспитать такую черту у малыша, если жизнь за пределами дома полна опасностей? На самом деле это не так уж и сложно при грамотном подходе.
Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка.
Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте.
Конечно, сложно сдержаться, когда кажется, что весь мир полон опасностей. Но мудрые родители понимают, что, поддавшись собственным чувствам, страхам и временному удобству, они препятствуют естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности.
Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:
* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей. Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки… Но если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется.
* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т.д. Поэтому ваша задача – обеспечить малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями. Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать, поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым... Личный опыт намного прочнее теории.
* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно их соблюдать. Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки. Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям чаще следует применять положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности , которые можно применить в своей практике, следующие:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ высказать сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Требуя от ребенка самостоятельности, нужно руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанет и потеряет интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки , будет более понятна ребенку.
3. Объем и содержание обязанностей нужно формулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь бабушке», а не «надо убирать за собой!».
4. Необходимо объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
5. Если ребенок ленится, можно попросить рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с братом (сестрой) лепкой животного, рисованием самолета и т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, важно развивать произвольность поведения, то есть способность владеть и управлять собой, контролировать себя.
Я сам
❀ Вместе с ребенком составьте список, что он умеет делать сам, и что — с помощью взрослых. Постарайтесь не подсказывать ребенку, пусть составит список самостоятельно, а вы запишите его комментарии. Если список ребенка слишком мал, и вы уверены, что он может быть дополнен, тогда можно будет задать наводящие вопросы: «А ты умеешь сам(а)..?», «А кто помогает тебе..?» Обсудите полученные ответы и поинтересуйтесь, что из списка «Умею, но с помощью взрослых» ребенок сможет научиться делать самостоятельно. Например, ребенок умеет с помощью взрослого застилать постель. Как только он научиться застилать постель самостоятельно, фраза «застилать постель» сразу же будет перенесена в графу «Я сам».
Куда пойти?
❀ Приготовьте 4 стула, на каждый положите по одному комплекту одежды. Это могут быть: на 1 стуле — спортивный костюм, бейсболка и кроссовки, на 2 — парадный костюм (или платье для праздника), соответствующая обувь; на 3 стуле — пижама и тапочки; на 4 стуле — одежда для взрослых (например, если игра проводится с сыном, то на стуле могут быть мужская футболка, брюки и обувь; а если с дочкой, то женская блузка, юбка или платье и туфли). Также необходимо приготовить 4 карточки, на которых могут быть написаны следующие слова: «В спортзал» или «На спортивное соревнование» (и добавлен рисунок со спортивной тематикой); «На праздник» или «На бал» (и добавлена картинка с темой праздника); «Спать» (и добавлена соответствующая иллюстрация); «На работу» (добавлена картинка, относящаяся к данной теме).
❀ Карточки надо перемешать и дать ребенку выбрать одну из них, но так, чтобы взрослый не видел, что за карточка досталась ребенку. В соответствии с заданием на карточке ребенок должен определить, на каком стуле находятся вещи для того мероприятия, на которое ему надо будет собраться. Взрослый выходит из комнаты или отворачивается, а ребенок переодевается. Если ребенку досталась карточка «В спортзал», то он должен надеть спортивный костюм; если «На бал», то — парадный, если «Спать» — пижаму, если «На работу» — одежду взрослых (это шуточное задание поможет представить себя взрослым). Как только малыш будет готов, он пригласит взрослого войти и отгадать, какая карточка ему досталась.
Помощник(ца)
❀ На карточках надо написать задания для участников игры и нарисовать к каждой из них иллюстрацию, которая поможет сориентироваться, что необходимо сделать:
♦ полить цветок,
♦ подмести порог,
♦ вытереть пыль с полки,
♦ помыть чашку,
♦ налить в чашку воду из кувшина,
♦ постирать носовой платок,
♦ нарисовать картинку,
♦ исполнить танец,
♦ спеть песню,
♦ надеть шапку, шарф и перчатки,
♦ застегнуть все пуговицы на рубашке (подобрать рубашку или блузку с большим количеством пуговиц),
♦ завязать бантик,
♦ сложить брюки и повесить их на вешалку и т. д.
❀ По очереди вытаскивайте карточки с заданием и выполняйте их. За правильно выполненное задание игрок получает очко в виде печенья, конфеты или другого приза. Тот, у кого окажется больше очков, становится победителем и получает титул «Умничка».
На прогулку
❀ Прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда пойдете сначала, куда потом и т. д. Пусть он сам попробует выбрать и определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка, парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того как вернетесь домой, обсудите, что было неудобно вам. Например: «Если бы мы зашли в магазин после прогулки в парке и игры на площадке, то я смогла бы поиграть там с тобой, а не стоять возле сумок с продуктами, и мы бы погуляли гораздо дольше»:
Смена ролей
❀ Предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет взрослым (папой или мамой), а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку (по картинкам). Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить книги на полку). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и ощутит себя действительно самостоятельным человеком.
Собираемся гулять
❀ Эта игра может стать продолжением предыдущей. Вам надо снова превратиться в ребенка (очень маленького), а ребенку — во взрослого. «Взрослый» должен будет помочь вам собраться на прогулку и при этом самостоятельно одеться. Ему нужно продумать, что он возьмет на улицу, не забыть взять ключи, проверить выключен ли свет, выключена ли вода и, по возможности, закрыть дверь на ключ. Как только он соберет вас на прогулку, и вы выйдете из квартиры, игра завершается, и вы проверяете, все ли вы взяли и дополняете список того, что еще следовало бы сделать «взрослому». И, конечно же, стоит поощрить старание ребенка!
Подготовка к празднику
❀ Если у вас в ближайшее время намечается праздник, обсудите с ребенком, что вам необходимо подготовить для его проведения. Например, сделать пригласительные билеты, оформить комнату, сходить в магазин, составить меню, подготовить конкурсную программу и т. д. Учитывайте советы ребенка или подводите его к тому, чтобы он проявил инициативу в организации праздника. Например, обратитесь к нему с просьбой: «Женечка, у нас скоро праздник, давай подумаем, кого мы сможем пригласить и какие пригласительные билеты нам надо будет сделать» или «Какое меню нам составить?», «Мне очень понадобится твоя помощь, чтобы испечь пирог».
И последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом отказа от задуманного. Делайте не за ребёнка, а вместе с ним. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займёт все свободное время. Результат стоит усилий.
И напоследок, семь простых правил установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:
1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…?».
2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».
3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).
4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?».
5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.
6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.
7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.
Удачи, терпения и сил Вам и Вашему ребенку!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.