Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обобщенно-личные предложения"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обобщенно-личные предложения"

Оценка 5
doc
09.02.2024
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обобщенно-личные предложения"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе _Обобщенно-личные предложения_.doc

Обобщённо- личные предложения

Цели урока:  формировать умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи. Формировать умения объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи. Закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и схеме. выявить особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений

Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:

- распознавание обобщённо- личных предложений в тексте;

- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

- построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной речи;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Познавательные УУД;

- находить ответы на вопросы ;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре;

- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.



Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

Фронтальный опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация)

- Какой теме посвящены наши уроки? (Односоставные предложения)

- Какие предложения называются односоставными? (Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена)

- Какие типы односоставных предложений вы знаете? Охарактеризуйте их, приведите примеры. (Назывные предложения – с главным членом подлежащим, определенно-личные - односоставные предложения, в которых субъект действия не назван, но мыслится определенно: говорящий или собеседник, неопределенно-личные предложения – односоставные предложения, в которых субъект действия не назван и мыслится как неопределенное лицо)

- Какие знания помогают нам определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым? (Способы выражения сказуемого, синонимическая замена односоставного предложения двусоставным)

2. Объяснительный диктант. (Записать предложения, указать односоставные).

Безветрие, и все небо залито ровной синевой.

Шумная публика, битком набившая емкий зал, необычайно тиха.

Медленно бредем среди деревьев и наслаждаемся прекрасным хвойным воздухом.

Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный порошок, включают машину в электросеть, открывают кран подачи воды и нажимают кнопку включения машины.

По одежке встречают, по уму провожают.

Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) (Сказуемое в форме 2л, ед.ч., повел. накл. Опред-личное) Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин) (Сказуемое в форме 3л, мн.ч. наст. вр Неопред-личное)

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

- Какие предложения отличаются по значению от остальных?( 3 последних)

- Кто выполняет или должен выполнять действие, обозначенное в этих предложениях? (Все, каждый, любой) Замените предложения синонимичными двусоставными предложениями

(Каждый должен беречь платье снову, а честь смолоду.

Дни поздней осени все бранят обыкновенно)

- Какое значение получают определенно-личное и неопределнно-личное предложения? (Обобщенное значение) - Как мы назовем такие предложения? (Обобщенно-личные предложения)

- Что мы знаем об обобщенно-личных предложениях? (Почти ничего. Они сходны с определенно-личными и неопределнно-личными предложениями по способу выражения сказуемого, но отличаются значением.)

- Какой теме посвятим урок? (Обобщенно-личные предложения)

- Что нужно нам узнать об обобщенно-личных предложениях, чтобы правильно их использовать в речи? (Возможные способы выражения сказуемого, сферу использования)

IV. Усвоение новых знаний.

1. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. Даю вам 3 минуты для наблюдений).

1.Век живи – век учись.(Пословица) (Повел. накл. 2л., ед.ч. ПГС)

2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая) (ПГС, повел. накл., 2 л., мн.ч.)

3. По одежке встречают – по уму провожают. (ПГС, 3 л., мн.ч., наст. вр. Изъявит наклон.)

4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра. (ПГС, 2 л., ед.ч., буд. вр. Изъявит наклон.)

5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.) ( ПГС, ПГС 3 л., мн.ч., наст.вр., изъявит. накл. ПГС 2 л., ед.ч, буд.вр, изъявит наклон. СГС, 3 л., мн. ч.,буд. вр. )

6. Тише едешь – дальше будешь. (ПГС, 2л, ед.ч., наст.вр, изъявит наклон. 2 л., ед. ч., буд вр.)

- Озвучьте ваши выводы.

- Дайте определение обобщенно-личным предложениям (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц. Т.е. действующее лицо мыслится обобщенно)

-Почему обобщенно-личные предложения – пословицы?( Основное назначение таких предложений – образное выражение общих суждений, обобщений, поэтому они широко представлены в пословицах поговорках, афоризмах, поэтической речи (позволяют выразить свои чувства, перенося переживания на читателя) (В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека)

-Где можем проверить правильность выводов? (В учебнике. Читают на стр.109 материал.)

- Какая информация оказалась новой?

- Где используются обобщенно-личные предложения? (В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете - заголовки)

V. Первичная проверка усвоения знаний:

1. Закрепим новые знания. Продолжи пословицы. Объясни их смысл. Выдели грамматическую основу и определи способ выражения главных членов. Охарактеризуй предложения. Выдели орфограммы.

1.За одного ученого двух неученых дают. (ПГС, 3 л.,мн.ч, н.вр., изъяв. наклон.)

2.От пословицы не уйдешь. (ПГС, 2л, ед.ч., буд вр., изъяв.наклон.)

3. Живи для людей, поживут и люди для тебя. (ПГС, повел.наклон., 2 л., ед.ч. второе простое -двусоставное предложение с ПГС )

4.Любишь кататься – люби и саночки возить. (БСП. 1простое : СГС,2л, ед.ч, наст.вр и инфинитив, 2 простое: СГС, повел.наклон., 2л, ед.ч.и инфинитив)

5. Потерянное доверие не скоро найдешь. (ПГС, 2л., ед.ч., буд. вр., изъявит. наклон. )

6.Знай край, да не падай. (ПГС, повел. наклон., 2л, ед.ч.) 7. На ошибках учатся. (ПГС., 3 л, мн.ч., наст.вр., изъявит наклон.)

2. Упр. 169 (учебник).

3.  Употребление обобщенно-личных предложений в поэтической речи, в афоризмах:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель мой!
А.С. Пушкин

Часто раскаиваемся в своем молчании и бездействии, но еще чаще раскаиваемся по поводу сказанного и сделанного нами.

Говорить всегда труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.

Выводы: обобщенно-личные предложения - это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.

VI. Рефлексия.

 Без баллов, без слов ХОРОШО ИЛИ плохо оцените себя и свою работу:напишите формулу сегодняшнего урока Урок: …..+…….+….+……+…….+……+….+

Важное и нужное, интересное кладем в сундучок памяти.

Непонятное отправим в комбайн для переработки.

Скучное кидаем в корзинку.

-Спасибо всем за работу!

VII. Информация о домашнем задании:

домашнюю работу выбирайте по желанию !)

1-й легкий уровень: найти и выписать примеры односоставных предложений из других источников, ссылка обязательна

2-й практический уровень: Упр. 170

3-й творческий уровень: составить свой текст, употребив односоставные конструкции







. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )

1.Век живи – век учись.(Пословица)

2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)

3. По одежке встречают – по уму провожают.

4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.

5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)

6. Тише едешь – дальше будешь.

. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )

1.Век живи – век учись.(Пословица)

2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)

3. По одежке встречают – по уму провожают.

4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.

5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)

6. Тише едешь – дальше будешь.

. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )

1.Век живи – век учись.(Пословица)

2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)

3. По одежке встречают – по уму провожают.

4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.

5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)

6. Тише едешь – дальше будешь.



. Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках. )

1.Век живи – век учись.(Пословица)

2.Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте! (О.Высоцкая)

3. По одежке встречают – по уму провожают.

4. Не разгрызешь ореха – не съешь ядра.

5. Его просят, его ждут, а придет – прятаться начнут. (Загадка.)

6. Тише едешь – дальше будешь.


Обобщённо- личные предложения

Обобщённо- личные предложения

Какие знания помогают нам определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым? (Способы выражения сказуемого, синонимическая замена односоставного предложения двусоставным) 2

Какие знания помогают нам определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым? (Способы выражения сказуемого, синонимическая замена односоставного предложения двусоставным) 2

Озвучьте ваши выводы. - Дайте определение обобщенно-личным предложениям (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся…

Озвучьте ваши выводы. - Дайте определение обобщенно-личным предложениям (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся…

Спасибо всем за работу! VII.

Спасибо всем за работу! VII.

Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках

Карточки для работы в парах:( выделите грамматическую основу и способ выражения сказуемого в односоставных обобщенно-личных предложениях, данных на карточках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024