Обобщённо- личные предложения
Цели урока: формировать умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи. Формировать умения объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи. Закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и схеме. выявить особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений
Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:
- распознавание обобщённо- личных предложений в тексте;
- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
- построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний:
Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация)
- Какой теме посвящены наши уроки? (Односоставные предложения)
- Какие предложения называются односоставными? (Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена)
- Какие типы односоставных предложений вы знаете? Охарактеризуйте их, приведите примеры. (Назывные предложения – с главным членом подлежащим, определенно-личные - односоставные предложения, в которых субъект действия не назван, но мыслится определенно: говорящий или собеседник, неопределенно-личные предложения – односоставные предложения, в которых субъект действия не назван и мыслится как неопределенное лицо)
- Какие знания помогают нам определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым? (Способы выражения сказуемого, синонимическая замена односоставного предложения двусоставным)
2. Объяснительный диктант. (Записать предложения, указать односоставные).
Безветрие, и все небо залито ровной синевой.
Шумная публика, битком набившая емкий зал, необычайно тиха.
Медленно бредем среди деревьев и наслаждаемся прекрасным хвойным воздухом.
Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный порошок, включают машину в электросеть, открывают кран подачи воды и нажимают кнопку включения машины.
По одежке встречают, по уму провожают.
Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) (Сказуемое в форме 2л, ед.ч., повел. накл. Опред-личное) Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин) (Сказуемое в форме 3л, мн.ч. наст. вр Неопред-личное)
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
- Какие предложения отличаются по значению от остальных?( 3 последних)
- Кто выполняет или должен выполнять действие, обозначенное в этих предложениях? (Все, каждый, любой) Замените предложения синонимичными двусоставными предложениями
(Каждый должен беречь платье снову, а честь смолоду.
Дни поздней осени все бранят обыкновенно)
- Какое значение получают определенно-личное и неопределнно-личное предложения? (Обобщенное значение) - Как мы назовем такие предложения? (Обобщенно-личные предложения)
- Что мы знаем об обобщенно-личных предложениях? (Почти ничего. Они сходны с определенно-личными и неопределнно-личными предложениями по способу выражения сказуемого, но отличаются значением.)
- Какой теме посвятим урок? (Обобщенно-личные предложения)
- Что нужно нам узнать об обобщенно-личных предложениях, чтобы правильно их использовать в речи? (Возможные способы выражения сказуемого, сферу использования)
IV. Усвоение новых знаний.
1. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. Даю вам 3 минуты для наблюдений).
1.Век живи – век учись.(Пословица) (Повел. накл. 2л., ед.ч. ПГС)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая) (ПГС, повел. накл., 2 л., мн.ч.)
3. По одежке встречают – по уму провожают. (ПГС, 3 л., мн.ч., наст. вр. Изъявит наклон.)
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра. (ПГС, 2 л., ед.ч., буд. вр. Изъявит наклон.)
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.) ( ПГС, ПГС 3 л., мн.ч., наст.вр., изъявит. накл. ПГС 2 л., ед.ч, буд.вр, изъявит наклон. СГС, 3 л., мн. ч.,буд. вр. )
6. Тише едешь – дальше будешь. (ПГС, 2л, ед.ч., наст.вр, изъявит наклон. 2 л., ед. ч., буд вр.)
- Озвучьте ваши выводы.
- Дайте определение обобщенно-личным предложениям (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц. Т.е. действующее лицо мыслится обобщенно)
-Почему обобщенно-личные предложения – пословицы?( Основное назначение таких предложений – образное выражение общих суждений, обобщений, поэтому они широко представлены в пословицах поговорках, афоризмах, поэтической речи (позволяют выразить свои чувства, перенося переживания на читателя) (В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека)
-Где можем проверить правильность выводов? (В учебнике. Читают на стр.109 материал.)
- Какая информация оказалась новой?
- Где используются обобщенно-личные предложения? (В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете - заголовки)
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Закрепим новые знания. Продолжи пословицы. Объясни их смысл. Выдели грамматическую основу и определи способ выражения главных членов. Охарактеризуй предложения. Выдели орфограммы.
1.За одного ученого двух неученых дают. (ПГС, 3 л.,мн.ч, н.вр., изъяв. наклон.)
2.От пословицы не уйдешь. (ПГС, 2л, ед.ч., буд вр., изъяв.наклон.)
3. Живи для людей, поживут и люди для тебя. (ПГС, повел.наклон., 2 л., ед.ч. второе простое -двусоставное предложение с ПГС )
4.Любишь кататься – люби и саночки возить. (БСП. 1простое : СГС,2л, ед.ч, наст.вр и инфинитив, 2 простое: СГС, повел.наклон., 2л, ед.ч.и инфинитив)
5. Потерянное доверие не скоро найдешь. (ПГС, 2л., ед.ч., буд. вр., изъявит. наклон. )
6.Знай край, да не падай. (ПГС, повел. наклон., 2л, ед.ч.) 7. На ошибках учатся. (ПГС., 3 л, мн.ч., наст.вр., изъявит наклон.)
2. Упр. 169 (учебник).
3. Употребление обобщенно-личных предложений в поэтической речи, в афоризмах:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель мой!
А.С. Пушкин
Часто раскаиваемся в своем молчании и бездействии, но еще чаще раскаиваемся по поводу сказанного и сделанного нами.
Говорить всегда труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
Выводы: обобщенно-личные предложения - это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.
VI. Рефлексия.
Без баллов, без слов ХОРОШО ИЛИ плохо оцените себя и свою работу:напишите формулу сегодняшнего урока Урок: …..+…….+….+……+…….+……+….+
Важное и нужное, интересное кладем в сундучок памяти.
Непонятное отправим в комбайн для переработки.
Скучное кидаем в корзинку.
-Спасибо всем за работу!
VII. Информация о домашнем задании:
домашнюю работу выбирайте по желанию !)
1-й легкий уровень: найти и выписать примеры односоставных предложений из других источников, ссылка обязательна
2-й практический уровень: Упр. 170
3-й творческий уровень: составить свой текст, употребив односоставные конструкции
. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)
6. Тише едешь – дальше будешь.
. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)
6. Тише едешь – дальше будешь.
. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)
6. Тише едешь – дальше будешь.
. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )
1.Век живи – век учись.(Пословица)
2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)
3. По одежке встречают – по уму провожают.
4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.
5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)
6. Тише едешь – дальше будешь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.