Русский язык. 8 класс.
Тема: «Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению».
Цели:
- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;
- формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,
- различать вводные слова и члены предложения.
Развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать данные конструкции в речи.
Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: научиться узнавать группы вводных слов и конструкций по значению.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Индивидуальная работа по карточкам: Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и обращения. Карточка: 1.Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2.Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3.Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок литературы. 4.К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5.По мнению учеников литература способствует духовному воспитанию подростков.
2) Синтаксический разбор предложения: Хорошая книга, бесспорно, возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы. (Лабрюйер Ж.) |
Выполняют работу по карточкам
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
1.Отгадать, что зашифровано в ребусе? – Мы узнаем тему урока. Сравнить предложения: 1.Врач может быть у себя в кабинете. 2.Врач, может быть, у себя в кабинете. - В каком предложении подчёркнутые слова являются членами предложения? - В каком нет? Наблюдения за интонацией. -Как произносятся вводные слова? - Сформулируйте тему урока? - Сформулируйте цели урока? |
Анализируют данные словосочетания, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют записи на доске
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
Работа по учебнику. Чтение правила, с. 174. Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём сообщает, указывает на последовательность, на источник сообщения. Вводные слова не являются членами предложения.
Группы вводных слов по значению. Разбор схем П.60. стр. 176, 177. Работа с упражнениями:364 и 366 – комментированное письмо.
Значение вводных слов. · Вводные слова могут иметь и другое значение. Запишем предложения, определим, что выражают в них вводные слова 1. Вы здесь, конечно, по каким-то делам? Уверенность. (Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле) 2. Я, может быть, еще не готов к экзамену по литературе. Предположение. (Может быть, кажется, пожалуй, возможно, вероятно, по-видимому). 3. К сожалению, погода испортилась. Разные чувства говорящего. (К счастью, к несчастью, к моему стыду, к удивлению всех, к прискорбию, к досаде и др.). 4. По-моему, завтра погода переменится. Источник высказанной мысли, т.е. кто высказал эту мысль (точно или приблизительно). (По-моему, по-твоему, по словам товарища, по-вашему, говорят, сказывают и др.). 5. Народы всех стран хотят мира, значит, мир можно сохранить. Связь между несколькими мыслями, порядок мыслей, вывод или итог: (Следовательно, во-первых, во-вторых, наконец, в конце концов, значит, итак, наоборот и др.). Вводные конструкции 1.Степень достоверности. 2.Различные чувства сообщения (уверенность, (радость, сожаление, предположение) удивление, страх) 3.Источник сообщения. (Сам говорящий, другие люди) 4.Обращение к собеседнику 5.Последовательность изложения (связь мыслей, порядок, способ Оформления). |
Выполняют работу по учебнику. Смотрят схемы, анализируют, делают выводы.
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа с текстом. Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определить их значение (текст распечатан для каждого ученика). ___________________, когда-то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. _____________, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далёком прошлом; __________________, объясняют настоящее и, _______________, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, ____________________, развивают ум, помогают вырабатывать характер и, _______________, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, _________________ , любовь к языку. Слова для справок: к счастью, безусловно, во-первых, во-вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно.
Работа в паре. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте графически вводные слова. Книги как извес…но издавн… почитались на Руси. По утверждению летописц…в Ярослав Мудрый владел б...льшой библ…отекой. К сожалению сейчас её следы потер…ны. Может быть когда(нибудь) она буд…т найдена.
Цифровой диктант. -В каких предложениях есть вводные слова? +1.К счастью, небо стало проясняться. +2. Он, говорят, большой оригинал. 3. Ваше утверждение бесспорно. 4. Из-за тумана ничего не было видно. 5. Сначала новое дело кажется трудным. +6. Ваши возражения, бесспорно, убедительны. +7. По-твоему, я ошибаюсь? +8. Кажется, мы мало–помалу приближаемся к развязке. Взаимопроверка. |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу в паре.
Выполняют цифровой диктант. Делают взаимопроверку.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
-Что вы узнали о вводных словах? -На какие группы по значению делятся вводные слова? - Как на письме выделяются вводные слова?
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
На выбор: 1. Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем уроке?», используя слова безусловно, во-первых, во-вторых, таким образом. 2. Упражнение 368, 375 |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.